Александру Михайлову — 70!
Александр Михайлов: Когда мне плохо, я пою
Актер рассказал, что помогает ему радоваться жизни.
5 октября народному артисту России Александру Михайлову исполнилось 70 лет. Корреспондент «Вечерки» встретился с исполнителем главных ролей в таких культовых фильмах, как «Мужики», «Одиноким предоставляется общежитие», «Любовь и голуби», и поговорил с актером совсем не о ролях, принесших ему славу.
— Александр Яковлевич, вы производите впечатление человека, живущего в полной внутренней гармонии с собой. Откройте секрет: как вам удается сохранять ее в круговерти актерских будней?
— Секрет прост. Во-первых, с возрастом приходит не только жизненный опыт, но и душевный покой, а во-вторых, мне интересно жить. Я стараюсь не общаться с озлобленными людьми и замечать положительные моменты во всем, что вокруг меня происходит. Я не зациклен на актерской и педагогической деятельности. Например, я уже дважды побывал на Северном полюсе, теперь мне хочется увидеть и Южный. Вот такие у меня разнообразные интересы. И этот стиль жизни меня вполне устраивает.
— Недавно телезрители получили прекрасную возможность оценить вас как исполнителя старинных романсов…
— Пою-то я уже много лет, просто благодаря телевидению люди наконец узнали об этом.
— А дома поете?
— Я стараюсь каждый день или новую песню выучить, или стихи — еще и это меня держит на плаву. Песни очень помогают в жизни. Когда мне бывает грустно, а уж тем более весело, я пою. В драматичные минуты беру гитару в руки и на доступных мне трех-четырех аккордах начинаю играть и напевать. И сразу становится легко и хорошо на душе.
— Александр Яковлевич, предположим, что завтра у вас выходной день. Чему вы его посвятите — рыбалке, бане, застолью?
— Нет, никаких бань, застолий! Я очень люблю общаться с природой наедине. Поэтому и уехал в свое время из центра города, живу теперь в подмосковном поселке и чувствую себя там очень вольготно.
— Как вы относитесь к переменам, происходящим в последнее время со столицей? Они вам нравятся?
— Москва прекрасна! Едешь по городу и видишь, как она расцветает прямо на глазах. Каждый день в нашей столице открывается что-то новое: транспортные развязки, пешеходные зоны, станции метро… Поверьте, я никогда в жизни не делал комплиментов властям, но тут просто хочу поклониться мэру Москвы — это настоящий трудяга. Всякий раз удивляюсь: как он все успевает? Сколько времени в сутки он спит, я не знаю, но этот человек — действительно хозяин.
СПРАВКА
Родился в поселке Оловянная Читинской области. Мечтал стать моряком. Два года ходил по Охотскому, Берингову, Японскому морям помощником моториста. Увидев студенческий спектакль в Дальневосточном университете, поступил на актерский факультет Института искусств. В 1969 году стал актером Приморского драмтеатра, затем 10 лет отдал Саратовскому театру драмы. В 1980 году переехал в Москву, с 1985 года — артист Малого театра.
Детство Александра Михайлова пришлось на голодное послевоенное время. После того как сгорел дом, семья ютилась в сырой землянке. Степанида Наумовна даже в этих тяжелейших условиях старалась сделать все возможное, чтобы воспитать сына хорошим человеком. Она работала судомойкой, прачкой, санитаркой, таскала кирпичи и шпалы – словом, выполняла тяжелую работу. Именно она впервые приобщила сына к прекрасному, – пела ему народные песни и частушки, аккомпанируя на балалайке.
Несмотря на то, что Александр рос в степях, он с ранних лет бредил морем, мечтал связать свою жизнь с Тихим океаном. После 7-го класса он убедил мать переехать во Владивосток. Там Александр хотел поступать в мореходку, но поскольку возраста не хватило, пошел в ремесленное училище, где получил специальность слесаря.
