История съемок фильма «Тени исчезают в полдень»

Этот сериал телезрители увидели много-много лет назад: всего-навсего жизнь простых людей в самой обычной деревне на протяжении трех десятилетий.

4497432_Istoriyasemokfilma (450x604, 51Kb)

Но показано это было так, что ком вставал в горле и невозможно было оторваться от экрана. В «Тенях» не было слащавой бравурности, свойственной фильмам тех лет о колхозной жизни, но не было и искусственной трагедийности — все предельно просто и правдиво. Может, именно в этой незамысловатости и был секрет всенародной популярности «Теней»?
Съемки проходили на Урале Свердловская обл., в исчезнувшей ныне деревне Петуховка и в окрестностях п. Сарана. Скала – утёс на которой был снят момент гибели героини, командира партизанского отряда Марьи Вороновой также находится в этих местах, и после демонстрации фильма эта скала получила второе название — Марьин утес. Эту скалу стали под таким именем вносить во все карты! Однако на самом деле название данной скалы — Аликаев камень.
Аликаев Камень или Марьин утёс расположен на левом берегу р. Сарана в 7 км на запад от п. Сарана. Высота камня более 50 м. Скала является геоморфологическим и ботаническим памятником природы, местом спортивного туризма. Для съемок мы нашли скалу в Свердловской области и назвали ее Марьин утес.
 

История съемок фильма "Тени исчезают в полдень"

Из воспоминаний жителей тех мест:

-Дядя Паша, вы помните, как снимали фильм про Марию Воронову?
-Как не помнить, — оживляется дед. — В начале 70-х годов это было. Нас, жителей деревни Шурмовка, приглашали даже на коллективные съемки: колхозные собрания, проводы на фронт. Снимались и в открытии моста по фильму, который в то время действительно строил Саранинский машзавод для своих нужд. Помню, режиссер говорил: "Типичные деревенские люди, у них это на лицах написано, даже одевать специально не надо".
-И платили?
-Да так, копейки. Люди снимались ради удовольствия, всем охота было в кадр попасть, чтоб на всю страну показали.
Я с Петром Вельяминовым, который Захара играл, даже пиво пил. А недавно по телевизору фильм о нем показали, весь седой, старый. На съемках-то он был молодой, энергичный.
-А почему для съемок выбрали этот утес? Что, в России нет больше красивых мест? — допытываемся мы.
-Красивые места, может быть, и есть. Но "Тени исчезают в полдень" снимала Свердловская киностудия. Здесь все под боком, зачем лишняя трата денег? А сегодня на Марьин утес приезжают посмотреть со всей страны.
И вот мы на Аликаевом камне. Если смотреть на него "в лоб", то он совсем не похож на скалу из фильма: огромная глыба высотой под 50 метров.
Но если взглянуть на Марьин утес сбоку — будет точь в точь как в фильме. Березки только нет на вершине, которую в память о Марии Вороновой Анисим посадил. Говорят, березка здесь росла, но со временем от отсутствия влаги и непригодной почвы усохла и упала в речку.
Кстати о речке. В фильме показана большая река: Фрол переплывает ее на лодке; колхозник на лошади, везущей сено, проваливается под лед. На самом деле речка у утеса мелководная, я спокойно перешел ее в сапогах. Река в картине из других мест. Вообще фильм снимали в нескольких местах Урала: в п.Сарана, в д.Шурмовка, в д. Песчанка Кунгурского района возле камня Ермак, которой сегодня уже нет.
Взбираемся на Марьин утес. Идти легко, обнаженные корни деревьев служат ступенями. На самом верху спасительный ветерок. Красиво-то как! Кругом сопки, покрытые хвойным лесом. Немного кружится голова — боязно подходить к обрыву. Рассказывают, что года три назад сюда приезжала свадьба. Жених и невеста стояли на самом краешке скалы. Моросил дождь. Невеста подскользнулась и полетела с утеса. Упало тело девушки, а следом приземлилась ее белая фата. Она погибла, не приходя в сознание. Может, это и байки, но лучше поосторожничать и не стоять на краю. А лучше вообще смотреть на утес снизу — красиво и безопасно.
 

История съемок фильма "Тени исчезают в полдень"

Валерий Усков: МЫ НЕ делали картину политической. Мы делали фильм о судьбе людей в водовороте истории. И «враги» (по прежним понятиям) — Пистимея и Устин — были нами показаны как люди с трагическими судьбами. Шура Завьялова и Сергей Яковлев великолепно их сыграли! Некоторые сцены в свое время даже были вырезаны цензурой именно из-за силы воздействия!
 

