«Вечный зов» — фильм-легенда

Кинолента охватывает почти 60 лет — с 1906-го по 1960-е — и рассказывает историю братьев Савельевых, Антона, Федора и Ивана, из далекого сибирского села, на долю которых выпали три войны, революция, утверждение советской власти.

Вечный зов

     

Ванька (Николай Иванов)

Николай Николаевич Иванов. Родился 22 января 1943 года в Тихвине, Ленинградская область.
Окончил драматическую студию при Ленинградском ТЮЗе (1963).
С 1960 года – актер Ленинградского (Санкт-Петербургского) ТЮЗа имени А.А.Брянцева.
В кино начал сниматься в конце 60-х.
Необыкновенную популярность и любовь зрителей актеру принесла роль Ивана Савельева в телесериале «Вечный зов».
Среди других известных работ: Апраксин в историческом сериале «Россия молодая», Володя в драме «Кузнечик», коррумпированный работник КГБ в боевике «Меченые».
Заслуженный артист РСФСР.
Народный артист России (1992).
 

    Вечный зов

Федька (Вадим Спиридонов)

Вадим Семёнович Спиридонов (14 октября 1944, Москва — 7 декабря 1989, Москва) — советский киноактёр, кинорежиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1979).Вадим Семёнович Спиридонов — драматический артист крупного дарования и могучего темперамента. В отрицательных ролях достигает полного перевоплощения, создаёт абсолютно достоверные образы. Ключевая роль — бывший кулак, полицай Фёдор Макашин (дилогия «Любовь земная» и «Судьба» Е. С. Матвеева). Спиридонов дал настолько убедительный образ, что зритель теперь не отделял его от личности самого артиста. Спиридонов с горечью вспоминал, что он после фильма «Судьба» снискал всеобщую ненависть, как среди поколения фронтовиков и тружеников тыла, так и у молодёжи, рассказывал, как его неоднократно узнавали на улицах и пытались избивать, настолько ненавистен оказался предатель Макашин. Однако этот образ стал лишь своеобразным прологом к главной роли — Фёдора Савельева в самом длинном советском сериале «Вечный зов» (19 серий). Были среди его ролей и положительные образы, не просто положительные, а роли героико-патриотические, которыми можно по праву гордиться (капитан Флёров — «Укрощение огня», полковник Деев — «Горячий снег», капитан Волох — «Дожить до рассвета», капитан Орехов — «Люди в океане», командарм Будённый — «Первая конная» и «Оглашению не подлежит», полковник Иверзев — «Батальоны просят огня»).Вадим Спиридонов предсказал свою раннюю смерть. Незадолго до кончины в разговоре с супругой Валентиной он то ли в шутку, то ли нет, сказал: «Сдохнуть бы скорей от этой жизни. А чтобы не тухнуть, лучше умереть зимой, например 7 января». Супруга парировала: «У людей праздник, а ты помирать собрался». Он подумал и сказал: «Ну, тогда 7 декабря — сделаю тебе подарок» (у жены 8 декабря день рождения). В жизни всё произошло точно по этим словам. В тот роковой вечер 7 декабря 1989 года Спиридонов должен был отправиться в Минск, где в ближайшие дни начинались съёмки нового фильма по роману Василия Белова «Всё впереди», где он должен был играть главную роль. Казалось, ничто не предвещало беды: актёр был бодр, весел. За пару часов до выезда из дома он решил прилечь отдохнуть, наказав Валентине, чтобы она разбудила его в нужное время. Но когда спустя два часа жена дотронулась до мужа, он уже не дышал. Актёр заснул навсегда. Как потом выяснилось, Вадим Спиридонов умер во сне от приступа острой сердечной недостаточности мгновенно. Похоронен 10 декабря 1989 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
 

Вечный зов

Антошка (Валерий Хлевинский)

