Метаморфозы «самого красивого бассейна во Франции»
Честно говоря, впервые увидев фотографию центрального зала музея La Piscine во французском городе Рубе, я подумала: наверняка фотошоп! Ну не могла же я и в самом деле поверить, что посреди музея с многотысячной коллекцией скульптурных и живописных произведений журчит бассейн с водой?! А как же микроклимат, стабильный температурно-влажностный режим и ещё куча параметров, необходимых для сохранности произведений искусства? Я уже не говорю о сакраментальных health and safety regulations, без которых в некоторых странах и шагу не ступишь.
Но оказалось, что фотография, как в добрые старые доцифровые времена, – точный отпечаток реальности. Музей искусств и промышленности в бывшем помещении комплекса бассейна с общественными банями действительно существует. И если вас заинтриговала уникальность это храма искусств в бывшем очаге спорта и гигиены, вот как это было…
Всё началось с того, что мэр города Рубе Жан-Батист Леба решил построить комплекс, соединивший под одной крышей бассейн и общественные бани. Расположенный в 11-ти километрах от Лилля Рубе издавна славился как центр прядения и ткачества, на смену которым в XIX веке пришли трикотажная и хлопчатобумажная индустрии. Это были годы роста и расцвета города, переживавшего промышленный бум. Мэр-социалист искренне стремился улучшить условия жизни фабричных рабочих, гигиену, проводил вакцинацию против туберкулеза, стимулировал занятия спортом. Так что перед архитектором Альбером Баэром из соседнего Лилля он поставил соответственную моменту задачу: осуществить проект «самого красивого бассейна во Франции».
Взяв за основу комплекс Систерианского аббатства, зодчий создал великолепный образец стиля ар-деко с 40-метровым олимпийским бассейном в центральном нефе: сквозь окна высокого свода в здание лились потоки света. Строительство было завершено в 1932 году, и окружённый садами комплекс La Piscine сразу превратился в излюбленное место отдыха и досуга горожан; кроме бассейна и бань здесь имелись ресторан и парикмахерская с маникюром/педикюром. Как и мечтал социалистически ориентированный мер, La Piscine стал неким объединяющим звеном, где бок о бок (буквально!) собирались люди разных классов местного сообщества. Но шли годы, Рубе не сумел противостоять соперничеству более крепких текстильных центров, и к 1970-м его роль в индустрии стала слабеть. Что, естественно, вызвало экономический спад, отток и сокращение населения города. В 1985 году La Piscine закрыли из-за проблем безопасности. Закрылась и расположенная рядом ткацкая фабрика Hannart Prouvost.
Но лишиться одного из самых оригинальных и стильных зданий города, пусть и заброшенного, было бы непростительной ошибкой. К тому времени в Рубе уже построили новый плавательный бассейн, и городские власти решили сберечь La Piscine, но в новом амплуа – музея. Сохранив при этом главные черты и дух этого шедевра ар-деко. Был объявлен конкурс на лучший проект реконструкции La Piscine и прилегающей промышленной территории фабрики, который выиграл архитектор Жан-Поль Филлипон.
Уверена, читателям уже знакомо одно из зданий, к которому приложил руку этот зодчий. В 1979 году Филлипон и два его коллеги по группе A.C.T. Architecture победили в конкурсе на переоборудование здания бывшего вокзала в Париже в художественный музей д’Орсе – тот самый, куда мы все ходим смотреть великолепную коллекцию французского искусства 1839 – 1914 годов.
Богатый опыт помог Жан-Полю Филлипону найти оптимальное элегантное архитектурное решение и для комплекса в Рубе, в котором он бережно соединил оригинальные черты декора с современными достройками. Центральный неф с бассейном архитектор преобразил в декоративный сад скульптур: колеблющиеся в воде отражения белых статуй и водные блики на поверхности камня; орнаментальные плитки и мозаики; богато декорированные ворота из севрского фарфора; цветные столбы света, протянувшиеся от двух огромных витражных «солнц» – восходящего и заходящего – замыкающих пространство зала с запада и востока… всё это производит магическое впечатление.
Когда в 2001 году новорождённый Музей искусств и промышленности La Piscine открылся для публики, специалисты предсказывали 60 тысяч посетителей в год. Оказалось – 200 000, и число это с каждым годом возрастало, так что Journal des Arts назвал La Piscine лучшим музеем Франции за пределами Парижа. Стало очевидным, что для стремительно увеличивающейся коллекции и притока зрителей нужны дополнительные выставочные площади. Новая реконструкция, закончившаяся в октябре этого года (стоимостью в €9,3 млн.) позволила многократно увеличить экспозиционное и публичное пространство – жизненно важный шаг для музея, собрание которого насчитывает более 71 тысячи работ. Даже бывшие душевые кабинки, расположенные на двухуровневых галереях по обе стороны бассейна, а также ванные комнаты, сохранены и задействованы под выставочное пространство.
Богатство, разнообразие и эклектичность собрания музея отражает диалог между искусством и текстильной промышленностью – ДНК города. В живописной и скульптурной коллекциях преобладает фигуративное искусство XIX – XX веков: работы местных художников соседствуют с произведениями Боннара, мастерской Энгра, Лемпицкой, Ван Донгена, Дюфи, Марке, Родена, Майоля, Клодель, Бурделя, Пикассо, Джакометти и менее известных авторов. Музей обладает огромным собранием образцов текстиля, «возраст» которых простирается от коптских тканей VII века до ультрасовременных технологий; представлены модели одежды и ювелирные изделия, а также декоративно-прикладное искусство, керамика, стекло…всего не перечислишь. Кстати, мои опасения по поводу сохранности произведений искусства в близком соседстве c водой оказались напрасными – при символической 20-сантиметровой глубине реконструированного бассейна их благополучию ничего не грозит!
http://newstyle-mag.com/la-piscine/
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Комментарии 0