Съемки «Человека-амфибии» в Крыму: актер чуть не утонул, а акулы не хотели позировать

Старому, доброму, в чем-то наивному "Человеку-амфибии" — 50. Но мы по-прежнему влюблены в этот фильм.

4497432_0_5f553_c3d1f8e_XL (700x538, 37Kb)

Конечно, сама история, придуманная фантастом Александром Беляевым, красива и романтична. Однако как все это снимать: технические сложности, подводные съемки, финансы… И все-таки 50 лет назад решились. За дело взялась целая команда: режиссеры В. Чеботарев, Г. Казанский, оператор Э. Розовский, группа сценаристов, среди которых был легендарный во всех отношениях Алексей Каплер. Музыку к фильму сочинял не кто-нибудь, а начинающий тогда композитор Андрей Петров. Музыка сочинялась непросто, в голове у Петрова долго крутилась какая-то самба-мамба, превратившаяся, в конце концов, в заводное "нам бы, нам бы, нам бы, нам бы лечь на дно, там бы, там бы, там бы, там бы пить вино!" До сих пор будоражит заводной припев: "Эй, моряк, ты слишком долго плавал!.." Уже тогда стало понятно, что Петров — гениальный композитор именно для кинематографа. Вот такой мощной компании предстояло перенести на экран приключения Ихтиандра.

 Кадр из фильма "Человек-амфибия".

С актерами попали в десятку

Понятно, что без актеров-звезд дело не сладилось бы. В картину пригласили Николая Симонова, Михаила Козакова, Владлена Давыдова. Их знала страна, Симонов ("Петр I", "Овод") был глубоко уважаем, а Козаков безумно популярен в начале 60-х как актер кино и театра "Современник". Злодей Педро Зурита в исполнении Михаила Михайловича получился не только роковым, но и очень притягательным. Это и правильно — вокруг киношной Гутиэре должны были вращаться настоящие мужчины.

 Педро Зурита в Человеке-амфибии — актер Михаил Козаков

Главные же исполнители были выбраны настолько удачно, что после выхода фильма на экраны сразу стали знаменитыми. Правда, девушку, сыгравшую Гуттиэре, вся страна уже знала. Еще бы, дочь самого Александра Вертинского. С таким папой, конечно, поневоле вырастешь в суперзвезду, если ничто не помешает. Легендарный эмигрант-шансонье, которого родная страна то брезгливо отторгала, то заключала в относительно горячие объятия, стал запоздалым отцом двух милейших созданий — Анастасии и Марианны. Марианна, которая старше Анастасии на полтора года, родилась в Шанхае, а вот сама Настя уже в Москве.

 Гуттиэре в Человеке-амфибии — актриса Анастасия Вертинская

Изысканная красота Анастасии Вертинской, ее порода, необычный разрез глаз, конечно, и от мамы, очаровательной грузинки Лидии Циргвавы. 19-летней девушкой она вышла замуж за Вертинского, который был гораздо старше нее. Лидия Николаевна была художницей, снималась в кино ("Садко", "Королевство кривых зеркал").

 Александр Вертинский с дочерьми Анастасией и Марианной

В семье дочек обожали, сдували с них пылинки, с самого раннего детства погрузили в атмосферу теплоты, любви, стремились дать воспитание по образцу дворянских дореволюционных семей. Девочкам многое прощалось. Отец закрывал глаза на то, что Настя в школе была двоечницей, пренебрегавшей алгеброй и геометрией.

Отец умер, когда Насте было 12 лет. А когда девочке исполнилось 15, друг семьи кинорежиссер Александр Птушко пригласил ее на роль Ассоль в экранизации гриновских "Алых парусов". И Анастасия, мечтавшая быть балериной, стала актрисой — раз и навсегда. Гуттиэре, по сути, та же Ассоль, но это лишь подкрепляло восхищение поклонников. Вертинская оставалась на экране неповторимой — и продублировать эту неповторимость до сих пор ни у кого не получается. Сегодня те ранние роли народная артистка Вертинская называет "бессознательным периодом творчества". Но позволю себе заметить, именно этот "бессознательный период" стал самым ярким, сформировавшим наше восторженное отношение к Анастасии Вертинской.

