Безумный шляпник Британской империи: Как Филип Трейси вернул моду на шляпы
В декабре текущего года в Санкт-Петербурге, в музее «Эрарта», проходит выставка Филипа Трейси – всемирно известного «безумного шляпника». Профессия шляпника кажется чем-то из девятнадцатого века, но Филип Трейси не согласен. «Пока у людей есть голова на плечах, всегда будут и шляпы!» — говорит он. Любимец звезд и особ королевской крови, художник-авангардист, он создает нечто невероятное – а тысячи женщин (и мужчин!) мечтают о его шедеврах.
Одна из шляп Трейси.
Трейси – ирландец. Он занялся созданием шляп в далеком 1985 году, в университетские годы. Однокурсники посмеивались над ним: «Почему ты так увлечен шляпами? Их же носят только старушки». Но Трейси был непреклонен, словно предвидел свой грядущий успех. В дальнейшем учился он уже у другого «шляпного гения» — Стивена Джонса. В то же время Трейси свел знакомство с Изабеллой Блоу – одной из самых влиятельных женщин британской моды. Она занимала должность редактора нескольких глянцевых журналов, открыла миру Александра МакКуина, Софи Даль, Стеллу Теннант… и Филипа Трейси. Он сделал для нее эксцентричную свадебную шляпку, похожую на средневековый рыцарский шлем, и Блоу не устояла. Она предложила молодому дарованию жилье и покровительство. Трейси еще постигал мастерство шляпного дела в Королевском колледже искусства, а слухи о нем стремительно распространялись по всей Великобритании и за ее пределами.
Филип Трейси за работой. Трейси и Изабелла Блоу.
Шляпы Филипа Трейси.
Трейси было всего двадцать три, когда он начал создавать шляпы для Chanel. А через пару лет в его шляпках вышагивали по подиуму Наоми Кэмплебб и Кристи Тарлингтон… Он активно сотрудничал с Александром МакКуином, Карлом Лагерфельдом, Ральфом Лореном и Донной Карен. А в двадцать шесть он уже открыл собственный бутик – это было лишь делом времени. Сегодня он – пятикратный обладатель звания «Дизайнер года», бессчетного количества наград в области моды и настоящая легенда. Правда, и сам до сих пор не может поверить в то, что делал шляпы для дизайнеров, которыми восхищался в студенчестве.
Модели на подиуме в шляпках от Трейси.
Футуристические шляпы Трейси.
Трейси мастерски сочетает привычные материалы с экспериментальными, а формы, которые он создает, нарушают законы физики. Ткань и перья, мех и металл, пластик, растения и… электроприборы – для «безумного шляпника» не существует никаких ограничений. Те, кому посчастливилось попасть в святая святых – его мастерскую – с порога начинают искать взглядом оборудование, но… его нет. Трейси не пользуется швейными машинками. Все свои шедевры он создает вручную. «Я чувствую себя обнаженным без наперстка на пальце», — признается он.
Шляпы Трейси с перьями.
Сейчас, разумеется, у него немало высококвалифицированных сотрудников и сотрудниц (в целом Трейси предпочитает работать с женщинами), но множество задач он выполняет самостоятельно. Шляпа начинается с рисунка, затем маэстро создает прототип, а потом начинается долгий и тщательный процесс создания шедевра, в основе которого – многовековые традиции ремесла. И в этом магическом ритуале нет места новейшим компьютерным технологиям. По словам Трейси, самый мощный компьютер не в силах рассчитать правильного баланса перьев или композиции завитков. Сегодня он начинает осваивать 3D-печать, однако результаты экспериментов его не радуют. А вот соцсети он обожает, сам активно ведет свои аккаунты и ставит лайки. Ведь даже если вам совершенно некуда пойти в эффектной шляпке (особенно потому, что массовые мероприятия в 2020 году оказались под запретом), вы всегда можете «пойти» в ней в Instagram! О том, что работа Трейси ближе к магии, нежели к инженерии, говорит и «участие» его шляп в любимой киносаге миллениалов – истории Гарри Поттера.
Трейси за работой и на собственной выставке.
Филип Трейси никогда не дает рекомендаций – ни обобщенных, ни конкретных. Главное – самоощущение человека, надевшего его шляпу. Не важен ни пол, ни раса, ни возраст, ни социальное положение. Трейси создает простые бейсболки и настоящие архитектурные конструкции, его шляпы носят мужчины и женщины, королевы и подростки…
Слева — Эмма Уотсон в шляпе Филипа Трейси.
Неудивительно, что большая поклонница творчества Трейси – Леди Гага. А еще – Сара-Джессика Паркер, Мадонна… Однако не обошлась без его услуг и королевская семья Великобритании. Экстравагантному шляпнику достался непростой заказ – придумать головной убор для Елизаветы II, соответствующий всем жестким требованиям протокола. И он преуспел, создав идеальную шляпку-таблетку пастельных тонов. Кто знает, каких усилий стоило ему обуздать свою фантазию! А затем ему довелось увенчать шляпками всех молодых дам на свадьбе принца Гарри и Меган Маркл, включая и саму невесту.
Шляпы Трейси очаровывают и звезд, и герцогинь.
И, конечно, главное модное шоу Филипа Трейси происходит не на подиуме, а на королевских скачках в Аскоте, где аристократки стремятся перещеголять друг друга в эффектности головных уборов. Правда, здесь Трейси соревнуется подчас сам с собой. В 2007 году Филип Трейси получил почетный орден Британской империи из рук принца Чарльза.
Не забывает дизайнер популяризировать и продвигать мастерство создания шляп, с радостью обучает молодых мастеров. Он уделяет немало времени деятельности возрожденной британской лиги шляпников The British Hat Guild и мечтает о том, чтобы у него появилось множество юных конкурентов. И благодаря молодому поколению он спокоен за будущее шляпного ремесла – появляются и новые творцы, и новые поклонники.
Трейси, по сути, возродил шляпное ремесло и вернул моду на шляпки.
Когда началась эпидемия коронавируса, и множество модных марок приостановили работу, Трейси трудился, не покладая рук. Он и его сотрудники шили маски для британских медицинских работников, ведь в тяжелые времена место гения – вовсе не в заоблачных высях среди муз. Так что кому-то довелось прикоснуться к работам «безумного шляпника», не снимая белого халата. Во многом это звучит печально. Но сам он готов раз за разом бросать вызов пандемии – и выставки его работ тому подтверждение. «Нам всем сейчас нужны развлечения!» — решительно заявляет Филип Трейси. И в этом, быть может, главная его цель – дарить людям радость. Шедевры маэстро пробудут в Санкт-Петербурге до весны – а затем отправятся зачаровывать кого-то другого.
Текст: Софья Егорова.
Комментарии 0