«Обже-де-фантази» Карла Фаберже
Карл Фаберже умел превращать привычное в нетленку. А как хранил секреты! Над его разработками бьются современные ювелиры и… не находят ответа. В XIX веке Карл Густавович делал золото любого цвета, первым начал широко использовать самоцветы Урала, Сибири, Кавказа, изменял природный цвет минералов, добиваясь нужного оттенка, смело сочетал благородные и неблагородные материалы. Его эмалям завидовали мастера Европы. В ювелирном деле нет направления в котором Фаберже не оставил образцов. Карл Густавович высоко ценил замысел, выдумку и абсолютно не преклонялся перед недешевыми материалами. Мог запросто разбить молоточком (который всегда носил при себе) дорогое готовое изделие, если оно не несло той прелести, которую он ожидал.
«Родословная» изысканных цветов Фаберже имеет восточные корни. Ведущий мастер фирмы Франц Бирбаум оставил письменное свидетельство: «Впервые мы обратили внимание на эту отрасль китайского искусства, когда нам принесли в починку букет хризантем… Благодаря искусному подбору тонов и прозрачности некоторых камней, работа эта производила прекрасное впечатление».
С реставрации китайского букетика начался драгоценный гербарий. Фаберже загорелся, стал придумывать собственные цветочные композиции. Ко всякому делу он подходил основательно: при московской мастерской построили теплицу — выращивали растения, служившие «моделями» для каменных букетов. Сохранился рабочий альбом Фаберже с подробными фотографиями живых цветов, в том числе ландышей, послуживших прообразом корзинки императрицы.
В 1896 году Александра Федоровна получила в подарок от купечества Нижнего Новгорода букетик ландышей работы Фаберже — копию старинного китайского дворцового украшения. Искушенную императрицу привели в восторг жемчужно-бриллиантовые ландыши с нефритовыми листьями, в золотой корзинке. С тех пор, этот букетик обычно стоял у нее на столе.
Дизайнерами дома Фаберже не раз повторялись шиповник, ландыши, рябина, малина, одуванчики. Вазочки почти всегда делали из горного хрусталя, прозрачность которого создавала иллюзию сосуда наполненного водой. Стебли, чаще золотые, со специальной гравировкой. Листья – нефритовые, изящно вырезанные или эмалевые. Цветы обычно не клеймили – хрупко. Не было клейма и на платине Фаберже.
Украшения Фаберже являлись доступными разным слоям – тут легко было приобрести брошь ценой в рубль и в сто тысяч рублей. Стоимость для Карла Густавовича значения не имела, ценилась идея. Фаберже не любил слепого копирования, каждое изделие пропускалось сквозь призму индивидуальности, приобретало собственный стиль — сегодня это определяющая черта при установлении авторства Фаберже. Удивительно, но Карлу Густавовичу удалось раздвинуть временные рамки — порой его изделия выглядят как типичное ар-деко, до которого известный ювелир, к сожалению, не дожил.
Карлу Густавовичу нравилось делать «обже-де-фантази» — предметы фантазии. Это — выточенные из самоцветного камня фигурки людей и животных, драгоценные каменные цветы.
Одним из самых удивительных цветов, созданных Фаберже, является обыкновенный одуванчик, с золотым стебельком и нефритовыми листьями, который с 1995 года хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Глядя на этот одуванчик, создается иллюзия, что этот живой цветок только что поставили в воду. Самым удивительным в этом цветке является то, что на концах его серебряных тычинок совершенно непостижимым образом закреплен настоящий пух от одуванчиков. Мало того, сверху разбросаны еще мелкие бриллианты, которые при определенном освещении сверкают, подобно каплям росы. Для экспертизы пуха в музей даже приглашали эксперта из Ботанического сада МГУ, который подтвердил, что он является настоящим, и возраст пуха соответствует дате создания этого шедевра – около ста лет. Каким образом Фаберже удалось закрепить невесомые пушинки и добиться их сохранности на века – так и осталось тайной.
Еще одна уникальная композиция под названием «Анютины глазки», аналога которой не существует во всем мире, была создана в 1904 году. Этот цветок Николай II преподнес своей супруге на десятилетнюю годовщину их свадьбы. Внутри цветка скрыт миниатюрный механизм, который срабатывает при нажатии на крохотную кнопочку. Лепестки цветка раскрываются, и внутри него появляются портреты всех детей императорской семьи.
http://kamencvet.kz/kamennye-cvety-faberzhe/
http://pikabu.ru/story/prodolzhenie_posta_dom_faberzhe_odyvanchik_7256627
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
А здесь — про Карла Фаберже — От всемирной славы до нищеты: трагедия миллионера Карла Фаберже
А здесь — «Обже-де-вирту» Карла Фаберже
Комментарии 0