«Сватовство майора»: почему ироничная картина П. Федотова произвела фурор в середине ХІХ века

П. Федотов. Сватовство майора, 1848 | Фото: art-portrets.ru П. Федотов. Сватовство майора, 1848 | Фото: art-portrets.ru

Картина «Сватовство майора» стала визитной карточкой художника Павла Федотова, она принесла ему звание академика и всенародную популярность. Когда публика впервые увидела картину, успех был ошеломляющим. Весь Петербург покатывался со смеху, люди приходили на выставку неоднократно, чтобы еще раз увидеть «Сватовство» майора». Что же вызвало такую бурную реакцию и так насмешило зрителей? 
П. Федотов. Сватовство майора, 1848. Фрагмент | Фото: art-portrets.ru П. Федотов. Сватовство майора, 1848. Фрагмент | Фото: art-portrets.ru

Павел Федотов намеревался стать художником-баталистом, но когда Иван Крылов увидел его бытовые зарисовки, он порекомендовал ему продолжать работать в этом направлении. Публика в середине ХІХ в. уже пресытилась воспеванием красоты и благородства, а ироничные картины, вызывающие смех, были на тот момент большой редкостью. Бытовой жанр существовал и до Федотова, но художники акцентировали внимание на жизни крестьян, а быт купечества и дворян реже становился объектом их внимания. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Поэтому стиль Федотова называли «комическим реализмом».
  П. Федотов. Сватовство майора, 1848. Фрагмент | Фото: art-portrets.ru П. Федотов. Сватовство майора, 1848. Фрагмент | Фото: art-portrets.ru

Дело в том, что сюжет картины был не просто хорошо знаком зрителям – подобные браки случались тогда повсеместно. А персонажи были такими типичными и узнаваемыми, что это заставляло хохотать весь город. Браки обедневших дворян с представителями богатого купечества были взаимовыгодной сделкой: одни получали звания и титулы, а другие – деньги.
  П. Федотов. Сватовство майора, 1848. Фрагменты | Фото: art-portrets.ru П. Федотов. Сватовство майора, 1848. Фрагменты | Фото: art-portrets.ru

В центре композиции – невеста, которую сватают майору, которая якобы из смущения пытается убежать в другую комнату. Однако на самом деле она жеманничает, ведь, судя по наряду, к приезду жениха она готовилась. Мать пытается удержать и образумить невесту, и ее поза, и выражение лица выдают властный и волевой характер – наверняка в этом доме всем заправляет именно она. Сам купец скромно стоит в углу за ее спиной и впопыхах пытается застегнуть сюртук, приготовленный специально для торжественного случая. В дверях ожидает майор, он явно не волнуется по поводу сватовства, ведь исход уже предрешен. Покручивая ус и хитро прищурившись, он словно подсчитывает будущие доходы от выгодной женитьбы.
  П. Федотов. Сватовство майора, 1848. Фрагменты | Фото: fb.ru П. Федотов. Сватовство майора, 1848. Фрагменты | Фото: fb.ru

Атмосферу купеческого дома помогают воссоздать и второстепенные персонажи – глуховатая старуха-приживалка, расспрашивающая у помощника купца о происходящем, и кухарка, выполняющая обязанности и горничной, и лакея. Шампанское в этом доме, очевидно, пьют нечасто и поэтому изящно подать не умеют – бутылка и бокалы сиротливо стоят на стуле.
  П. Федотов. Разборчивая невеста, 1847 | Фото: ucoz.ru П. Федотов. Разборчивая невеста, 1847 | Фото: ucoz.ru

В поисках героев и подходящего интерьера для этой картины Федотов обошел весь Петербург – он хотел достичь максимальной достоверности. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху».
  П. Федотов. Слева – Завтрак аристократа, 1849-1850. Справа –  Свежий кавалер, или Утро чиновника, получившего первый крест, 1848 | Фото: fb.ru и ucoz.ru П. Федотов. Слева – Завтрак аристократа, 1849-1850. Справа – Свежий кавалер, или Утро чиновника, получившего первый крест, 1848 | Фото: fb.ru и ucoz.ru

В поисках интерьера Федотов под разными предлогами заходил в купеческие дома: спрашивал, не продается ли дом или предметы мебели, не сдается ли квартира. Но подходящую комнату в конце концов нашел в трактире! Один из друзей художника потом вспоминал: «Один раз, проходя около какого-то трактира, художник приметил сквозь окна главную комнату и люстру с закопченными стеклышками, которая «так и лезла сама в картину». Тотчас он зашел в трактир и нашел то, что искал так долго».
  П. Федотов. Жена-модница (Львица), 1849 | Фото: artvek.ru П. Федотов. Жена-модница (Львица), 1849 | Фото: artvek.ru

И комната, и персонажи выглядят комично: действие происходит в передней, а не в гостиной или столовой, что не соответствует этикету, жених явился без букета, невеста и маменька в бальных платьях, что противоречит и случаю, и времени суток, скатерть не годится для приема пищи – она уместнее смотрелась бы в кабинете или будуаре, накрытый стол слишком мал для такого количества закусок.
  П. Федотов. Игроки, 1852 | Фото: artvek.ru П. Федотов. Игроки, 1852 | Фото: artvek.ru

Несмотря на комичность ситуации и персонажей, создается теплая атмосфера – герои всего лишь заложники обстоятельств, как и многие им подобные, и смеется над ними автор без злобы, а с добродушно-снисходительной иронией. Сюжеты всех своих картин Федотов искал в повседневной жизни, и поэтому они пользовались таким невероятным успехом.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/120616/29967/

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.