Валерий Михайлович Хлевинский.(14 ноября 1943, Горький) — советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации (2002).Валерий Хлевинский родился 14 ноября 1943 в Горьком.
Участвовал в самодеятельности, посещал драмкружок Владимирского гарнизонного Дома офицеров.
С первого раза в школу-студию МХАТ Валерий не поступил, вернулся во Владимир и полтора сезона отработал в драматическом театре им. А. В. Луначарского.
Окончил Школу-студию МХАТ в 1969 году (курс В. Маркова) и был принят в труппу театра «Современник», где играл в спектаклях: «Пигмалион» (Дулитл), «Три товарища» (Альфонс), «Крутой маршрут» (Царевский), «Мурлин Мурло» (Михаил), «Виндзорские насмешницы» (Мистер Пейдж), «Аномалия» (Хребет).
В Театре Табакова играл роль Калошина в спектакле Александра Марина «Провинциальные анекдоты», а также купца Ахова в постановке Авангарда Леонтьева «Не все коту масленица» по пьесе А.Островского. В 2001 году был принят в труппу МХТ им. Чехова, где участвует в спектаклях: «Белая гвардия», «Кошки-мышки», «Нули», «Последняя жертва».
Преподает актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ.
 

Вечный зов

«Вечный зов» поначалу не пускали на экраны. Из-за персонажа Якова Алейникова. Нежелательно было изображать культ личности Сталина. Тогда Анатолий Иванов, по роману которого была снята киноэпопея, обратился в Политбюро.
Председатель Совета министров СССР Косыгин посмотрел, пришел в восторг и приказал выпустить фильм немедленно.
 

Вечный зов

Петр Вельяминов (Поликарп Кружилин) — коренной москвич, едва ли не полжизни кочевал по провинции, переезжая из одного театра в другой — «врагу народа» жить в столице строго запрещалось. Заключенный с девятилетним стажем, он обучался актерскому мастерству в ГУЛАГе. Режиссеры заприметили Вельяминова в Свердловском театре.

— В те 10 лет, пока снимался «Вечный зов», со мной происходили невероятные вещи, — рассказывал актер. — На съемках я иногда чувствовал: «Нет, этих слов Поликарп сказать не может, так поступать не станет». Вызывали Анатолия Иванова, и он переписывал диалоги некоторых сцен. Я как-то ему сказал: «Знаешь, ты меня снова крестил, у меня теперь два новых имени — Захар (из «Тени исчезают в полдень») и Поликарп, дорогих имени, любимых…»
 

