Как ученик Картье научил американок парижскому шику: Дизайнер украшений Марсель Буше

   

Сегодня марка Boucher известна лишь ценителям винтажной бижутерии, но когда-то ее создатель одним из первых показал модницам и модникам, что шик – это не только золото и бриллианты. Бренд Марселя Буше родился в темные времена Великой депрессии, пережил горнило Второй мировой и стал синонимом роскоши – пусть даже его райские птицы и трепетные лилии были созданы вовсе не из драгоценных материалов. 

Брошь и браслет Boucher.
Брошь и браслет Boucher.

Марсель Буше родился в Париже в 1898 или в 1899 году. В раннем возрасте он потерял отца, мать – швея – растила сына самостоятельно, не рассчитывая ни на чью поддержку. В годы Первой мировой войны Буше, как единственный сын вдовы, избежал фронтовых ужасов – он служил санитаром скорой помощи. А после войны он пришел работать… в Cartier.

Броши Boucher в форме цветов.
Броши Boucher в форме цветов.

Начинал он с тяжкого труда подмастерья, однако быстро учился и вскоре достиг значительных успехов в ювелирном искусстве. В 1922 году Марсель Буше перебрался в Нью-Йорк, в американский филиал Cartier на должность дизайнера. Как ученик Пьера Картье, он строго следовал стилю ювелирного дома и уже в те годы был знаменит своим бесконечным, почти маниакальным стремлением к совершенству.
Но здесь, как в истории многих брендов бижутерии, в дело вмешалась Великая депрессия. Спрос на ювелирные изделия стремительно падал. Cartier несли существенные убытки, и Буше, посчитав, что «этот поезд в огне», покинул ювелирный дом. Некоторое время он работал на другой бренд, занимавшийся изготовлением украшений из серебра. Буше создавал богато декорированные пряжки, браслеты для часов и множество других украшений – и его поразили возможности работы со сплавами и поделочными камнями. Кроме того, его творческое воображение больше не было ограничено репутацией бренда, «солидностью», требованиями богатых клиентов… В 1937 году он отправился в свободное плавание и открыл собственное дело вместе со своей первой супругой Жанной и коммерсантом Артуром Хальберштадтом, который до того занимался продажами изделий главного «бижутерного монстра» — компании Trifari.

Броши Boucher в форме цветов. Новые материалы позволяли сделать их крупными, но легкими.
Броши Boucher в форме цветов. Новые материалы позволяли сделать их крупными, но легкими.

Boucher стали проповедниками парижского стиля в США. Буше разрабатывал сложные, но изысканные формы украшений. Ранние его работы были навеяны дамской модой тех лет – ленты и банты, инкрустированные кристаллами сложных оттенков. Он использовал эмали, чистые поделочные камни, высококачественные сплавы. В некоторых коллекциях он отдавал предпочтение ограниченной цветовой гамме – например, белые кристаллы в сочетании с жемчугом для создания эффекта льда.

Броши Boucher.
Броши Boucher.

Облегченные конструкции и новейшие материалы позволяли делать крупные украшения с нетривиальными образами. На платьях и пальто американских модниц появляются балерины и экзотические птицы, огромные цветы, и даже… овощи. Редис, кукуруза, острый перец – оригинальные и ироничные мотивы, которые Буше без тени сомнения предложил публике.

Броши необычной формы.
Броши необычной формы.

Он придумывал и механические броши – его цветы раскрывали лепестки, являя миру мерцающие камни, до поры скрытые в бутоне. Огранка хрусталя и кристаллов была столь искусной, что они не уступали настоящим бриллиантам.

Броши Boucher в форме птиц.
Броши Boucher в форме птиц.

Броши Boucher в форме птиц.
Броши Boucher в форме птиц.

Буше всегда с некоторым пренебрежением относился к рекламе, хотя некоторые глянцевые журналы и продвигали его продукцию. Он считал, что достойный бренд может быть популярным и без рекламы, главное – дизайн и качество продукции. Зато активно ратовал за соблюдение авторских прав, патентовал не только технологию и конструкции, но даже саму форму изделий. Все украшения Boucher были маркированы, пронумерованы и каталогизированы. Марсель Буше боролся с плагиаторами, появлявшимися как грибы после дождя, и выиграл несколько судов о нарушении патентных прав.

Броши Boucher в форме птиц - самые популярные изделия марки.
Броши Boucher в форме птиц — самые популярные изделия марки.

Немногие из тех, кто начал бизнес в модной индустрии накануне Второй мировой, сумели и после сохранить рабочие места, клиентуру и обороты. Однако в этот непростой период Буше принял решение перенести производство… в Мексику – чем и спас свое предприятие. Вторая мировая стала кризисным периодом для американских брендов бижутерии еще и потому, что необходимые материалы – в первую очередь, стерлинговое серебро – использовались в нуждах военной промышленности, а производственные площадки переоборудовали для выпуска боеприпасов. Однако в Мексике ситуация обстояла иначе – там производители бижутерии могли найти достаточное количество качественного и при этом недорогого серебра. Буше первым разведал эту золотую – вернее, серебряную – жилу.

Броши Boucher в форме лилий.
Броши Boucher в форме лилий.

В послевоенное время Буше начал создавать все более крупные, детализированные и яркие украшения. Объемные броши Буше в форме птиц и насекомых оказались на пике моды. Они как нельзя лучше отвечали курсу на женственность и роскошь, заданному Кристианом Диором. По словам его второй жены Раймонды Семенсон (знакомые называли ее Сандрой), девизом Буше было лишь одно слово – «Шик».
Раймонда Семенсон начала сотрудничать с Boucher в качестве помощника дизайнера в 1948 году. В 1965 году Буше развелся с первой женой и женился на Сандре. Жанна так и не приняла его измены, до конца жизни называя себя супругой Буше. А спустя год после скандального развода Буше скончался.
Boucher были небольшой компанией – численность ее сотрудников никогда не превышала семидесяти, несмотря на рост объемов производства. Все украшения разрабатывал сам Буше. Новым президентом Boucher стала Сандра, у которой был опыт работы в качестве дизайнера (кроме Boucher, она сотрудничала еще и с Гарри Уинстоном). Однако становилось понятно, что без создателя бренда продержаться на плаву будет почти невозможно.

Броши Boucher.
Броши Boucher.

Впрочем, под руководством Сандры Boucher как самостоятельная марка просуществовали больше десяти лет, а затем компания была продана канадской часовой фирме D’Orlan Industries of Toronto. В 1977 Boucher как часть D’Orlan выпустили коллекцию часов – и прекратили свое существование. Сегодня изделия с маркировкой Boucher не выпускаются, их можно найти лишь в магазинах винтажных украшений и на интернет-аукционах. Некоторые броши Boucher – особенно из коллекции «Месяцы года» — уже признаны коллекционной редкостью.

Текст: Софья Егорова.

Источник: http://kulturologia.ru/blogs/030421/49471/

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.