История съемок фильма "Тени исчезают в полдень"

История съемок фильма "Тени исчезают в полдень"

Например, сцены купеческих гулянок отца Пистимеи, когда ей бородой одного из мужиков чистят ботинки. Или сцену воспоминаний Пистимеи, как отец ей дал миллион «на шпильки и шляпки». Мы сейчас смотрим фильм и сами не понимаем, как вышло, что артисты у нас не играют, а живут. Письма от зрителей приходили потом не актеру Вельяминову, а «председателю колхоза Захару Большакову». Мешки писем!
Как-то на съемках «Вечного зова» застрял наш автобус со съемочной группой. И мы с Вельяминовым пошли в ближайшую деревню за трактором. Когда там увидели Вельяминова, все сразу закричили: «Захар Захарович!..» И… потащили его на правление колхоза, которое как раз шло, чтобы посоветоваться с ним, как лучше вести хозяйство… Его везде воспринимали как долгожданного, любимого председателя колхоза Захара Большакова. Спрашивали, как сеять, как управлять. Перед нами открывались все двери!
Кстати, мало кто знает, что Петр Вельяминов на самом деле не имеет никакого актерского образования. Он 10 лет просидел в тюрьме: в 17 посадили, а в 27 вышел. Учиться уже было некогда. Когда мы его нашли, он был провинциальным самодеятельным актером. А по происхождению, между прочим, из настоящей дворянской семьи Вельяминовых.
Его отец был полковником царской армии, который перешел на сторону революции. Петр, несмотря на его судьбу, остался истинным дворянином до мозга костей. А когда мы одели Вельяминова в телогрейку и ушанку, люди восприняли его как простого русского мужика. Вот это и есть истинный аристократизм! Вельяминов притягивает внутренней духовностью, она у него в крови, в нем есть какая-то надежность.
 

История съемок фильма "Тени исчезают в полдень"

Песня из фильма «Гляжу в озера синие» стала почти что гимном России.
Изначально песню в фильме исполняла Ирина Карелина . Позже,после реставрации в фильме стала петь Екатерина Шаврина.
 

История съемок фильма "Тени исчезают в полдень"

Геннадий Корольков:ЭТО БЫЛА совершенно потрясающая работа с режиссерами Усковым и Краснопольским! Мы снимали на моей родине — под Уралом. Три месяца работали там в совершенно жутких условиях. В той деревне на берегу реки, где мы снимали, не было никаких продуктов. Провиант нам доставляли на вертолете. Я был просто счастлив, что мы смогли выжить!
Когда съемки закончились и мы летели с Галей Польских домой в Москву, мы с ней сели в аэропорту на лавочку, обнялись после всего пережитого и… так крепко заснули, что проспали свой самолет! Так в обнимку и спали на этой лавочке… Хорошо, нас уже знали в лицо, поэтому отправили следующим рейсом — а то бы могли застрять неизвестно на сколько!
А знаменитую сцену гибели моего героя («Федька! Ты не смотри на меня так!..») снимали уже в павильоне «Мосфильма». Причем делали несколько дублей. Сначала сняли, но явно переборщили с количеством моей «крови» на полу бункера. Решили переснять. Сказали: «Меньше крови надо. Не стоит так травмировать зрителей». И меня снова бросали на бетонный пол этой камеры головой… Ужас!
 

История съемок фильма "Тени исчезают в полдень"

Петр Вельяминов: ЭТО БЫЛ мой первый фильм, первые съемки, поэтому все впечатления — самые яркие. Все говорят, что один из наиболее трогательных моментов — это эпизод, когда мой герой хочет усыновить сироту Мишу. Как известно, работать в кино с детьми очень сложно. Так вот этот маленький актер — Коля Лиров — сразу же поставил меня в очень сложные условия. Он на полном серьезе сказал: «Знаете что, я уже в 3-й картине снимаюсь, а вы — в 1-й!..» Он, совсем маленьким, снялся в фильме «Неподсуден», а потом еще где-то. И к моим замечаниям относился очень осторожно…
 

История съемок фильма "Тени исчезают в полдень"

