Сапфировая прима русского балета
Ни для кого ни секрет, что артистки балета Императорского театра становились звездами на сцене, и любимыми подругами великих князей и цесаревичей русского двора. Обладая музыкальными и танцевальными талантами, балерины к тому же получали хорошее образование и воспитание. Так в кругу знаменитой Малечки Кшесинской великий князь Константин Николаевич «дружил» с балериной Кузнецовой и даже построил своей протеже дом в Петербурге; князь Долгоруков имел сына от танцовщицы Александровой; сестра Кшесинской Юлия, также балерина, покинув сцену, вышла замуж за барона Зедделера. Кшесинская закончила Императорское театральное училище в Петербурге в марте 1890 года и познакомилась с Николаем Александровичем. Бурный роман начался позже, после того как Матильда с успехом дебютировала на сцене Мариинского театра в сезоне 1890-1891 годов. С этого времени наследник престола начал дарить Матильде драгоценные безделушки и украшения. Как пишет Кшесинская в воспоминаниях: «Наследник стал часто привозить мне подарки, которые я сначала отказывалась принимать, но, видя, как это огорчает его, я принимала их. Подарки были хорошие, но не крупные. Первым его подарком был золотой браслет с крупным сапфиром и двумя большими бриллиантами. Я выгравировала на нем две мне особенно дорогие и памятные даты — нашей первой встречи в училище и его первого приезда ко мне: 1890-1892». Когда она стала жить отдельно от родителей, вдвоем с сестрой, она устроила праздник. «Все гости принесли мне подарки к новоселью, а Наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки» После расставания с Ники, по воспоминаниям Матильды, ее утешал и развлекал, Великий Князь Сергей Михайлович и уже в сезоне 1896-1897 четыре Великих Князя: Михаил Николаевич, Владимир Александрович, Алексей и Павел Александровичи оказали Кшесинской трогательное внимание и «поднесли брошь в форме кольца, усыпанного бриллиантами, с четырьмя крупными сапфирами, а на футляре была прикреплена дощечка с их выгравированными на ней именами». В день бенефиса прима не получила «так называемого Царского подарка», большею частью шаблонную золотую или серебряную вещь, но непременно с Императорским орлом или короною. «Я очень опасалась, что получу такое украшение, которое неприятно будет носить, и просила через Великого Князя Сергея Михайловича сделать все возможное, лишь бы меня не наградили подобным подарком. И действительно, в день бенефиса Директор Императорских театров князь Волконский пришел ко мне в уборную и передал мне Царский подарок: прелестную брошь в виде бриллиантовой змеи, свернутой кольцом, и посередине большой сапфир-кабошон». Теперь то и дело к Малечке заглядывал Великий Князь Владимир Александрович: «Он мне дарил прелестные вещи: то красивую вещицу для украшения комнат, то пару великолепных ваз из вещей князя Воронцова, а на Пасху всегда присылал огромное яйцо из ландышей с привязанным к нему драгоценным яичком от Фаберже. Раз он мне прислал браслет с привешенным к нему сапфиром». В скором времени начинается стремительный роман с сыном Владимира Александровича, Великим князем Андреем Владимировичем, который был на 6 лет младше Малечки, и также одаривал балерину роскошными вещичками, например, бриллиантовыми пряжками для туфель. Больше всего ценных подарков Кшесинская получила после второго бенефиса в 1911 году, от императорской семьи: бриллиантового орла продолговатой формы Николаевских времен в платиновой оправе и на такой же цепочке для ношения на шее. На обратной стороне не было видно гнезда от камней, как это обыкновенно делается, а все было сплошь заделано платиновой пластинкой по форме орла и на ней выгравировано очертание орла и его перьев замечательно тонкой и оригинальной работы. Под орлом висел розовый сапфир, оправленный в бриллианты; коробку из красного дерева работы Фаберже в золотой оправе, в которой были уложены завернутые в бумажки — целая коллекция желтых бриллиантов, начиная от самых маленьких до очень крупных от Великого Князя Сергей Михайловича. От Животовского — большого, из розового орлеца, слона с рубиновыми глазами работы Фаберже и вдобавок эмалевую, в золотой оправе, пудреницу в виде портсигара. Публика по подписке преподнесла приме дивный чайный стол, тоже работы Фаберже, в стиле Людовика XVI с полным чайным прибором. Верхняя доска стола была из зеленого нефрита с серебряной балюстрадою. Ножки стола сделаны из красного дерева с серебряными украшениями, а под столом, на перекладинах, установлена серебряная ваза для печений, которую можно было ставить на стол. Кроме того, также от публики, бриллиантовые часы в виде шарика, на цепочке из платины и бриллиантов, а также золотые чарки Москвичи преподнесли «сюрту-де-табль» зеркало в серебряной оправе в стиле