Корсеты и беременность

Корсет — с ним связано множество слухов, вымыслов и домыслов, мифов и легенд. В частности, бытует расхожее представление о том, что беременные дамы прошлых веков нащадно затягивались корсет, будучи беременными, и скрывали свое состояние. Однако во все века мы можем увидеть платья для беременных, а порой мода даже воспроизводит этот силуэт в качестве ведущего. Платье киртл, а тем более сюрко, периода 1400-1500 годов были достаточно удобными и не требовали особенного изменения кроя. Платья облегали грудь, плечи и талию, но прилегание в основном достигалось за счет шнуровки, которую можно было ослабить. В эпоху поздней готики «беременный вид» придавали себе все дамы в угоду моде. Создавался искомый силуэт за счет верхнего платья роб со складками на лифе, завышенной линией талии, специальных подушечек на животе и подола, который подбирался  в складки. На переднем полотнище юбки даже делали специальные прорези для того, чтобы даме было удобно приподнимать юбку.   4497432_ (521x700, 249Kb) Портрет четы Арнольфини. 1434 г. Ян ван Эйк     4497432_2b (528x700, 325Kb) Франция, 1450 г.   4497432_3b (421x700, 154Kb) Мария Бургундская. 1500 г.    Итальянская мода раннего и зрелого Ренесанса (XV- н. XVI вв. ) также вполне удобна для беременых.  В общем, формы итальянского костюма XV века повторяют общеевропейские, но пропорции как женского, так и мужского костюма в Италии никогда не были так вытянуты и устемленны вверх, как в других странах. Для итальянского костюма характерна большая устойчивость, приближенность к естественным формам тела. Женский костюм отличается мягкостью форм и гармоничностью общих пропорций. Он состоит из трех одежд: нижней рубашки с длинными рукавами и часто сборкой по вырезу, верхнее платье котт с коротким лифом, узкими рукавами и юбкой со складками и второе верхнее платье — симара, которую также можно сравнить со своеобразным плащом. Корсета как такового в этот период женщины еще не носили. Так что для беременных данный костюм был весьма удобен. В целом, костюм отличался ясностью, лаконичностью, простотой и элегантностью.   4497432_4b (472x700, 295Kb) Фра Филиппо Липпи, основа костюма общеевропейская, готическая.   4497432_5b (431x700, 242Kb) 1470-75 гг. Италия   4497432_6b (532x700, 162Kb) 1490-1500 гг. Италия   4497432_7b (451x700, 247Kb) 1515-17 гг., Германия   В конце XV — начале XVI веков складывается своеобразный и очень выразительный испанский придворный костюм, и постепенно влияние испанских мод распространяется на всю Европу. Также большим национальным своеобразием отличается придворная мода английского двора. И испанский, и английский костюмы характеризуются большим стремлением к роскоши, богатству отделки и одновременно к более строгим формам костюма. Появляется каркасный тип костюма и стремление к четким и ясным геометризированным  формам, достигаемым за счет жесткой основы. Из женского костюма постепенно исчезает пластичность, характерная для костюма поздней готики. Появляется узкий жесткий лиф и колоколообразная юбка.  Дамы начинают носить прототип корсета — васкин — плотный матерчатый или кожаный корсаж  с жесткой вертикальной планшеткой по центру переда — бюском. Бюск делали из дерева, стали или рога и он являлся опорным  элементом конструкции. А в 1520-х годах в моду входит уже настоящий корсет на китовом усе. Поверх такого шнурованного корсета надевался жесткий верхний лиф, который сковывал движения едва ли не больше, чем сам корсет. Уже тогда корсет и жесткий лиф связываются с угрозой беременности. Стивен Госсон в 1595 году пишет: «Корсет и лиф .. оставят тишь, там где лежать бы мог малыш…»  Поэтому мы видим на портретах: беременные женщины носили платья, повторяющие форму тела и можно предположить, что особы, желающие рождения ребенка отнюдь не утягивались корсет, а носили корсаж без бюска, как это делалось и в XIX веке или носили короткий лиф.   4497432_8b (343x700, 186Kb) 1550 г. Италия    4497432_9b (505x700, 283Kb) 1562 г. Англия    4497432_10b (511x700, 207Kb) 1563 г. Англия   4497432_11b (532x700, 78Kb) 1578 г. Англия   4497432_12b (517x700, 259Kb)   4497432_13b (509x700, 203Kb)   1580-90 гг. Италия   4497432_14b (562x700, 232Kb) 1595 г. Англия   4497432_15b (479x700, 242Kb) 1585-95 гг. Англия   4497432_16b (552x700, 223Kb)   4497432_17b (421x700, 203Kb) 4497432_18b (500x700, 142Kb)   В начале XVII века женский костюм и понятие красоты в целом еще связываются в первую очередь с роскошью, богатством и обилием украшений. Фигура женщин стремится к устойчивости, и в ширину становится почти равной высоте за счет очень широкой юбки. Юбка расширяется прямо от талии и лежит на каркасе — плоском вертюгале. Но на портретах беременных женщин мы видим только баску.   4497432_19b (584x700, 244Kb) Анна Датская. 1600-1610 гг.   4497432_20b (559x700, 273Kb) 1620 гг. Англия   4497432_21b (414x700, 177Kb) 1600-1620 гг. Англия   Постепенно костюм стремится к большей простоте и обобщенности форм. Женщины продолжают носить жесткий корсет, но лиф становится более коротким (после 1620 г), что создает больше комфорта для беременных женщин.   4497432_22b (466x700, 186Kb) 1630 г.    4497432_23b (450x700, 207Kb) Анна Австрийская, королева Франции. 1638 г.    Одним из самых удобных периодов в истории костюма, конечно, является ампир. Ориентированный на подражание античности и воспевающий Римскую империю, он выдвигает идеал естественности. Женский костюм, впервые за долгое время, ориентируется прежде всего на естественные формы тела. Корсет не исчезает, но заменяется в большинстве случаев коротким корсетом или корсажем. Эта тенденция намечается еще в 1780-90 годах, под влиянием философии просветителей, взглядов классицизма и революционных идей «равенства»  и «свободы».   4497432_24b (532x700, 214Kb) Портрет графини Шереметевой. Аргунов. 1803 г.   4497432_25b (521x700, 183Kb)  Луиза, королева Пруссии, 1811 г.    © http://www.livemaster.ru/topic/1399291-korsety-i-…st-kak-im-eto-udavalos-chast-1

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.