Вечный зов

Пётр Сергеевич Вельяминов (7 декабря 1926, Москва — 14 июня 2009, Санкт-Петербург) — советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР.
Пётр Вельяминов родился 7 декабря 1926 года в Москве, в семье потомственного военного из древнего дворянского рода. Среди его предков-дворян числятся немало знаменитых личностей. Самым титулованным из них был основатель рода Шимон Африканович, в начале XI века пришедший во главе трёхтысячной дружины служить к Ярославу Мудрому. Он был племянником норвежского конунга — короля Хакона II. При князе Дмитрии Донском (1359—1389) прославился московский тысяцкий Тимофей Васильевич Вельяминов, участник Куликовской битвы 1380 года. Вельяминовы были в числе претендентов на Земском соборе в 1613 году на русский престол наряду с Романовыми.
Двоюродный дед Петра Сергеевича — Иван Александрович Вельяминов — генерал, член Военного совета при Александре I. А его брат, Алексей Александрович Вельяминов, служил начальником штаба у Ермолова, во время Крымской войны командовал Кавказской Черноморской оборонительной линией. 27 марта 1838 года умер бывший командующий войсками кавказской линии генерал-лейтенант А. А. Вельяминов. В январе 1839 года, когда приказом военного министра и по Высочайшему повелению устроенным на восточном берегу Чёрного моря укрепления были присвоены названия, и заложенному в 1838 году при реке Туапсе — форт Вельяминовский.
Отец — Сергей Петрович Вельяминов, потомственный военный. Перед революцией окончил Павловское военное училище в Петербурге, в 1918 году вступил в Красную Армию, входил в состав высшего командования Красной армии. Был арестован в 1930 году, провёл в лагерях 17 лет, мать жила в ссылке.
В марте 1943 года 16-летний Пётр был арестован по обвинению «в участии в антисоветской организации „Возрождение России“», был приговорён по 58-й статье к 10 годам исправительных работ и отправлен в пересыльный лагерь в Котласе. По словам драматурга В. С. Фрида, находившегося под следствием в лубянской тюрьме одновременно с отцом Вельяминова, 17-летний Пётр был арестован по одному делу с отцом — бывшим царским офицером.
В лагере до Петра Сергеевича дошла весть об аресте матери. Он был так потрясён известием, что вскрыл себе вены, однако юношу удалось спасти.
В 1952 году был освобождён (в лагере провёл 9 лет и 9 дней). После освобождения из лагерей Вельяминов три года проработал в Абакане на лесосплаве.
Играть он начал в самодеятельности, где пел, читал стихи, а также исполнил свою первую роль — Максима Кошкина в «Любови Яровой».
С 1952 году — актёр драматического театра в Абакане, с 1955 году — Тюменского областного драматического театра. Работал также в театрах Дзержинска, Новочеркасска, Чебоксар, Иваново, Перми и Свердловска. Именно в Свердловском театре Петра Вельяминова увидели Валерий Усков и Владимир Краснопольский и пригласили сниматься в многосерийной ленте «Тени исчезают в полдень» в роли председателя колхоза Захара Большакова.
В 1972 году после успеха фильма «Тени исчезают в полдень», Пётр Вельяминов переехал в Москву и пришёл в труппу театра «Современник». В «Современнике» Вельяминов сыграл в первом режиссёрском спектакле Г. Б. Волчек «Восхождение на Фудзияму» и многих других постановках. В 1974 году перешёл в Театр-студию киноактёра.
Несмотря на всенародное признание через кино, власти не забывали о прошлом актёра. Так, в 1979 году его не пустили во Францию с делегацией, которая везла туда фильм «Тени исчезают в полдень». В 1983 году актёра реабилитировали.
С 1995 г. Вельяминов жил и работал в Санкт-Петербурге, играл в Санкт-Петербургском академическом театре комедии имени Н. П. Акимова.
Преподавал в Балтийском институте экологии, политики и права на кафедре актёрского мастерства театрального факультета.
Актёр много читал, любил проводить свободное время на природе, являлся попечителем строительства приюта для бездомных животных в Санкт-Петербурге. Кавалер народного ордена «Созидатель Петербурга» (2002), обладатель титула «Человек года» (2002).
Умер от пневмонии 14 июня 2009 года в Санкт-Петербурге.

Вечный зов

Владлен Бирюков (Яшка Алейников) буквально разрывался: на съемки летал из Новосибирска во время отпусков и двух-трехдневных «окон» в репетициях театра.

Роль Якова Алейникова, «чекиста с человеческим лицом», принесла Бирюкову всенародную славу. А его дуэт с Еленой Драпеко (Верой Инютиной) стал одним из самых романтичных в советском кино.
— Разумеется, молва нас тут же поженила. Но роман у нас был только на экране, — говорил актер. — В жизни Елена Григорьевна совсем не похожа на свою героиню.

Образ влюбленного сотрудника НКВД отметили и в органах — актера стал обладателем специальной премии КГБ СССР. Говорили, что кандидатуру одобрил лично глава КГБ Юрий Андропов.
После «Вечного зова», несмотря на заманчивые предложения, Бирюков так и остался в Новосибирске.
Владлен Егорович Бирюков (1942—2005) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (2002). Лауреат Государственной премии СССР (1979).В. Е. Бирюков родился 7 марта 1942 года в селе Никоново Новосибирской области. В 1966 году окончил Новосибирское театральное училище. Актёр Новосибирского театра «Красный факел».
В. Е. Бирюков умер 2 сентября 2005 года в Бердске. Похоронен на городском кладбище.

Вечный зов

 

Тамара Дегтярева (Агата) сыграла в кино лишь одну роль — Агаты Савельевой в «Вечном зове».

