Роза — цветок Богородицы

4497432_01 (560x700, 57Kb)

Розу любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. При этом с самых первых веков христианства королеву цветов связывали с Богородицей. Начать, пожалуй, следует с того, что у Матери Божией есть много разных символических наименований, и среди них — Роза Таинственная. Традиционно многие ветхозаветные тексты Библии, в которых упоминается этот цветок, христиане относят к Деве Марии. К ней же относится библейский образ никогда не увядающей Розы Иерихона (да и само это растение, которое и розой-то в собственном смысле не является, по-другому называют «Розой Марии»).

4497432_02 (700x578, 132Kb)

Иерихонская роза — растение, которое может долго пребывать в засущенном виде, но, стоит лишь только опустить его в воду, тут же оживает и распускается. Вверху: иерихонская роза через сутки после опускания в воду.

Таким образом, роза всегда была у христиан любимым символом Девы Марии, и, как бы в подтверждение того, что Она тоже любит розы, Матерь Божия во время Своих явлений часто бывала украшена розами, или этот царственный цветок сопутствовал им. Более того, часто эти цветы становились доказательством истинности Ее явлений. Так, было, скажем, в Гваделупе, когда в декабре 1531 г. Дева Мария явилась индейцу Хуану Диего (впоследствии канонизированному Католической Церковью). Тогда на промерзлом, покрытом инеем холме близ Мехико выросли неизвестные там дотоле кастильские розы, а на плаще, в котором он их принес епископу, открылось изображение Божией Матери — сейчас это знаменитая  Гваделупская икона — образ, по значимости и загадочности сопоставимый разве что с Туринской Плащаницей…

4497432_03 (466x700, 102Kb)

Гваделупский образ Божией Матери

Очень ярко о связи образа розы с Девой Марией свидетельствует Средневековье. В частности, об этом говорят стихи, восхваляющие Матерь Божию, с повторяющимся рефреном «Ave Rosa» — «Радуйся, Роза». Тогда также существовал обычай в праздники Божией Матери раздавать розы, благословленные священником, а также венчать Её статуи венками из роз. При этом венцы для Богородицы сплетали из белых, красных и желтых роз — эти цвета означают радость, страдания и славу Матери Божией, что, в свою очередь, связано со Священным Преданием, которое гласит, что Архангел Гавриил некогда преподнес Деве Марии три венца из небесных роз: белых, красных и золотых (желтых).

4497432_04 (700x583, 120Kb)

Надо сказать, что в раннем средневековье венец из роз был также и символом совершенства, и в этом качестве являлся атрибутом рыцарства: головы рыцарей (особенно, конечно, победителей в поединках) часто увенчивали розами. Вот, например, одна распространенная средневековая легенда, которая повествует о рыцаре, розах, Деве Марии и молитвах к Ней:

Один рыцарь так почитал Богородицу, что специально для Неё выращивал розы. Каждый день он срезал пятьдесят роз, сплетал из них венок и венчал им статую Божией Матери, выражая таким образом Пресвятой Деве свое почитание. Со временем, почувствовав в себе призвание к посвященной жизни, рыцарь решил уйти в монастырь. Послушание, которое определил ему настоятель монастыря, занимало все его время, и бывший рыцарь, а теперь монах, уже не имел возможности венчать Богородицу венками из роз и очень сокрушался по этому поводу. О своих переживаниях он поведал мудрому старцу, и тот посоветовал ему каждый день вместо венка из 50 роз дарить Богородице венок из 50 молитв «Ave Maria» («Радуйся, Мария»). Бывший рыцарь так и поступил, но все равно не мог полностью утешиться. Но вот однажды настоятель послал его в город за покупками, вручив при этом некую сумму денег. Путь пролегал через лес, в котором обитали разбойники, которые, заметив монаха и смекнув, что наверняка у него с собой есть деньги, решили, улучив удобный момент, напасть на него и ограбить. Тем временем, монах остановился для отдыха и решил прочитать Матери Божией свои пятьдесят молитв. Разбойники наблюдали за ним, выжидая, и вдруг замерли, как завороженные: перед монахом вдруг появилась величественная Дева неземной красоты. Пока он молился, Дева по одной собирала розы, которые чудесным образом появлялись из его уст и падали к Её ногам, и сплетала из них венок. Когда монах дочитал последнюю молитву, Дева закончила плести венок, увенчала им Свою голову и исчезла. Разбойники, потрясенные увиденным, бросились перед монахом на колени и стали слезно просить у него прощения за свои преступные намерения. Когда монах услышал от них рассказ о явлении Девы (сам он Её не видел), он стразу понял, что это была Сама Дева Мария, и что молитвы для нее важнее роз.

4497432_05 (461x700, 265Kb)

Мне кажется, что все это удивительно напоминает известное стихотворение А.С.Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный». Не исключено, что  сходство не случайно, как и то, что рыцарь у Пушкина восклицает «Lumen coelum, sancta Rosa!» («Свет небес, Святая Роза») и надевает на шею четки. Легенда, как мне кажется, проливает свет на то, почему особый род молитв к Божией Матери, читаемый по четкам (и сами эти четки), получил в конце концов название Розария Девы Марии.
http://www.livemaster.ru/topic/1669289-roza-tsvetok-bogoroditsy?vr=1&inside=0

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.