А вам какой по вкусу больше: вайдовый или таусинный?

Не секрет, что существует всего три основных цвета — красный, синий и желтый. Однако количество цветов и оттенков, получаемых при их смешении, просто не поддается подсчету. И если цвет фуксии от лимонного легко отличит большинство из нас, то существуют такие сумасшедшие оттенки и их названия, которые не смогут с точностью определить даже художники.

Мы с вами уже знакомились с разными оттенками синего тут Блёраймондовый, Лавальер, перванш, индиго — и это все о нём! О синем!

4497432_ (700x700, 333Kb)

Синий цвет является одним из основных цветов спектра — его нельзя получить путем смешивания двух или более цветов. Он встречается в природе (например, синий кит, василек, индиго, ляпис-лазурь, медный купорос, сапфир), но натуральные синие красители считаются одними из самых редких. Возможно, именно поэтому цвет относят к "благородным", "королевским".

Среди оттенков синего можно встретить: вайдовый, лунный, "парижская синь", циан, электрик, таусинный, тагашинный, лабрадоровый и др.

В синий цвет в царской России красили вагоны 1-го класса, "синие воротнички" служили противовесом "белым воротничкам" и подразумевали представителей рабочего класса. В исламе синий цвет был символом мистического созерцания, в христианстве — духовность, в Древнем Египте — цвет правды. А традиционное иносказательное название Монголии звучит, как "Страна синего неба". 

Вайдовый — синий. Когда-то для его получения вайду выращивали в промышленных масштабах, в особенности в Великобритании, Франции, Германии. В XVI-XVII веках даже были приняты специальные законы, защищающие местных европейских производителей вайды от «заграничных» аналогичных красителей, завозимых из Индии (индиго).

К сожалению, мода «на всё заграничное» и бурное продвижение на рынок именно индийских красителей привели сначала к тому, что индиго весьма существенно потеснил вайду. Затем «индиговый» стало синонимом «вайдовому». А после — практически полностью его заменило.

В конце ХIХ века началось бурное развитие химического производства, в том числе и химического синтеза красителей. Краски из вайды канули в прошлое.

В настоящее время этот оттенок цвета носит название «индиго».

1.
1в (456x700, 80Kb)

2.
2в (220x330, 47Kb)

3.
5в (525x700, 199Kb)

4.
6в (619x350, 158Kb)

5.
7в (600x300, 89Kb)

6.
8в (700x457, 269Kb)

7.
9в (700x525, 413Kb)

8.
10в (450x600, 113Kb)

Таусинный — синий, от слова «павлин».  Синевато-лиловый. Согласно Далю темносиний, согласно Новому словарю русского языка темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый. 

4497432_ (620x620, 195Kb)

Цветовая номинация таусинный/таусиный встречается в различных памятниках письменности XVI-XVII веков и особенно частотна в деловых источниках при характеристике цвета дорогих шелковых тканей (бархата, тафты, камки и др.). В этой связи особого внимания заслуживает замечание М.И. Пыляева: «В старину в России таусинный цвет считался самым нарядным и роскошным».

 В дальнейшем наименование таусинный (таузинный, тузинный) стало использоваться для обозначения цветовых оттенков грубой крестьянской ткани. В русском литературном языке «необычное» слово таусинный как лексический дублет наименования темно-синего цвета постепенно устаревало, перемещаясь на периферию языковой системы.

Так, «Словарь церковно-славянского и русского языка», регистрирует прилагательное таусинный в значении «темно-синий цвет краски» с пометой «Стар.» (старинное). В книге М.И. Пыляева находим толкование минералогического термина таусинный камень: «Таусинный камень. Сапфир и Лабрадор, с отливом павлиньего пера». 

Любопытно, что таусинному камню приписывали магические свойства, о чем свидетельствует пример из произведения Н.С. Лескова: «Но двое из этих были записные хвастунишки, а третий мог никого не бояться, потому что, по его словам, у его бабушки в старинном венецийском кольце был "таусинный камень", с которым к человеку "никакая беда неприступна"» (Лесков. Пугало).

Таким образом, в истории цветового прилагательного таусинный прослеживается своеобразное «семантическое снижение» — от наименования нарядного и богатого цвета дорогих тканей в XVI-XVII веках до характеристики грубого сукна темно-синего цвета и пестрого хлопчатобумажного полотна в народно-разговорной речи XIX века. Впоследствии цветообозначение таусинный переместилось в пассивный словарь русского языка.

9.
1т (700x525, 447Kb)

10.
2т (450x600, 95Kb)

11.
3т (700x698, 333Kb)

12.
4т (700x700, 380Kb)

13.
5т (300x225, 69Kb)

14.

4497432_10 (432x640, 98Kb)

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.