«Одичалая прелесть»: лучшие воплощения образа Кармен на сцене и в кино
«И твоя одичалая прелесть – как гитара, как бубен весны», – писал А. Блок о Кармен. Новелла Проспера Мериме «Кармен», а вслед за ней одноименная опера Бизе сделали образ испанской цыганки одним из самых популярных и цитируемых в мировом искусстве. По словам режиссера Висенте Аранды, снявшего экранизацию по мотивам новеллы Мериме, «Кармен стала первой всемирно известной роковой женщиной в истории литературы». На сцене оперных театров и в кино роль Кармен исполняли самые красивые и талантливые артистки.
«Кармен» многократно ставили на балетной сцене, и многие критики утверждают, что лучшей Кармен на пуантах была Майя Плисецкая. Оркестровку музыки Бизе выполнил муж Плисецкой – композитор Родион Щедрин, постановку осуществил кубинский балетмейстер Альберто Алонсо. О Плисецкой в «Кармен-сюите» критики писали: «Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой – словно застывший сфинкс – смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора».
Лучшей современной Кармен на балетной сцене называют Светлану Захарову – в 2005 г. солистка Большого театра исполнила эту роль в балете «Кармен-сюита», восстановленном специально для нее.
Лучшей Кармен планеты на оперной сцене считают Ирину Архипову, чья трактовка образа испанской цыганки сочетала блестящее голосовое исполнение партии и виртуозное драматическое прочтение образа. Ее красоту называли царственной и величественной.
Греческая оперная певица Агнес Бальтса также прославилась в роли Кармен. В 1988 г. вышел фильм-спектакль «Кармен» в постановке Пола Миллза, где она исполнила главную роль.
Фурор среди поклонников оперы вызвало исполнение партии Кармен выдающейся латвийской меццо-сопрано Элиной Гаранчей в постановке «Метрополитен-опера» в 2010 г. Зрители остались в восхищении не только от голоса оперной примадонны, но и от ее искусства танца.
Кинематографисты предпринимали множество попыток экранизировать «Кармен». Одной из первых стала картина режиссера Тулио Демилечи «Кармен из Ронды» (1959), с итальянской эстрадной певицей и актрисой Сарой Монтьель в главной роли.
На премию «Оскар» номинировался фильм «Кармен» Карлоса Сауры. Главную роль в нем сыграла испанская танцовщица фламенко и актриса Лаура дель Соль. Фильм получил премию Британской академии и две премии Каннского фестиваля.
В отечественном кинематографе также предпринимались попытки экранизации знаменитой новеллы Проспера Мериме. Современной трактовкой классической истории является фильм Александра Хвана «Кармен» (2003). Главные роли в нем исполнили Ольга Филиппова и Игорь Петренко.
Комментарии 0