15 малоизвестных фактов о картине Эдуарда Мане «Бар в „Фоли-Бержер“»
Картину «Бар в „Фоли-Бержер“», ставшую одним из известных шедевров мирового искусства, Эдуард Мане написал в 1882 году. Трудно поверить, что это произведение было написано умирающим художником, которому любое движение руки доставляло боль и страдание. Но даже перед смертью Эдуард Мане остается настоящим бойцом.
1. "Бар в "Фоли-Бержер" — грандиозное великолепие
Размеры холста — 96 × 130 см. На огромном полотне были изображены множество незаметных с первого взгляда деталей. Так, женщины, глядящие в бинокль, заставляющие зрителя догадываться, что же происходит за пределами полотна.
2. Место действия картины — популярное парижское заведение
Основанный в 1869 году "Фоли-Бержер" был не просто баром. Сюда полюбили ходить представители среднего класса Парижа, поскольку в "Фоли-Бержер" было множество развлечений, в том числе балет, кабаре, выступления акробатов, пантомима и оперетта. Заведение было также излюбленным местом для художников, которые искали здесь вдохновения.
3. Картина не была написана в баре
Хотя Мане сделал несколько предварительных эскизов в самом заведении, он работал над своим шедевром в уединении в своей мастерской.
4. Акробат
Если присмотреться, то в верхнем левому углу полотна можно заметить ноги в зеленых тапочках, которые принадлежат акробату, исполняющему номер для богатых гостей экстравагантного бара.
5. Пиво на картине
Справа от бутылки красного вина можно увидеть коричневую бутылочку с красным треугольником на этикетке. Это логотип Bass Brewery — первого британского запатентованного пива. Компания была создана в 1777 году и производит она пиво до сих пор.
6. Неправильные отражения
Казалось бы, на картине все очевидно и просто. Сзади за барменшей находится зеркало, в котором отображается происходящее в зале. Но если посмотреть на бутылки, которые стоят на мраморной стойке бара, несложно заметить, что их отражение в зеркале не соответствует оригиналу. Отражение самой барменши также не соответствует действительности — она смотрит прямо на зрителя, а в зеркале она смотрит на усатого мужчину. Подобные несоответствия заставляют задуматься — было ли это ошибкой Мане, или он сделал это с неким умыслом.
7. Споры по поводу барменши
Некоторые критики утверждают, что неправильное отражение должно показывать две стороны характера барменши. В отражении она наклонилась, разговаривая или кокетничая с клиентом. В обычной перспективе она витает в своих мыслях и ей, кажется, нет никакого дела до шумной толпы.
8. Барменша может быть путаной
Почти за 20 лет до написания "Бара в "Фоли-Бержер" Мане поразил публику своим скандальны "Завтраком на траве" и "Олимпией", поскольку общественность посчитала, что модель (Викторина-Луиза Мёран) может быть женщиной легкого поведения. При этом барменш "Фоли-Бержер" Ги де Мопассан как то назвал "продавщицами напитков и любви". Некоторые критики предположили, что эту двойную жизнь как раз и отражает картина, на которой отражение не соответствует действительности.
9. Мане нарисовал барменшу еще раз
Сегодня известно только ее имя — Сюзон, а также то, что она действительно была барменшей в "Фоли-Бержер". Эта рыжеволосая женщина встречается еще на одной картине Мане — "Модель барменши в Фоли-Бержер", которую можно увидеть в Музее изящных искусств в Дижоне.
10. Отражение может быть обманом зрения
Искусствовед Малкольм Парк создал фотографическую реконструкцию и схему бара, чтобы понять, где стоит барменша, ее клиент в шляпе, а также где находится зритель. В результате Парк сделал вывод, что зритель — вовсе не усатый мужчина в шляпе, а он стоит правее его и не отражается в зеркале. Эта перспектива создает ложное ощущение интимности обстановки. Но даже эти выводы никак не объясняют эмоциональных намерений Мане.
11. На эскизе перспективы были другими
На предварительном эскизе "Бара в "Фоли-Бержер" Мане барменша четко смотрит на своего клиента, а никаких искаженных перспектив нет.
12. Просветка рентгеном показала, что Мане сделал значительные изменения во время написания картины
Сканирование показало, что Мане изначально нарисовал барменшу со скрещенными руками на талии. Это поза более точно соответствовала раннему эскизу, чем окончательная версия картины.
13. На картину оказало влияние полотно "Менины"
Мане был известным поклонником работ испанского художника 17-го века Диего Веласкеса. Как предполагают искусствоведы, картина Веласкеса "Менины" 1656 года, на которой изображена инфанта Маргарита и ее свита, оказала влияние и на картину . В частности, на "Менинах" также было изображено зеркало, в котором отражаются фигуры на картине,
14. Это была последняя большая работа Мане
Мане во время своей блестящей карьеры создал множество новаторских работ, которые стали золотой серединой между реализмом и импрессионизмом. Когда парижская арт-сцена не смогла понять его величие, Мане вложил собственные деньги, чтобы финансировать свои выставки. В 1882 году, когда "Бар в "Фоли-Бержер" дебютировал в престижном Парижском Салоне, художник был уже серьезно болен ревматизмом и атаксией. Мане скончался в возрасте 51 года, на следующий год.
15. Полотно хранится в Лондоне
Английский промышленник Сэмюэл Курто был ярым коллекционером искусства и стал соучредителем Института искусства Курто в Лондоне. "Бар в "Фоли-Бержер" — одно из знаменитых полотен, которые можно найти в галерее этого института.
Комментарии 0