Гибель теплохода «Михаил Лермонтов»
Цифры 1 и 4 как-то мистически связаны с судьбой Лермонтова. Родился в 1814-м, погиб в 1841-м… В год его столетия началась Первая мировая, в год столетия со дня гибели началась Великая Отечественная… Оказалось, что Лермонтов, каким-то образом завязанный на цифрах 1 и 4, передал свою судьбу и… кораблю-тезке: красавец лайнер "Михаил Лермонтов" утонул, проплавав всего 14 лет.
Подтверждение выражения "как корабль назовешь, так он и поплывет". Лермонтов погиб молодым, и лайнер ушел на дно молодым…
На этом теплоходе путешествовали только избранные. Его прекрасно знали на Западе — по нему судили, как живут в СССР, но большая часть населения страны даже не подозревала о его существовании. Его жизнь была окутана тайной. До сих пор остается тайной и его гибель.
"Михаил Лермонтов" ("МЛ") был построен 18 марта 1972 г. в ГДР. В 1973 г. теплоход был принят в эксплуатацию как круизное судно.
В этом же году 28 мая "МЛ" покинул порт приписки Ленинград и отправился в свой первый рейс по маршруту Бремерхафен — Лондон — Гавр — Нью-Йорк и стал первым советским пассажирским судном, посетившим американский порт за последние 25 лет.
Однако США в 1980 г. приняли ответные меры против советского правительства, которое ввело свои войска в Афганистан, запретив всем советским судам посещение портов США.
В 1982 г. судно прошло модернизацию, обошедшуюся СССР в $15 млн., и стало отвечать всем мировым стандартам трансатлантического лайнера.
Это было первое судно пассажирского флота, на котором смонтировали станцию спутниковой связи американского производства.
Лайнер по мысли его создателей был витриной советского образа жизни, поэтому на внешний вид и внутренне убранство не скупились. В ГДР корпус судна перекрасили в белый цвет, появилось больше люкс-кают.
Отделка, дизайн и комфорт помещений поражали воображение. Салонная палуба удивляла стеклянными магазинами и открытыми витринами. Шикарно оборудованные бары, зимний сад с настоящими деревьями, музыкальный салон на 500 человек…
Согласно морскому уставу капитан лично набирал штат экипажа. Попасть в команду "МЛ" считалось большой удачей. Капитан убедил руководство ввести на подобных судах кроме обычной морской формы еще и гала-форму для командного состава.
Появляться в местах, где отдыхают пассажиры, было запрещено. В художественной самодеятельности были задействованы только члены экипажа, а не профессиональные исполнители, как на Западе: пассажирам нравилось, что для них поют и танцуют медсестры и библиотекари, стюарды и прачки…
На "МЛ" были танцевальные и хоровые коллективы, свой духовой оркестр, играющий на палубе, когда судно заходило в порт.
Атмосфера на теплоходе была домашняя. Лайнер был небольшим государством, на котором текла обычная жизнь.
Здесь знакомились, влюблялись, женились и умирали. Многие пассажиры ходили в круизы ежегодно и приветствовали членов экипажа как родных. Привозили им подарки, а потом писали письма и звали в гости.
Движение в мировых водах регулировали специальные морские организации, т.н. конференции. Участие в них стоило немалых денег, однако взамен суда получали право беспрепятственного передвижения и поддержку во всех портах.
Конференции следили и за тем, чтобы цены на круизы у разных поставщиков держались примерно на одном уровне.
Десятидневный тур на теплоходе стоил 700 долл. Англичанам проживание на "МЛ" порой обходилось дешевле, чем жизнь на берегу.
Этот факт, естественно, не нравился западным круизным фирмам, поэтому ими предпринимались всякого рода провокации.
Круизный лайнер "Михаил Лермонтов", на борту которого находилось 408 пассажиров и 330 членов экипажа, вышел из Новозеландского порта Пиктон 16 февраля 1986 г. в 15.00.
