Агриппина Ваганова: от «мученицы балета» до первого профессора хореографии
26 июня исполнилось 137 лет со дня рождения знаменитой русской балерины и выдающегося педагога Агриппины Вагановой, чье имя носит Академия русского балета. Ее путь к успеху был таким долгим и тернистым, что подруга, жена Блока Любовь Менделеева, называла ее «мученицей балета». Обстоятельства не позволили Вагановой осуществить на сцене все мечты, но она реализовала их в своих ученицах – лучших балеринах страны. Агриппина Ваганова стала первым в СССР профессором хореографии, хотя в свое время ей предлагали лишь место в кордебалете.
Отец Агриппины был капельдинером в Мариинском театре, в 10-летнем возрасте девочку отдали в Петербургское театральное училище, в балетный класс. Данные Вагановой не были блестящими: небольшой рост, мускулистые ноги, крупная голова, широкие плечи – но на выпускном экзамене, благодаря годам упорного труда, она была одной из лучших.
По окончании училища Ваганову зачислили в труппу Мариинского театра в качестве артистки кордебалета. Долгое время ей доставались лишь небольшие малозначительные роли. Примами в ту пору были Т. Карсавина, А. Павлова, М. Кшесинская – именно их балетмейстер Мариус Петипа считал эталоном изящества, женственности и грациозности, а у Вагановой была слишком жесткая пластика рук, а ее классический танец казался ему бесперспективным.
Жена Блока Любовь Дмитриевна дружила с Агриппиной Вагановой всю жизнь и была свидетельницей тех невероятных усилий, которые танцовщица прилагала в работе. За это подруга называла ее «мученицей балета». Сама Ваганова с горечью признавалась: «Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины».
Сольная партия Вагановой впервые досталась благодаря случайному стечению обстоятельств: Тамара Карсавина повредила ногу, и Агриппине пришлось ее заменить в балете «Шопениана». Лишь спустя 2 года ей вновь посчастливилось оказаться на первых ролях: на этот раз она исполнила партию Одиллии в «Лебедином озере», о которой давно мечтала. Помимо этого, ей достались главные роли в балетах «Ручей», «Жизель» и «Конек-Горбунок». Успех пришел к ней слишком поздно, в 1915 г. ее отправили на пенсию – на тот момент ей было 36 лет.
Это был очень сложный период в ее жизни: со сценической карьерой пришлось распрощаться, в личной жизни произошла трагедия. Мужчина, с которым она уже несколько лет жила в гражданском браке, в канун рождества 1917 г. покончил с собой. Ваганова осталась с тремя детьми (один свой сын и двое детей умершей сестры) практически без средств к существованию. Ей приходилось выступать с концертами за картошку и хлеб.
В 1920 г. ее взяли в штат балетного училища Мариинского театра на преподавательскую деятельность. Условия были крайне стесненные, ученицам приходилось заниматься в платьях и кофтах. Но Агриппина Ваганова была счастлива: она нашла свое призвание в воспитании талантливых танцовщиц. Она вырастила 29 выпусков, среди ее учениц были самые лучшие балерины: М. Семенова, Г. Уланова, Н. Дудинская, А. Шелест, О. Моисеева, И. Колпакова и другие.
Главным требованием Вагановой-педагога была осмысленность движений. В 1934 г. она выпустила книгу «Основы классического танца», которая до сих пор не теряет своей актуальности. Агриппина Ваганова сделала для русского балета гораздо больше, чем просто воспитание талантливых танцовщиц: ей удалось сохранить традиции классического балета в ту пору, когда этот вид искусства большевики считали «чуждым пролетариату».
В 1943 г. Агриппине Вагановой присвоили звание профессора хореографии – первой в стране. Она преподавала до самой смерти. Ее не стало в 1951 г. В память о ее заслугах хореографическое училище получило ее имя. Сейчас это Академия русского балета им. Вагановой, которая находится в Санкт-Петербурге.
Комментарии 0