После окончания ремесленного Александр поступил работать на дизель-электроход «Ярославль» учеником моториста. Через некоторое время, изучив азы профессии, перешёл на дизель-электроход «Курган». Два года плавал по морям: Охотскому, Берингову, Японскому, ходил к Аляске, в Бристольский залив, где перегружали с сейнеров добываемую селёдку и с уловом отправлялись домой, во Владивосток. За время плавания приобретал бесценную жизненную школу. Воспоминания об этом времени до сих пор живы: Тихий океан, шторм, корабль на краю гибели, моряки чудом вернулись в порт. После борьбы со стихией 19-летний Александр Михайлов полностью поседел. Тогда мама не выдержала и потребовала прекратить морские походы. Александр маму послушал и нашёл себе новую страсть — актёрство.
По первым вехам биографии вряд ли можно было догадаться, что Александр станет актёром. Выпускник ремесленного училища, моряк Тихоокеанского флота, электромеханик на заводе, а затем – на швейной фабрике… Совершенно случайно Александр Михайлов оказался на спектакле студенческого театр миниатюр Дальневосточного университета. «Тем самым спектаклем», изменившим жизнь, оказался чеховский «Иванов». После этого спектакля Александр Михайлов заболел театром.
Понадобился еще год, прежде чем Александр Михайлов решился на такой поступок — поступил на актерский факультет института искусств.
После окончания института в 1969 году А. Михайлов стал актером Приморского краевого драматического театра имени Горького (г. Владивосток), где дебютировал ролью Раскольникова в спектакле «Преступление и наказание». Через год он перешел в Саратовский академический театр драмы, где проработал 10 лет, создавая такие сложные и многогранные образы русского и зарубежного классического репертуара, как Константин в «Детях Ванюшина», князь Мышкин в «Идиоте», Шаманов в спектакле «Прошлым летом в Чулимске».
В 1980 году Александр Михайлов принял решение окончательно перебраться из Саратова в Москву. Причем произошло это почти спонтанно. Актер Театра имени Ермоловой Всеволод Якут, с которым Михайлов снимался в фильме «Белый снег России», прямо в аэропорту сделал ему предложение играть в его театре. Михайлов думал всего лишь пятнадцать минут, после чего дал свое согласие. Его первыми ролями на сцене нового театра были: Историк в спектакле «Я – человек» и доктор Астров в «Дяде Ване».
Свою первую роль в кино — бригадира сварщиков Алексея Углова — Александр Михайлов сыграл в 1973 году в фильме Федора Филипова «Это сильнее меня». После чего обаятельного и фактурного актера стали охотно приглашать в основном на главные и положительные роли в кино- и телефильмах.
Наиболее заметной из ранних экранных работ Михайлова стал деревенский шофер Федор в фильме «Приезжая» режиссера Валерия Лонского. В этом фильме вместе с ним, главную роль сыграла Жанна Прохоренко. После этого фильма Александр Михайлов вошел в разряд самых снимаемых актеров советского кино. Только за последующие три года он снялся в семи фильмах: «Так и будет», «Похищение «Савойи», «И это будет», «Чрезвычайные обстоятельства», «Белый ворон», «Через тернии к звездам», «Белый снег России».
Сыграв знаменитого шахматиста Алехина в фильме «Белый снег России» режиссера Юрия Вышинского, Михайлов заявил о себе в кино как серьезный драматический актер. Расширению его экранного амплуа способствовали отрицательные роли в сериале «Следствие ведут знатоки» и фильме «Белый ворон» режиссера Валерия Лонского.
В 1981 году «за талантливое воплощение образов современников в кино и высокое исполнительское мастерство» Александр Михайлов был удостоен премии Ленинского комсомола.
В том же году актер исполнил главную роль в мелодраме режиссера Искры Бабич. Его герой – Павел Зубов – получив письмо от матери об измене невесты Насти, решает после окончания службы остаться работать на Севере. Но неожиданная смерть Насти заставляет его вернуться на родину. Там он знакомится с тремя детьми своей бывшей невесты и становится им примерным отцом… Эта роль принесла Александру Михайлову огромный зрительский успех (лучший актер 1982 года по результатам опроса журнала «Советский экран») и Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых (1983).
