Как ученик Картье научил американок парижскому шику: Дизайнер украшений Марсель Буше
Сегодня марка Boucher известна лишь ценителям винтажной бижутерии, но когда-то ее создатель одним из первых показал модницам и модникам, что шик – это не только золото и бриллианты. Бренд Марселя Буше родился в темные времена Великой депрессии, пережил горнило Второй мировой и стал синонимом роскоши – пусть даже его райские птицы и трепетные лилии были созданы вовсе не из драгоценных материалов.
Брошь и браслет Boucher.
Марсель Буше родился в Париже в 1898 или в 1899 году. В раннем возрасте он потерял отца, мать – швея – растила сына самостоятельно, не рассчитывая ни на чью поддержку. В годы Первой мировой войны Буше, как единственный сын вдовы, избежал фронтовых ужасов – он служил санитаром скорой помощи. А после войны он пришел работать… в Cartier.
Броши Boucher в форме цветов.
Начинал он с тяжкого труда подмастерья, однако быстро учился и вскоре достиг значительных успехов в ювелирном искусстве. В 1922 году Марсель Буше перебрался в Нью-Йорк, в американский филиал Cartier на должность дизайнера. Как ученик Пьера Картье, он строго следовал стилю ювелирного дома и уже в те годы был знаменит своим бесконечным, почти маниакальным стремлением к совершенству.
Но здесь, как в истории многих брендов бижутерии, в дело вмешалась Великая депрессия. Спрос на ювелирные изделия стремительно падал. Cartier несли существенные убытки, и Буше, посчитав, что «этот поезд в огне», покинул ювелирный дом. Некоторое время он работал на другой бренд, занимавшийся изготовлением украшений из серебра. Буше создавал богато декорированные пряжки, браслеты для часов и множество других украшений – и его поразили возможности работы со сплавами и поделочными камнями. Кроме того, его творческое воображение больше не было ограничено репутацией бренда, «солидностью», требованиями богатых клиентов… В 1937 году он отправился в свободное плавание и открыл собственное дело вместе со своей первой супругой Жанной и коммерсантом Артуром Хальберштадтом, который до того занимался продажами изделий главного «бижутерного монстра» — компании Trifari.
Броши Boucher в форме цветов. Новые материалы позволяли сделать их крупными, но легкими.
Boucher стали проповедниками парижского стиля в США. Буше разрабатывал сложные, но изысканные формы украшений. Ранние его работы были навеяны дамской модой тех лет – ленты и банты, инкрустированные кристаллами сложных оттенков. Он использовал эмали, чистые поделочные камни, высококачественные сплавы. В некоторых коллекциях он отдавал предпочтение ограниченной цветовой гамме – например, белые кристаллы в сочетании с жемчугом для создания эффекта льда.
Броши Boucher.
Облегченные конструкции и новейшие материалы позволяли делать крупные украшения с нетривиальными образами. На платьях и пальто американских модниц появляются балерины и экзотические птицы, огромные цветы, и даже… овощи. Редис, кукуруза, острый перец – оригинальные и ироничные мотивы, которые Буше без тени сомнения предложил публике.
Броши необычной формы.
Он придумывал и механические броши – его цветы раскрывали лепестки, являя миру мерцающие камни, до поры скрытые в бутоне. Огранка хрусталя и кристаллов была столь искусной, что они не уступали настоящим бриллиантам.
Броши Boucher в форме птиц.
Броши Boucher в форме птиц.
Буше всегда с некоторым пренебрежением относился к рекламе, хотя некоторые глянцевые журналы и продвигали его продукцию. Он считал, что достойный бренд может быть популярным и без рекламы, главное – дизайн и качество продукции. Зато активно ратовал за соблюдение авторских прав, патентовал не только технологию и конструкции, но даже саму форму изделий. Все украшения Boucher были маркированы, пронумерованы и каталогизированы. Марсель Буше боролся с плагиаторами, появлявшимися как грибы после дождя, и выиграл несколько судов о нарушении патентных прав.
Броши Boucher в форме птиц — самые популярные изделия марки.
Немногие из тех, кто начал бизнес в модной индустрии накануне Второй мировой, сумели и после сохранить рабочие места, клиентуру и обороты. Однако в этот непростой период Буше принял решение перенести производство… в Мексику – чем и спас свое предприятие. Вторая мировая стала кризисным периодом для американских брендов бижутерии еще и потому, что необходимые материалы – в первую очередь, стерлинговое серебро – использовались в нуждах военной промышленности, а производственные площадки переоборудовали для выпуска боеприпасов. Однако в Мексике ситуация обстояла иначе – там производители бижутерии могли найти достаточное количество качественного и при этом недорогого серебра. Буше первым разведал эту золотую – вернее, серебряную – жилу.
Броши Boucher в форме лилий.
В послевоенное время Буше начал создавать все более крупные, детализированные и яркие украшения. Объемные броши Буше в форме птиц и насекомых оказались на пике моды. Они как нельзя лучше отвечали курсу на женственность и роскошь, заданному Кристианом Диором. По словам его второй жены Раймонды Семенсон (знакомые называли ее Сандрой), девизом Буше было лишь одно слово – «Шик».
Раймонда Семенсон начала сотрудничать с Boucher в качестве помощника дизайнера в 1948 году. В 1965 году Буше развелся с первой женой и женился на Сандре. Жанна так и не приняла его измены, до конца жизни называя себя супругой Буше. А спустя год после скандального развода Буше скончался.
Boucher были небольшой компанией – численность ее сотрудников никогда не превышала семидесяти, несмотря на рост объемов производства. Все украшения разрабатывал сам Буше. Новым президентом Boucher стала Сандра, у которой был опыт работы в качестве дизайнера (кроме Boucher, она сотрудничала еще и с Гарри Уинстоном). Однако становилось понятно, что без создателя бренда продержаться на плаву будет почти невозможно.
Броши Boucher.
Впрочем, под руководством Сандры Boucher как самостоятельная марка просуществовали больше десяти лет, а затем компания была продана канадской часовой фирме D’Orlan Industries of Toronto. В 1977 Boucher как часть D’Orlan выпустили коллекцию часов – и прекратили свое существование. Сегодня изделия с маркировкой Boucher не выпускаются, их можно найти лишь в магазинах винтажных украшений и на интернет-аукционах. Некоторые броши Boucher – особенно из коллекции «Месяцы года» — уже признаны коллекционной редкостью.
Текст: Софья Егорова.
Комментарии 0