Человека-амфибию Ихтиандра сыграл Владимир Коренев, никому до этого не известный. Он родился в Севастополе (вполне подходящий город для будущего Ихтиандра), в семье военного, потом учился в разных городах (семья переезжала), много читал, увлекался театром. Поступил в ГИТИС — там его и нашли вездесущие киношники.

 Ихтиандр в Человеке-амфибии — актер Владимир Коренев

Популярность его после роли Ихтиандра была просто сумасшедшей. Юным девочкам он казался умопомрачительным красавцем. Стены подъезда дома, где он жил, были исписаны губной помадой. За год артист получал десятки тысяч писем. Одна поклонница даже сфотографировалась обнаженной, разрезала фотографию на десять фрагментов и присылала Кореневу, который был в то время женат, частями.

 После выхода фильма Владимир Коренев стал настоящим секс-символом.

Любопытно, что ничего более яркого Коренев после "Человека-амфибии" не сыграл. Хотя кино и театр не оставил, играл роли далеко не всегда положительные — наелся, видно, красавчиком Ихтиандром в молодости.

С полетом фантазии росли расходы

Начали с того, что все отправились на учебу в одну из ленинградских водолазных школ. Одни учились работать под водой, другие ломали голову над тем, как сделать, чтобы грим не смывался под водой, из чего шить костюм Ихтиандра, как воздвигнуть подводные декорации. Кстати, после нескольких неудачных попыток костюм главного героя сшили следующим образом: взяли ткань от колготок и нашили на нее 10 тысяч чешуек, которые предварительно выкрасили вручную перламутровой краской. На всякий случай таких костюмов сделали четыре.

 Ихтиандр спасает Гуттиэре.

А оператор с помощником отправились на пару недель в Судак — тренировались снимать под водой, сделали вместе со спортсменами-подводниками из ДОСААФ несколько подводных роликов. Тем временем в Голливуде смеялись в предвкушении провала будущего фильма. "Великий Дисней не решился, а они не побоялись. Пустая затея!" — таков был тон заметки в "Нью-Йорк таймс".

Не побоялись. Город снимали в Баку, а затем киношники перебрались в Крым, в бухту Ласпи, что в 25 км от Севастополя. Там снимали морские и подводные эпизоды. Место съемок огораживали сеткой, туда запускали рыб, устанавливали декорации. Морские звезды были из стеклоткани, водоросли из поролона. Поскольку Коренев долго находился под водой, для него в разных местах прятали акваланги: остановится, глотнет воздуха, плывет дальше. Как-то акваланг не сработал, актер чуть не погиб. Его спас чемпион страны Рэм Стукалов, находившийся рядом.

 Ихтиандр — человек-амфибия

Угрозой для жизни была и осветительная аппаратура. В воду, изолировав концы, опускали 10-киловаттные приборы. Риск был громадный…

Много мороки было с акулой. Вначале пробовали надувную, затем деревянную с мотором, но она была больше похожа на торпеду. Местные рыбаки помогли — они привезли черноморских акул, совершенно не опасных для человека. Правда, эти акулы оказались вяловатыми. Что только с ними не делали — били, выворачивали им хвосты, запрягали, как лошадей. Одна акула так оскорбилась в результате всех этих измывательств, что рванула в море и чуть не унесла с собой всю аппаратуру. Наконец, установили: будоражит акул… воздух.

В общем, работа шла, росли расходы, вместо предусмотренных сметой 400 тысяч рублей потратили миллион. Чуть не нарвались на скандал, но вовремя сделанный ролик, который стали показывать на различных творческих вечерах, пользовался таким успехом, что картину решили не закрывать.

После выхода фильма на него ополчились критики, назвав его никчемным и пустым, разругав и актеров, и режиссеров. Но зритель проголосовал по-своему — в прокате 1962 года "Человек-амфибия" занял 1 место, картину посмотрели 65 миллионов 500 тысяч зрителей.

С тех пор утекло 50 лет, а все попытки снять новые киноверсии "Человека-амфибии" закончились полным провалом. Что-то в той наивности было манящее и необыкновенное, как сам Ихтиандр.

http://crimea.vgorode.ua/news/dosuh_y_eda/110891/

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.