Людовика XV с серебряной вазой на ней для цветов. Под вазой выгравированы фамилии всех лиц, принимавших участие в подарке, и можно было, не подымая вазы, в зеркале прочесть все имена. Читая воспоминания Матильды, находишь интересный штрих к ее характеру: «Мне кажется, что в этот день я также получила от Ю. Н. Седовой хрустальную сахарницу в серебряной оправе работы Фаберже. Эта сахарница после переворота оставалась в моем доме, в Петербурге, и я ее случайно нашла в Кисловодске в одном магазине серебряных вещей. Она была, по-видимому, выкрадена у меня и продана и так, переходя из рук в руки, докатилась до Кисловодска. Когда я доказала милиции, что это моя вещь, мне ее вернули, и она до сих пор у меня здесь, в Париже». На многих фотографиях балерина снималась в прелестной диадеме из бриллиантов и сапфиров. Рассказывая о работе над балетом «Талисман», Кшесинская писала: «Для второго акта князь Шервашидзе нарисовал мне очень красивый обруч на голову, из искусственных камней, что дало идею Андрею (Великий князь Андрей Владимирович, будущий муж Кшесинской) заказать мне у Фаберже по этому рисунку драгоценную диадему из бриллиантов и сапфиров». Знаменитые театральные костюмы солистки Императорских театров усыпаны жемчугом и драгоценными камнями. Жемчужный кокошник и бусы в легендарной «Русской», бриллиантовой обруч на лбу с шестью крупными сапфирами в «Дочери фараона», лиф из цветных жемчужин в «Талисмане», пояс в «Эсмеральде» украшенный драгоценными камнями, платиновые кольца и браслеты на руках Евники в фокинском балете — все было из чемоданчика с безделушками примы. Злые языки утверждали, что чуть ли не половина лучших драгоценностей Фаберже находилась в шкатулке балерины, часто ее даже называли «Сапфировой примой русского балета». Она по отношению ко всему отличалась хозяйственной хваткой. Каждый подарок независимо от ценности заносился в специальный реестр. Однако, в воспоминаниях Матильда описывает забавный случай с потерей драгоценного чемоданчика в Вене. «Когда я приехала на вокзал, меня встретила целая толпа провожающих, и я забыла про свой чемоданчик, а вещи стали носить носильщики. Когда я спохватилась, чемоданчик куда-то исчез, бросились его искать и в конце концов, после большой беготни и суеты, нашли его в моем отделении, в вагоне, на руках сияющей и торжествующей моей Сони, которая, как оказалось, не доверяя мне, поджидала моего приезда на вокзале у подъезда и, как только я приехала, незаметно схватила чемоданчик и побежала с ним в вагон. Курьезно, но этот чемоданчик и поныне у меня, но он опустел, и нет больше в нем драгоценностей…». Самой бесценной вещью своей коллекции Матильда Кшесинская считала золотой гребень, найденный Николаем Гумилевым во время одной из археологических экспедиций. Балерина выкупила раритет у поэта за довольно крупную сумму. Накануне переворота 1917 года балерина была предупреждена, что ситуация в городе очень тревожная, но в своем новом доме Матильда хранила, по ее словам, лишь мелочевку, а самые ценные вещи держала в сейфах Фаберже. Одиннадцать ящиков с драгоценностями были сданы на хранение в Азовско-Донской банк, и у Кшесинской до конца жизни хранилась расписка банка о принятии на хранение этих ящиков. Однако, до сих пор существует легенда о кладе, который зарыт, всего скорее, на ее даче в Стрельне. Ни одна драгоценность, принадлежащая Матильде Кшесинской, до сих пор не появилась ни у коллекционеров, ни на мировых аукционах. По версии историков, помог в сокрытии драгоценностей балерины Великий Князь Сергей Михайлович, который пренебрег своей безопасностью, остался в бушующем Петрограде, чтобы организовать сохранность ее фамильных сокровищ и добиться исполнения решения суда об освобождении городского особняка. Великий Князь Сергей Михайлович всю свою жизнь отдав военным наукам в области артиллерии и фортификации, имея колоссальный практический опыт в этом, прекрасно знал, как строятся пороховые погреба и другие подземные военные сооружения, по технологии которых несложно было оборудовать тайник для клада. В архивах Кшесинской хранилась короткая телеграмма Великого Князя: «Все сделано, не волнуйся». Ее роскошная жизнь закончилась с революцией. Осталась лишь маленькая часть украшений и ценных вещей, а также вилла на Лазурном Берегу. В 1921 году Кшесинская обвенчалась с отцом своего ребенка, Великим князем Андреем Владимировичем. Имущества вывезенного из России и хранящегося за границей хватило ненадолго, и в 1929 году Кшесинская была вынуждена продать виллу «Алам» и ради заработка открыть балетную студию в Париже. Она преподавала до глубокой старости и умерла в 1971 году, совсем немного не дожив до своего столетия. © http://www.livemaster.ru/topic/2240555-sapfirovay…otsennosti-matildy-kshesinskoj
Комментарии 0