В 16.35 капитан Воробьев ушел в каюту, а на мостике остались вахтенный штурман, второй помощник, два матроса и новозеландский лоцман Дональд Джемисон.
Лоцман рассказывал пассажирам по радио о местных достопримечательностях. По его просьбе курс судна прокладывался поближе к берегу. В 17.30 "МЛ" вышел из пролива в открытый океан.
Неожиданно лоцман отдал команду: "Руль влево, 10 градусов". Вахтенный офицер продублировал приказ, и теплоход, меняя курс, вошел в узкий пролив между мысом Джексон и маяком Walkers Rock.
Второй помощник Гусев доложил, что видит буруны на воде. На вопрос, почему изменился курс, лоцман ответил вахтенному штурману Сергею Степанищеву, что хочет дать возможность пассажирам полюбоваться красотами мыса Джексон.
В 17.34 прозвучала вторая команда лоцмана: "Руль влево, 10 градусов". Теплоход в 17:38 на скорости 15 узлов вошел в пролив. Неожиданно судно на полном ходу врезается в подводную скалу.
Длина пробоины составила 12 м. Были повреждены водонепроницаемые переборки; по инерции "МЛ" продолжал двигаться вперед.
На ходовом мостике незамедлительно появился капитан, взявший управление судном. Он решил выбросить теплоход на песчаную отмель в заливе Порт Гор.
В 17.43 была объявлена общесудовая тревога; все пассажиры находились в музыкальном салоне. В 17.45 крен судна составлял уже 5 градусов.
Вода стала поступать в рефрижераторное отделение, спортивный зал, продуктовые кладовые, прачечную и типографию. Вода просочилась через плохо запертые водонепроницаемые двери машинного отделения.
В 18:20, когда аварийная группа пыталась закрепить двери, крен уже составлял 10 градусов. Капитан отдал приказ о подготовке спасательного снаряжения; ему поступил доклад, что вода заливает главный распределительный щит электропитания, в результате чего основные двигатели остановились и электричество пропало. В 19:10 крен составлял 12 градусов и капитан отдал приказ покинуть машинное отделение.
В 19.18 крен судна уже составлял 13 градусов, на теплоходе включилось аварийное освещение. В 19.20 на помощь к тонущему судну прибыл танкер-газовоз "Tarihiko" и морской паром "Arahura".
Была дана команда срочно высадить пассажиров. Посадка проходила относительно организовано. В 21:15 пассажиры доставлены на "Tarihiko" и "Arahura".
Затем капитан отдал приказ проверить помещения и эвакуировать экипаж.
В 21:30 крен достиг 23 градуса. В 22:10 спасательная операция завершилась. Пассажиров и экипаж встречали полицейские и медики. Лоцман под присмотром двух членов экипажа был доставлен на "Arahura", но как только судно пристало к берегу, он таинственным образом исчез.
Существует версия, по которой лоцман бежал с корабля через туалет в капитанской каюте. Туалет имел двойные двери, о чем не догадывались советские офицеры. Полиция долгое время не знала, где его искать и каким образом он сумел скрыться.
Когда над "МЛ" спустилась ночь, он уже лежал на правом борту. В 22:10 знаменитый круизный лайнер затонул в заливе Порт Гор.
Многие из членов команды, плавающие рядом с кораблем в шлюпках, с горечью смотрели на это ужасное зрелище. Они плакали и не верили, что это могло случиться.
Когда провели перекличку, отсутствовал Павел Заглядимов. Его рабочее место было в рефрижераторном отделении, где судно получило основную пробоину.
В Ленинграде экипаж "МЛ" ждали родные с теплыми вещами и представители органов, которых не интересовало психологическое и физическое состояние членов экипажа.
Катастрофа у берегов Новой Зеландии произошла в канун открытия XVII Съезда КПСС, что подогревало интерес к версии, будто "МЛ" убрали с рынка конкуренты.
По факту кораблекрушения судна СССР и Новая Зеландия в рекордно быстрые сроки провели расследование. Материалы сразу засекретили.
