Клод Меллан. Плат Святой Вероники

Изображение на этой гравюре XVII века целиком состоит из одной спиралевидной линии. Все детали лица, а так же светотень созданы с помощью утолщений или изгибов этой линии.

С расстояния двух-трех метров, на котором обычно находятся зрители, гравюра больше похожа на рисунок. Качество исполнения поражает. Невольно возникает вопрос: как автору удалось одной линией создать мягкие переходы света и тени, изобразить все оттенки от бледно-серого до черного, написать неповторимый лик с выразительным, печальным, проникающим в душу взглядом. 

Обычно при гравировании разнообразие оттенков достигается штриховкой. Мастер наносит резцом линии той или иной толщины, меняет расстояние между ними, использует перекрестную штриховку и в результате добивается различной насыщенности цвета. На гравюре  через увеличительное стекло можно рассмотреть: художник получал полутона, изменяя толщину линии спирали. Она выполнена не механически, по циркулю, а рукой творца, использующего изгибы линий для увеличения выразительности образа. Конечно, этим художник колоссально затруднил себе работу по сравнению с известными приемами. Но в результате получилось не схематичное изображение, а живой лик.

Клод Меллан 23 мая 1598— 9 марта 1688) — французский живописец и гравёр. Сын жестянщика. 

В мировых энциклопедиях, например в английской "Encyclopaedia Britannica", о Меллане есть статья с перечислением прославивших его имя картин. Но если вы возьмете энциклопедические словари, в которых самым знаменитым людям отводится всего несколько строк, в заметке о художнике Меллане будет упомянута лишь одна работа: "Плат Святой Верoники" (1649 г.), на которой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа выполнен спиральной линией переменной толщины. В нижней части Меллан поместил надпись на латыни: "FORMATUR UNICUS UNA" (выполнен как никакой другой) и ниже: "NON ALTER" (неповторим). 

Образ Христа Спасителя  в православной иконографии и западном искусстве называется "Плат Святой Верoники". История образа связана с известным церковным преданием: когда Господа Иисуса Христа вели от тюрьмы к месту казни — на Голгофу, некая женщина по имени Верoника подала ему платок, которым он вытер пот и кровь с лица. При этом на ткани чудодейственно отпечатались лик Спасителя и терновый венец.

  http://www.colors.life/post/826785/ http://cross-media.org.ua/news/dve-gravyury-edinoyu-chertoy  

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.