Тамара вспоминает съемки фильма в Белорецке. "До него из Магнитогорска летал маленький Ан. Однажды мне нужно было пересесть на этот самолетик и не хватило билета. А в 9 часов начинались съемки, на которые я страшно боялась опоздать. Я умоляла начальника аэропорта: «Ну пожалуйста, отправьте меня как-нибудь, я маленькая». В конце концов меня посадили на «Ан», который вез мороженое. Всю дорогу я просидела на ледяной коробке с мороженым в морозилке! Пилоты сердобольные дали мне какой-то кусок овчинки, но вылезла я совершенно окоченевшая".

Есть в фильме эпизод, когда Агата выходит на горку и встречает Ивана. Его режиссеру предложила сама актриса. Бабушка Тамары так ждала своего мужа, когда узнала, что он, раненый, возвращается из Сталинграда.
— На съемках в городе Белорецке, простите, жрать было совершенно нечего, — вспоминает актриса. — Даже хлеба не было, только лепешки и кумыс. В фильме есть сцена перед арестом Ивана, когда Агата беременна. Мне делали лицо с зеленоватым отливом и вешали «живот» на бретельках — в таком виде я появлялась на площалке. Местные женщины подумали, что я по-настоящему беременная и стали подкармливать. Но мужики рассекретили меня и пообещали, что если я не буду делиться, они расскажут, что живот ненастоящий. Пришлось делиться.
Тамара Васильевна Дегтярёва (род. 29 мая 1944, Калининград (Московская область)) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка Российской Федерации (2005). Лауреат Государственной премии СССР (1979).Тамара Дегтярёва родилась 29 мая 1944 года в городе Калининград (ныне Королёв) Московской области. Окончила ВТУ имени М. С. Щепкина. Затем была принята в труппу МТЮЗ, где и работала в течение пяти лет до 1970 года. С 1970 года по настоящее время — актриса театра МДТ «Современник». Мастерски исполняет роли второго плана. Преподаёт актёрское мастерство во ВГИКе.
В ноябре 2012 г. перенесла операцию ампутации ноги.
 

Вечный зов

Непреходящий интерес фильм вызывает тончайшей проработкой характеров, жизненностью поступков героев, умением передать мысль даже в паузах и молчании, которые удалось воплотить режиссерам. И, безусловно, изумительной игрой актерского состава. Тандем режиссеров всегда отличался тем, что Краснопольский и Усков не боялись брать никому неизвестных, провинциальных актеров, в том числе и на главные роли.
Выбирали они долго и тщательно, но результат того стоил: они находили актеров с такими чертами характера, которые наиболее полно помогали раскрыть образ главного героя. Как ни странно для советского кино, но один из самых ярчайших образов фильма отрицательный. Федька Савельев, средний брат, не имевший ни принципов, ни веры и в результате ставший предателем (и по нынешним меркам) врезается в память, благодаря блистательной игре Вадима Спиридонова.

Самого актера тоже трудно назвать положительным примером. Инфернальный огонь в глазах, алкоголь, сложные отношения с любящей женой, а с другой стороны, бездна таланта, трудолюбия и сложились как мозаика в общий образ его мощи и отрицательного «киношного» обаяния.
(Из воспоминаний вдовы актера Вадима Спиридонова Валентины ) — На эту картину ушло 10 лет жизни мужа: ее снимали с 73-го по 83-й год. И вот что интересно: положительным его персонаж никак не назовешь, а у зрителей вызывает только добрые чувства. Для актера это высший пилотаж: сделать роль на грани положительного и отрицательного, добра и зла.
После премьеры первых серий автор «Вечного зова» писатель Анатолий Иванов сказал Вадику: «Ты сыграл больше и лучше, чем я написал». В работе над этим образом для Вадима Семеновича сложнее всего были возрастные перевоплощения. Картина захватывает огромный временной отрезок, поэтому сегодня Вадик играл 16-летнего паренька, а завтра — 40-летнего мужчину, каким Федор был уже во время войны.
Когда нужно было «помолодеть», Вадиму даже грудь брили, поскольку она выдавала его настоящий возраст. Потом он шел в баню и буквально выпаривал из себя несколько литров воды, целыми днями ничего не пил и не ел. А через два дня, перевоплощаясь во взрослого Федора, поглощал борщ кастрюлями. Это было жуткое истязание!