Анатолий Шаляпин: ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, что участие в фильме «Тени исчезают в полдень» я организовал себе сам. Прочитав роман Иванова, написал письмо на киностудию «Мосфильм». Мол, роман «Тени исчезают в полдень», на мой взгляд, совершенно замечательный и достаточно кинематографичный, в нем есть людские судьбы. И дальше я просил, если роман будет экранизирован, дать мне возможность сыграть в нем роль Митьки — сына Фрола Курганова.
Отправил это письмо и… забыл о нем напрочь. Прошло довольно много времени, и вдруг, будучи с театром в Туле на гастролях, я получаю телеграмму: «Вы утверждены на роль Митьки в картине «Тени исчезают в полдень». Так что начальную заявку на этот фильм и на свое в нем участие я подал сам! Возможно, конечно, что это простое совпадение.
В первый мой съемочный день снималась сцена на плоту, где я должен папироской прожигать штаны Купи-продаю, после чего он сваливается в реку. Я еще никого не знал из партнеров и очень нервничал, не мог играть. Тогда объявили перерыв. Меня все актеры окружили, стали знакомиться, как-то подбадривать, и обстановка разрядилась.
А я все думал: как же буду горящей папиросой живого человека тыкать, я же прожгу ему штаны насквозь, до тела, ему будет больно… И эти свои сомнения высказал вслух. И тогда Борис Кузьмич Новиков (ныне покойный) сказал мне в своей манере: «Ты, эта… давай поджигай! У меня там… столько ваты наложено, что ты ничего мне не прожжешь! Не достанешь!» Ко мне после этого партнеры стали лучше относиться — поняли, что я не сволочь какая-нибудь! Мы все очень подружились.
Галина Польских потом стала крестной моего сына. Я как раз в процессе съемок женился. В фильме есть сцена, где мы убираем сено и я забрасываю им женщин. Так вот в тот момент, когда эта сцена снималась, я должен был быть… в ЗАГСе — расписываться! А все актеры, зная это, посмеивались надо мной, говорили: «Может, это к лучшему? Может, не стоит тебе жениться?» Но в ЗАГС я все-таки поехал, а вот Галя Польских и Валера Малышев, которые должны были быть моими свидетелями, из-за съемок опоздали и приехали, когда мы уже выходили из ЗАГСа.
Кстати, там, под Звенигородом, когда мы кидали это сено, произошел забавный случай. В перерыве между дублями ко мне подошел председатель местного колхоза и спросил: «А когда фильм отснимите, что будете делать?» Я не совсем его понял и ответил: «Ну… не знаю!» И тогда он вдруг сказал: «У меня к вам предложение: идите ко мне в бригаду! У вас очень ловко получается. Будете у меня работать, а я вам буду хорошо платить. На съемки буду отпускать!..»
Мы, актеры, жили по разным хатам. И женщины-хозяйки, у которых мы жили, приходили на съемочную площадку, приносили нам поесть. И тогда, независимо от того, что мы там снимали, объявлялся перерыв: «Все! Прекращаем съемки! Мальчикам надо обедать!» Так что местные жители всячески нас опекали.
А недавно, когда мы с Театром Луны летели с гастролей из Екатеринбурга, в самолете ко мне подошел мужчина и сказал: «Я должен перед вам извиниться — ведь мы с ребятами тогда хотели вас побить…» Дело в том, что я был молодым, шустрым, донжуанистым и местные деревенские девчонки, конечно, больше заглядывались на нас, молодых актеров, что очень не нравилось их парням. И вот, 30 лет спустя, один из этих парней приходит ко мне с извинениями за то, что три десятилетия назад хотел меня избить!…

«Тени исчезают в полдень" фильм, сделанный на совесть, во всех отношениях в высшей степени профессионально. А актерские работы — каждая на загляденье. Особенно мощно были сыграны скрытые враги советской власти: семейство Морозовых — Устин Акимович и Пистимея Макаровна, а также примкнувший к ним Илья Юргин в неподражаемом исполнении Бориса Новикова.
 

История съемок фильма "Тени исчезают в полдень"

Но больше весх всм, конечно, запомнилась Пистимея.
 

История съемок фильма "Тени исчезают в полдень"

Пистимея, актриса Александра Завьялова, Ее справедливо считают одной из самых красивых актрис советского кинематографа. Она сделала свою Пистимею нарицательной, убедительно сыграв развитие героини на протяжении десятилетий, от 17 до 70, показав ее путь от капризной, ослепительной, эффектной дочери богача Клычкова, владельца приисков (многие помнят, как подобрастные гости — купцы и промышленники — целуют ее туфельку, а она знай посмеивалась), до исходящей злобой пожилой женщины, прекрасно понимающей, что время ушло, жизнь прошла. И другие правят нынче бал, а она лишь тень, скрытая за дверьми своего дома. Ничего не изменишь, не повернешь время вспять.
 

История съемок фильма "Тени исчезают в полдень"

Точно их называют в романе и фильме — пришлые люди. Даже имен и фамилий своих они лишены, чтобы, не дай Бог, их не признали, — Серафима Клычкова и Константин Жуков вынуждены быть Морозовыми, всю жизнь быть. Действительно пришлые, чужие в этой светлой новой жизни. Эх, знать бы, чем жизнь эта довольно скоро закончится… Сказать, что денежные мешки вновь будут править бал в стране победившего социализма, да как править, — кто поверил бы?
 

История съемок фильма "Тени исчезают в полдень"

Завьялова снималась и до «Теней», но этот телесериал перевернул ее жизнь. Вот что вспоминает режиссер фильма Владимир Краснопольский: «Тени исчезают в полдень» мы снимали на Урале целых полтора года. Саша была поразительно трудоспособной. Она очень хорошо знала, чего хочет. Входила в роль настолько, что если кусалась в кадре, то кусалась до крови, если любила — до слез, а укоряла так, что хотелось сквозь землю провалиться. Саша, даже когда молчала в кадре, была неотразимой. Не произнося ни слова, она могла выразить и ненависть, и бескрайнюю нежность. Своей героине Саша очень много отдала. Я думаю, оттого ее сознание и не выдержало потом обыкновенных житейских передряг. В красоте этой женщины всегда сквозило что-то сюрреалистически-демоническое».

http://vilingstore.net/Kino-filmy-video-serialy-tr…ni-ischezayut-v-polden-i206780

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.