В истории гибели лайнера оказалось много не ясных вопросов: почему опытный лоцман повел судно на скалы, почему вахтенный помощник допустил изменения курса, можно ли было спасти теплоход и, наконец, кто виноват.
18 февраля 1986 г. Северо-Западной транспортной прокуратурой Ленинграда было возбуждено уголовное дело по факту кораблекрушения судна.
В действиях капитана Воробьева следствие не усмотрело состава преступления. Обвинение было предъявлено старшему помощнику С.Степанищеву за передоверие своего права управление судном через рулевого. Через два месяца прокуратура передала дело в Ленинградский городской суд.
Вскоре старший помощник капитана Степанищев был осужден на 4 года исправительных работ. При вынесении наказания суд учел неправомерные действия лоцмана, гражданина Новой Зеландии.
Решение суда по делу Степанищева новозеландская сторона назвала тоталитарным правосудием. Джемисон осужден не был, он добровольно сдал свою лоцманскую лицензию и выразил глубокое сожаление о происшедшем инциденте. Свою карьеру он завершил капитаном небольшого грузового судна.
О трагедии теплохода он никогда не говорил даже с земляками. За все эти годы ни одному журналисту так и не удалось взять интервью у Джемисона.
История "МЛ" не закончилась его гибелью. Иностранные пассажиры забросали австралийские суды исками к Балтийскому морскому пароходству на миллионы долларов.
Чтобы снизить меру возмущения, новозеландское руководство подняло на поверхность сейф с драгоценностями пассажиров, сдавших их на хранение.
Вопрос о восстановлении пассажирского теплохода решался на самых высоких инстанциях, но расходы на мероприятие превышали стоимость судна. 20 августа 1986 г. был подписан приказ о списании "МЛ" с баланса Балтийского морского пароходства.
Теплоход не был застрахован, т.к. страховать в советских компаниях не имело смысла, ведь весь морской транспорт принадлежал одному собственнику — государству.
Средства на выплату принесенного ущерба пассажирам попытались взыскать с Новой Зеландии.
В апреле 1989 г. Балтийское морское пароходство предъявило властям Пиктона и лоцману иск на 100 млн. австралийских долларов или $45 млн. Судебный процесс длился несколько лет.
Юристы выяснили: лоцман был един в нескольких лицах — исполнял обязанности гендиректора правления и капитана порта, был единственным лоцманом и вдобавок экскурсоводом по всей акватории, работал 7 дней в неделю по 16-18 часов в сутки.
Чрезмерно эксплуатируя Джемисона, власти Пиктона нарушали огромное количество как новозеландских, так и международных конвенций, а значит, должны были отвечать за действия лоцмана, которые привели к трагическим последствиям.
В итоге Балтийское морское пароходство получило $2 млн. 750 тыс. Сумма, конечно, значительно меньше, чем была заявлена в иске, но советская сторона посчитала такой исход дела благополучным.
В мировой практике за аварию судна обычно отвечает судовладелец, а не лоцман, к тому же стали известны подробности гибели судна, но придавать их огласке СССР не стремился.
Невыгодно было распространение информации и Новой Зеландии, она и так несла убытки — 5 лет после катастрофы "МЛ" пассажирские суда не посещали эти места.
Стороны заключили мировое соглашение и обязались хранить его тайну в течение 5 лет. Версия, что судно убрали конкуренты, уже нигде не обсуждалась.
Гибель "МЛ" стало началом цепи трагических событий, которыми был отмечен високосный 1986 г.: столкновение лайнера "Адмирал Нахимов" и сухогруза "Петр Васев". В том же году СССР содрогнулся от Чернобыльской катастрофы.
Стоит отметить, что у СССР было 17 пароходств и более 100 портов, 2000 пассажирских судов, из них больше 20 круизных лайнеров.
http://earth-chronicles.ru/news/2015-07-05-81602
Комментарии 0