Вечный зов

Еще один отрицательный образ — Кафтанова, правда, сыгранный уже широко известным Копеляном, был воплощен настолько тонко, что Ефима Захаровича еще долго именовали «главным кулаком страны». К сожалению, эта роль стала последней ролью в кино, в 1975 году Ефим Копелян умер.

Ефим Захарович Копелян (30 марта (12 апреля) 1912, Речица — 6 марта 1975, Ленинград) — советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1973).Его ещё нзывали русским Жаном Габеном.Ефим Копелян родился в Речице Минской губернии (ныне — Гомельской области Белоруссии), одним из шестерых сыновей в еврейской семье лесозаготовителя и бракёра по сортировке пород деревьев Залмана Давидовича Копеляна (1874—1956) и Маши Мордуховны Копелян (урождённой Френкель; 1878—1954).После окончания школы в 1929 году приехал в Ленинград и некоторое время работал токарем на заводе «Красный Путиловец», а затем поступил в Академию художеств на архитектурный факультет, где ранее обучались его два брата. Ради заработка участвовал в массовках в спектаклях Большого драматического театра и в конце концов поступил в студию при театре, где его наставником был Константин Тверской (в то время главный режиссёр БДТ).По окончании студии (в 1935 году) был принят в труппу театра, в котором работал до конца жизни. С приходом в 1956 году Г. А. Товстоногова на пост главного режиссёра стал одним из ведущих актёров БДТ.В годы Великой Отечественной войны Ефим Копелян был актёром фронтового Театра народного ополчения (1941—1943).Одновременно много снимался в кино, исполнил множество ярких характерных ролей в фильмах «Неуловимые мстители», «Интервенция», «Даурия», «Вечный зов», «Соломенная шляпка». Одна из наиболее известных работ — авторский текст в телесериале «Семнадцать мгновений весны».
Умер от второго инфаркта 6 марта 1975 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
 

Вечный зов

Один из самых пронзительных женских образов — Анфиса — воплощен в этом фильме Тамарой Семиной.

