Аббат Фариа: Гипнотизер из замка Иф

Трансовые состояния известны издревле — их умело использовали шаманы. Но изучение гипноза учеными началось только в конце XVIII века. Главную роль в этом сыграли потомок индийских жрецов аббат Фариа (прототип известного персонажа из романа «Граф Монте-Кристо») и англичанин Джемс Брэд.

АББАТ- РЕВОЛЮЦИОНЕР

Конечно, попытки использовать транс в лечебных целях предпринимались и раньше, — например, этим занимался в Париже австриец Месмер. Однако его «теория животного магнетизма», равно как и далеко не бескорыстная практика, едва не дискредитировала сам метод.

Больные должны были держать в руках стержни или даже веревки, торчащие из «магнетического бака». К тому же «исцеляемые» в процессе «лечения» часто впадали в истерику.

По-настоящему гипноз стал применять в Европе именно аббат Фариа (1756-1819). Полное имя его — Хосе Кустодио ди Фариа. Родился он в Гоа — в то время португальской фактории в Индии. Его отец, потомок индуистских жрецов-брахманов, был тем не менее католиком, а мать -португалкой, что в те годы почти всегда означало и принадлежность к католицизму.

С 15 лет Хосе Кустодио жил в Европе. Он окончил в Риме и медицинский, и теологический факультеты университета, стал доктором медицины и доктором теологии. В Португалии его отец некоторое время был исповедником королевской четы, а сам Хосе Кустодио — священником в королевской церкви. Однако в 1788 году им обоим пришлось бежать из Лисабона в Париж: отец и сын Фариа являлись сторонниками независимости Гоа и участниками антиколониального заговора 1787 года.

Но и в Париже Хосе Кустодио попал в Бастилию. Частенько, чтобы скоротать время, он играл с охранником в шашки. А когда игра на обычной доске обоим изрядно надоела, аббат Фариа придумал стоклеточные шашки, считающиеся ныне международными. Именно по стоклеточным шашкам проводят чемпионаты мира. Однако в бурной жизни Хосе Кустодио изобретение новой игры стало лишь эпизодом.

После 1789 года аббат принял деятельное участие во Французской революции, однако в разгар якобинского террора ему пришлось бежать в Марсель. Там он примкнул к известному «Заговору во имя равенства» Гракха Бабефа, был арестован в городе Ним и затем, в 1796 году, посажен в знаменитый замок Иф, находящийся на неприступном острове.

Тут стоит заметить, что Фариа прекрасно владел йогой и еще в Париже пробовал соединить ее приемы с европейской медициной. Многие методы он отработал в замке Иф, где провел 17 лет, но в конце концов был выпущен на свободу (а вовсе не умер, как одноименный персонаж в романе Дюма).

Классик приключенческого жанра, как известно, весьма вольно обращался с историческими фактами. Конечно, несмотря на использование труда «литературных негров», Дюма ключевые места своих лучших романов писал сам, характеры основных персонажей у него яркие и запоминающиеся, сюжеты мастерски выстроены, поэтому, собственно говоря, его и читают по сей день. Но отношение к истории как к гвоздю, на который писатель вешает собственную картину, многих коробит.

СОКАМЕРНИК МОНТЕ-КРИСТО

Аббат Фариа в интерпретации Александра Дюма — типичный пример полного несоответствия придуманной биографии реальным фактам. Вот первый разговор между «книжными» узниками замка Иф, прокопавшими по воле случая туннель друг к другу. Будущий граф Монте-Кристо сообщает, что он находится в замке с 28 февраля 1815 года. Реальный аббат Фариа был тогда уже на свободе.

Более правдоподобен у Дюма портрет Фариа: «Это был человек невысокого роста, с волосами, поседевшими не столько от старости, сколько от горя, с  проницательными глазами, скрытыми под густыми седеющими бровями, и с черной еще бородой, доходящей до середины груди; худоба его лица, изрытого глубокими морщинами, смелые и выразительные глаза изобличали в нем человека, более привыкшего упражнять свои духовные силы, нежели физические».

Но при этом «книжный» аббат Фариа сидит в замке Иф с 1811 года, куда его перевели из Пьемонта. Он по воле автора «Графа Монте-Кристо» стал итальянцем, в 1807 году боровшимся за объединение Италии. Тут уместно вспомнить, что писатель сочувствовал движению гарибальдийцев, был знаком с самим Джузеппе Гарибальди, ездил в Италию в период войны за ее объединение.

