Дворянская старость: Русские старушки-аристократки на картинах XIX века
Взрослели и старели люди во все времена, и среди дворянок Российской империи были не только блиставшие на балах юные покорительницы офицерских сердец. Из удобных кресел, из кабинетов, из тихих гостиных дворянских домов за бурной жизнью детей и внуков наблюдали старушки, или, скорее, пожилые дамы, время от времени погружаясь в воспоминания, которые часто оказывались для них куда ценнее, чем суета настоящего. Так ли уж сильно отличались дворянские бабушки былой России от нынешних? «Рассказы бабушки» Если писатели XIX века с удовольствием описывали характер и внешность людей преклонных лет, то на произведениях художников куда чаще пожилых появлялись молодые лица. Потому ли, что угодить молодым заказчикам «зеркалом», которое льстит, было проще, или же сами представители старшего поколения избегали позирования перед художником, но среди картин классиков живописи найти портреты дворян в преклонном возрасте не так просто. Тем ценнее сейчас обращаться к тем немногим и часто шедевральным холстам, что сохранили на себе отпечаток прошлой жизни – прошлой и для того, кто изображен на картине, и вообще для прежнего уклада. Благодаря этим мастерам можно заглянуть в тот мир, что давно уже стал историей. Елизавета Янькова в 26 лет Елизавета Петровна Янькова, урожденная Римская-Корсакова, родилась в 1768 году в семье капитана Семеновского полка. Она с детства слушала семейные истории и предания, которые восходили еще к эпохе правления Петра Первого, да и собственная жизнь Елизаветы Петровны оказалась длинной и насыщенной. В возрасте двадцати пяти лет она вышла замуж, в браке родилось семеро детей, четверо из которых умерли во младенчестве. Янькова была москвичкой, и переменила за свою долгую – 93 года! – жизнь несколько особняков на старинных улицах первопрестольной. Благодаря внуку Елизаветы Петровны, Дмитрию Дмитриевичу Благово, постриженному в монахи под именем Пимен, появились на свет «Рассказы бабушки». И там, само собой, упомянута бабушка автора – не немощная старушка, а полная достоинства хозяйка богатого дома. С. Судариков. Елизавета Петровнеа Янькова. Портрет был написан, когда Яньковой было 77 лет «Поутру бабушка кушала свой кофе у себя в кабинете, и пока не откушает – дверь в гостиную не отворялась; в 10 часов замок у двери щелкнет со звоном, бабушка выходит в гостиную и направо от кабинетной двери садится у окна в мягкое глубокое креслои работает у маленького столика до обеда, то есть до трех часов, а если работает в пяльцах – вышивает ковер, то остается в своем кабинете и сидит на диване против входной двери из гостиной и видит тотчас, кто входит из залы. Когда она бывала дома, то принимали прямо без доклада». Дмитрий Благово описывает свою бабушку так: «тюлевый чепец с широким рюшем надвинут на самый лоб, так что волос совсем не видать; тафтяное платье с очень высоким воротом и около шеи тюлевый, рюшевый барок; сверху накинут на плечи большой темный платок из легкой шерстяной ткани или черный шелковый палантин». «Все в прошлом» К. Маковский. Разговоры по хозяйству Жизнь хозяйки дворянской усадьбы была совсем не праздной, приходилось управлять большим хозяйством, распределять обязанности среди слуг и крестьян, и даже в преклонном возрасте эти дамы сохраняли властный и строгий нрав, пользуясь особенным уважением со стороны представителей младших поколений. Конечно, от хозяйственных хлопот старушки-дворянки часто были освобождены, их дни были посвящены «работе» — рукоделию, беседам и воспоминаниям о былом; до конца жизни они отдавали предпочтение устаревшим уже фасонам платьев и типам причесок – тем, что были в моде во времена далекой молодости. В. Поленов. Бабушкин сад В 1878 году художник-передвижник Василий Поленов написал одну из самых значимых своих картин. В ту пору уходила в прошлое эпоха «дворянских гнезд», старинные усадьбы исчезали, уступая место новым постройкам, или просто постепенно приходили в запустение и разрушались. Поленов, который сам был из семьи дворян, хорошо помнил атмосферу, царившую в имении его бабушки в Тамбовской губернии, по ней он и тосковал, наверное, создавая это свое произведение. И старушка, что опирается на руку молодой внучки, и обветшалый, некогда богатый дом, который, возможно, скоро уступит место чему-то новому, затрагивают и в зрителе ностальгические чувства, пробуждают далекие воспоминания. В. Поленов. Московский дворик На холсте изображен тот же усадебный двор, что и на другом знаменитом творении Поленова – картине «Московский дворик» — еще одном шедевре «пейзажа настроения», стиля, к которому обращались и другие художники – Саврасов, Левитан, Коровин. В. Максимов. Все в прошлом Другой художник «Товарищества передвижных художественных выставок», Василий Максимов, написал свое главное произведение – картину «Все в прошлом» — в 1889 году. Она имела оглушительный успех у публики, и в том же году была выкуплена Павлом Третьяковым для его коллекции. Впечатление, которое легло в основу произведения, возникло у художника во время работы учителем рисования в семье графа Голенищева-Кутузова в Тверской губернии. К созданию картины Максимов приступил спустя более чем двадцать лет, став владельцем собственного небольшого имения. Первый этюд маслом для картины «Все в прошлом» Перед зрителем предстает день старой барыни и ее пожилой служанки, первая отличается еще сохранившейся статью и благородством, одета нарядно и дорого, по-видимому, предается воспоминаниям о былом. Служанка и теперь не сидит без дела, ее руки заняты вязанием, перед ней – большая массивная кружка, чей простой вид контрастирует с дорогим фарфором, из которого сделана хозяйская чашка. Смотреть в будущее, оглядываясь на прошлое Картины, изображающие пожилых дворянок – немногочисленны, но по ним можно в некотором смысле «читать» историю, которая скрывается за обстановкой, отдельными предметами, лицами персонажей, и зритель невольно сравнивает увиденное с собственными воспоминаниями – о своей бабушке, о старом доме, вообще о былых днях, что давно ушли в прошлое, но по-прежнему остаются в сердце. В. Суриков. Меншиков в Берёзове А совсем другая дворянская старость, куда менее приятная, показана на картине Василия Сурикова «Меншиков в Берёзове». На холсте изображен бывший фаворит Петра Великого, сосланный в Сибирь императором Петром II. По-видимому, думы старого Меншикова тоже связаны с воспоминаниями о былом, но к ним примешивается и горечь от капризов судьбы, которая в любой момент может низвергнуть своего баловня с вершин успеха к лишениям и разочарованиям. Жены рядом с ним нет – она умерла по дороге к месту ссылки. Через год не станет и самого князя. А о чем думают его дети, сказать куда сложнее, наверное, потому, что в отличие от Меншикова, которому остается лишь прошлое, они принадлежат будущему, и будущее это еще не предопределено. Источник: http://kulturologia.ru/blogs/210719/43713/
Комментарии 0