Совращенная в юности Федором, Анфиса большую часть жизни изменяет с ним любящему мужу. Но, узнав о несчастье, случившемся с Кирьяном (после ампутации обеих ног во время Великой Отечественной войны, тот просит милостыню, не желая возвращаться к жене калекой), Анфиса разыскивает его и привозит домой.
Любовь ли? Жалость ли? Сама Тамара Семина говорила: «Роль Анфисы — это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни — с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нес все эти годы».
Тамара Петровна Сёмина (25 октября 1938, Льгов) — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР.Тамара Сёмина родилась в семье военнослужащего, командира танкового взвода Петра Фёдоровича Бохонова. В детство Тамары трагически ворвалась Великая Отечественная война — на фронте погиб отец. В 1942 году мама, Тамара Васильевна, была эвакуирована с двумя маленькими детьми, позже приехала к бабушке с дедушкой в Брянск, где Тамара пошла в школу.В 1946 году произошла встреча Тамары Васильевны с Петром Васильевичем Сёминым, который усыновил детей и стал для них любящим отцом и настоящим другом. Как знак благодарности ему Тамара носит его фамилию.
Вскоре Тамара Васильевна и Пётр Васильевич с детьми переехали в Калугу, поближе к его матери. Тамара училась здесь в школе до 8 класса, затем встал вопрос устройства на работу, так как в старших классах обучение было платным. Тамара очень хотела учиться, чтобы поступить в ВУЗ, и она решила пойти в школу рабочей молодёжи. В школе рабочей молодёжи (ШРМ) № 2 она стала одновременно и ученицей, и библиотекарем, и секретарём.
Учителя очень любили Тамару и удивлялись тому, как она всё успевает. С учителями ей тоже повезло: литературу, например, преподавал сам Булат Шалвович Окуджава. Наставники прочили Тамаре педагогическую стезю, но в душе мечтала она о другом. Она поступает в Калужский пединститут, но потом забирает документы и уезжает в Москву, приняв твёрдое решение стать актрисой.
В Москве с Тамарой Сёминой произошла почти мистическая история — троллейбус привез её, совершенно не знавшую чужого города, прямо ко ВГИКу. На вступительные экзамены документы уже не принимали, но декан актёрского факультета всё же упросил комиссию сделать для Тамары исключение.Знакомство с кино произошло быстро — уже на 1-м курсе Тамара Сёмина снималась в дипломных картинах молодых режиссёров и операторов. Она сыграла у А. Сахарова в замечательной эксцентрической комедии «Человек за бортом»; на 2-м курсе состоялась её встреча с молодым, но уже известным Марленом Хуциевым в картине «Два Фёдора»; на 3-м курсе Т. Сёмина отлично справилась со сложной драматической ролью в фильме «Всё начинается с дороги» В. Азарова.
Во время учёбы во ВГИКе Тамаре Сёминой почти все преподаватели прочили прекрасное будущее именно на комедийном поприще. А она сделала карьеру прежде всего как драматическая актриса. И первым, кто открыл её в этом амплуа, стал режиссёр Михаил Швейцер, который в 1959 году пригласил её на роль Катюши Масловой в экранизацию романа Льва Толстого «Воскресение».За роль в «Воскресении» читатели журнала «Советский экран» признали Сёмину лучшей актрисой 1961 года, она стала всеобщей любимицей — как у советских зрителей, так и за рубежом. Фильм с успехом был показан в разных странах мира, а в 1962 году на XV Международном кинофестивале в Локарно Тамаре Петровне, как лучшей актрисе, был присуждён приз ФИПРЕССИ. Она была признана лучшей актрисой и на кинофестивале в Мар-дель-Плато в Аргентине. Но самой драгоценной наградой стал похвальный отзыв, прозвучавший из уст самой Джульетты Мазины.При этом роль в «Воскресении» была… дипломной работой Т.П. Сёминой. Экзаменационная комиссия (во главе с В.П. Марецкой) оценила работу на «отлично», и в 1961 году Тамара Петровна стала актрисой Театра-студии киноактёра.
После "Воскресения" Тамара снялось ещё во множестве интересных фильмов.В последние годы Тамара Сёмина мало снималась в кино, в середине 1990-х годов тяжело заболел и ушел из жизни муж.

4497432_6088005 (640x480, 51Kb)

Выход фильма на экраны имел огромный успех. Многие из его создателей удостоились Государственной премии. Но кое-кому досталось от государства и нечто иное.
В ходе съемок были допущены финансовые нарушения. Сегодня, возможно, на это посмотрели бы сквозь пальцы. Но тогда порядки были другие. Началось следствие.
— Стали нас в Москву к следователям вызывать, — кивает головой Шутов. — Почитай, всех, кто снимался и деньги за это получал. Выспрашивали подробно: кто и сколько за какой дубль получил, где за какую сумму расписывался. Приятного мало, конечно. Но зато Москву посмотрели, когда бы еще такая возможность представилась, — улыбается Виталий Михайлович. — Так что жалеть не о чем.
Им-то, действительно не о чем, они клали в карман только заработанное, а главным был сам процесс съемок. А вот кое-кому было не до улыбок. Достаточно сказать, что один из тех, кто отвечал за финансирование картины, покончил с собой в ходе следствия…

Фильм «Вечный зов» вызывает неослабевающий интерес и полемику тем, что в нем тонко и филигранно «выписаны» человеческие характеры, такие противоречивые и разные, как это и бывает в жизни.
Сколько времени прошло — а мы все возвращаемся к старым сериалам, к таким как «Вечный зов». Потому лучше их, увы, сейчас мало выходит на наши экраны.

 

Вечный зов

http://www.yaplakal.com/forum2/topic1189070.html

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.