История цвета. Царственный пурпур
Выбирая в интернет-магазине тканей оттенок для пошива юбки, я наткнулась на название цвета «Византийский пурпур». Название заинтриговало, а оттенок понравился.
Возник вопрос откуда появилась название «Византийский пурпур»? С таким словосочетанием я столкнулась впервые, я думаю, немного, кто о нём слышал.
Пурпур — это синтез несоединимого — холодного синего и тёплого красного цветов.
Уникальный природный краситель, с помощью которого ткани окрашивались в различные тона пурпурного цвета, добывался из моллюсков, обитавших в Средиземном море. Для получения одного фунта красителя добывали около 60 тысяч улиток. Ткани, окрашенные в пурпур, были предметами роскоши. Одежда из пурпура была привилегией царей и императоров, жрецов и князей церкви и носила особый статус.
Пурпурный цвет в византийской культуре — цвет божественного и императорского достоинства. Кусочки смальты переливаются пурпурным и золотым на одеждах римского императора Юстиниана, изображениях Богородицы и Христа.
Император Юстиниан, византийская мозаика
Фрагмент византийской мозаики
После погромов и разграбления Константинополя в в 1204г. в результате Крестовых походов, от роскоши Византии мало что осталось. Константинополь перестал производить одежду, окрашенную пурпуром. Этот факт позволяет нам сегодня понять, насколько дорог и эксклюзивен был пурпурный краситель.
По легенде, первыми краситель пурпур открыли финикийцы.
Не обошлось тут без помощи богов. Бог Мелькарт в сопровождении нимфы прогуливался по берегу моря. Его пес случайно разгрыз валявшуюся на берегу раковину, и тут же шерсть пса окрасилась в необычный цвет. Тогда нимфа попросила бога подарить ей ту же краску для платья. Мелькарт не мог отказать нимфе и начал собирать для нее раковины. С тех пор, говорит предание, и люди добывают со дна моря эти чудесные раковины и раскладывают их на берегу.
В каждой из них остается капелька сока — всего одна капля очень дорогой краски.
Город Тир в Финикии был центром окрашивания тканей в пурпурный цвет. По названию города появилось название «тирский пурпур», обозначающий красивый оттенок пурпура, несколько отличающегося от современных представлений о пурпурном цвете. Тирский пурпур был красновато-коричневый.
Собор в Равенне, Италия
Современный "тирский пурпур"
Еще Гёте заметил, что действие и природа этого цвета — единственные в своем роде: он объединяет в себе активную и пассивную, горячую и холодную части цветового круга в их предельном напряжении, то есть объединяет (снимает) противоположности. В пурпурные цвета, согласно Гёте, одеваются и «достоинство старости» и «привлекательность юности». Пристрастие к пурпуру, главному царственному цвету, не изменилось со времен Юлия Цезаря. Пурпур и во времена Шекспира вызывал почти мистический восторг.
Бедняки любовались алыми, фиолетовыми и синими оттенками пурпура в костюмах богачей и осуждали это пристрастие как грех. Элитарность пурпурного цвета создавалась дефицитом натурального красителя, трудоёмким и дорогим процессом его добычи и окрашивания тканей, а также искусственным путём в виде специальных налогов на роскошь (пурпурная одежда была предметом роскоши).
В пурпуре раскрываются все возможности от синего до красного, способных выразить самые разные состояния — от адски мрачного до херувимски радостного.Так, сине-фиолетовый пурпур мог выражать холод, ночь, глубину, успокоение, справедливость. Пурпур фиолетовых тонов — молчание, смирение, раскаяние и любовь. Фиолетовый пурпур долгое время был цветом траура французских королей. В викторианской Англии фиолетовый пурпур был знаком так называемого полу-траура. В конце же траура (или же если траур был по дальнему родственнику), фиолетовыми были только отдельные детали туалета – пояса, отделка, розетки и банты.
Красно-фиолетовый означал страсть, движение, тяжесть. Красный же пурпур символизировал веселье (необузданное), силу, гнев, месть, кровь, адское пламя.
В пурпурные цвета убирается масонская ложа высших степеней посвящения. Пурпурные, серые или черные цвета одеяний подчеркивают принадлежность к ложе святых. В геральдической радуге пурпурный цвет трактовался как божественное величие и святость. В римско-католической церкви алтарное Евангелие непременно пурпурного цвета, так же как и одежда епископов.
Для всего периода готики характерно обилие пурпурных оттенков в витражах. Пурпурный цвет должен был настраивать прихожан на возвышенный лад. Чудесными оттенками этого цвета сияют «Пурпурные розы» Реймского собора и Нотр-Дам во Франции.
"Пурпурная роза" Нотр-Дам
Реймский собор ночью
Реймский собор
Шартр
Сен-Шапель
Раскаявшуюся грешницу Марию Магдалену живописцы традиционно изображали в пурпурных одеждах. Этот цвет означал её добродетель и переход от греховного существования к верному духовному пути.
В 1856 году был открыт первый синтетический краситель "мовеин" ("mauve" – розовато-лиловый цвет) и императорское величие пурпура было разбито в пух и прах. С той поры одежды пурпурного цвета мог позволить себе каждый. Выбор этого оттенка стал диктоваться лишь индивидуальным вкусом. В завершении — фото пурпурного свадебного платья Диты фот Тиз — по-настоящему королевский наряд.
Комментарии 0