«Книжный» аббат писал в замке Иф «Трактат о возможности всеединой монархии» в Италии, который должен был составить «толстый том in quarto». Таким образом, у Дюма «книжный» аббат Фариа — итальянский ученый, свободно говорящий на пяти живых языках, борец за национальное возрождение Италии, а вовсе не сторонник социального равенства, как его прототип.

Далее, как многие помнят, «книжный» Фариа на основе логического анализа объяснил будущему графу Монте-Кристо, кто и как составил на героя романа донос, рассказал об известной ему тайне клада кардинала Чезаре Спада, умер, дав возможность для дерзкого побега «в чужом саване». Разумеется, эта выдуманная приключенческая история ничего общего с действительной жизнью Хосе Кустодио ди Фариа не имеет.

А что было в реальной жизни? Уже в XIX веке, в конце эпохи Наполеоновских войн, аббат Фариа вновь появился в Париже и стал известным целителем. А незадолго до смерти он опубликовал книгу «О причине ясного сна, или Исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии».

Аббат впервые отметил, что все люди внушаемы (вопреки мнению многих интеллигентов, часто подпадающих из-за такой неверной установки под влияние пропаганды зомбирующего толка). Гипнотизировал Фариа чаще всего просто взглядом, а затем командовал «Спите!».

Именно он — основоположник наиболее типичных и для современной медицины приемов гипнотизации. В конце жизни аббату Фариа под давлением церкви пришлось оставить практику, однако книгу он все же сумел издать. Ныне в Индии в Гоа есть памятник Фариа — аббат склонился над гипнотизируемой им пациенткой….

Любопытно, что памятник был открыт в 1945 году. Впрочем, Фариа (речь не идет о специалистах) не пользуется в Индии особой популярностью. Во-первых, иные времена — иные герои. Во-вторых, в Индии сохраняется некоторое предубеждение к потомкам от браков индуистов и европейцев (half-caste).

Недавняя популярность в Индии итальянки по происхождению Сони Ганди — исключение, а не правило. Во всяком случае, национальные герои в стране чаще всего именно индийцы. Если же говорить о господствующей в стране религии, индуизме, то его, как известно, нельзя принять («покреститься»), а надо родиться в семье, где хотя бы отец — индуист. При этом веротерпимость большинства людей — вне всякого сомнения. Так что католик Хосе Кустодио ди Фариа не мог стать «легендарным целителем» и тем более авторитетом в философии.

ИПНОЗ ОБРЕТАЕТ ПРИЗНАНИЕ

Теперь перенесемся мысленно в Англию. Здесь к моменту смерти аббата Фариа собирался стать врачом Джемс Брэд (1796-1860). Сначала он был хирургом, работал в Манчестере. И лишь в возрасте 46 лет Брэд, будучи уже весьма известным врачом, рискнул своей репутацией и начал пропагандировать гипнотизацию.

Наряду с лечением больных Брэд часто читал лекции о новом для публики методе в крупных городах Англии.  Именно он предложил и сам термин «гипноз», использовав греческое слово, означающее «сон». В древнегреческой мифологии известны, кстати, два брата — бог сна Гипнос и бог смерти Танатос. Первый фундаментальный труд Брэда назывался «Нейрогипнология».

Оппоненты называли методы Брэда «дьявольскими», однако он не только не сдался, но и решительно вышел за пределы господствующих в его профессиональной корпорации взглядов и перешел в наступление, показав преемственность между научными и древними приемами внушения.

В 1852 году вышла его новая книга «Магия, колдовство, животный магнетизм, гипнотизм и электробиология». В ней смелый исследователь прямо указал, что: «Факиры и йоги вызывают у самих себя экстатический транс уже около 2400 лет в религиозных целях с помощью приема, совершенно аналогичного тому, который я рекомендовал своим пациентам для их самогипнотизации. 

Это так называемая продолжительная фиксация взгляда на кончике носа, или другой части тела, или просто воображаемого предмета в сочетании с сильным сосредоточением внимания и при задержке или замедлении дыхания». Именно благодаря Брэду, древние индийские психотехники получили «прописку» в Европе.

Уже в конце XIX века крупных успехов добились психиатры ведущих клиник Франции, Германии, России. Однако именно Хосе Кустодио ди Фариа и Джемсу Брэду мы все в первую очередь обязаны тем, что эта тема перестала быть запретной. В гипноз поверили…

http://paranormal-news.ru/news/abbat_faria_gipnotizer_iz_zamka_if/2014-10-11-9892

 

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.