До конца того десятилетия Михайлов продолжал активно сниматься, записывая на свой счет фильмы самых разных жанров. Всего в период 1982-1990 годов он сыграл еще в 17 картинах. Это были фильмы: «Бешеные деньги» Евгения Матвеева, «Фронт в тылу врага» Игоря Гостева, «Карнавал» Татьяны Лиозновой, «Признать виновным» Игоря Вознесенского, «Мы веселы, счастливы, талантливы» Лександра Сурина, «Одиноким предоставляется общежитие» Самсона Самсонова, «Победа» Евгения Матвеева и др.
Но наибольшим успехом у зрителей пользовались в 80-е годы два фильма с участием Александра Михайлова: комедия Владимира Меньшова «Любовь и голуби» и криминальная мелодрама Вадима Дербенева «Змеелов».
В фильме «Любовь и голуби» Александр Михайлов исполняет роль Васи Кузякина в не свойственной ему условной, почти гротесковой манере. Эта веселая, бесхитростная комедия неожиданно оказалась в немилости у «верхов». А все дело в том, что закончил ее Меньшов как раз в разгар антиалкогольной компании, развернувшейся в Советском Союзе. В отличие от критиков зрители встретили «Любовь и голуби» с огромным восторгом, сочувствуя и сопереживая несколько нескладному, но очень обаятельному и бесхитростному герою Александра Михайлова.
Личная жизнь
Еще во время учебы в институте Александр Михайлов познакомился со своей будущей женой — дочерью адмирала флота Константина Мусатова — Верой. История их знакомства была романтичной. Три месяца, не сговариваясь, не зная друг друга, они вешали свои пальто на одной вешалке, рядом. А потом случай свел владельцев обоих пальто в коридоре института. Вера тогда сказала Михайлову комплимент: «Вы так похожи на моего любимого актера Бруно Оя». Однако Михайлова это сравнение почему-то оскорбило. Несколько дней спустя судьба свела их вновь, теперь уже у вешалки, и Михайлов внезапно понял, что девушка, которую он оскорбил, и есть хозяйка знакомого ему пальто. Александр, извинившись перед ней, пригласил девушку в кино. Вера ответила согласием. В 1968 году они поженились, а еще через год у них родился сын Константин.
Переехав в Москву, Вера Константиновна пришла работать пресс-секретарем в Госкино. Сын Константин, окончив школу, сначала проучился два года у Олега Табакова, а затем ушел в режиссуру — окончил Высшие режиссерские курсы. В последние годы Константин ведет музыкальные передачи на радио. Растит сына Александра.
С первой супругой, дочерью адмирала флота Верой Мусатовой, Александр Михайлов прожил 30 лет и вырастил сына Константина
В начале 21-го века Александр Михайлов уходит от своей жены к другой женщине. Нынешнюю супругу Михайлова зовут Оксана Вячеславовна. По профессии она экономист. Он усыновил ее ребенка от первого брака Владика, а затем, в свои 58 лет, он с Оксаной «родил» дочь! Имя малышке выбрали по православным святцам от 26 июня и назвали Акилина.
О своих дочерях актер рассказывает с большим удовольствием. "У меня две девочки — старшая Настя и маленькая Алинка, — говорит Михайлов. — Настя сейчас во ВГИК первый курс окончила. Поступать я ей не помогал, наоборот, пытался отговорить — на своем примере показывал, что это — чудовищная профессия. Я вот сейчас все переосмысливая думаю — лучше бы я в море ушел, был бы капитаном. Но она же у меня со школы безбашенная — и ситуация там такая была, что ей едва тройки натянули по физике и математике. Ну и куда идти, кроме как в актеры?! Да и там Настю уже было отчисляли: проспала генеральную репетицию! И я не заступался, хотя на кафедре мой голос не последний, говорю: "Хотите — выгоняйте". Дали ей шанс — отрывок сделать. Она сыграла Дуню в отрывке со Свидригайловым из "Преступления и наказания". И так сыграла, что вся комиссия просто отпала! Будет учиться дальше, сейчас у нее съемки какие-то будут… Что дальше? Будущее покажет. Ну и эта растет тоже, маленькая. Акилине сейчас 8 лет. Ух у нее характер! Пытается управлять мною. Я ей позавчера, клянусь, ремнем врезал! Она вся в мою мать — волевая, жесткая, с голосом, ну и у нее свои тараканы, что ты! Уже готовая актриса. Очень хорошо поет, и любимая песня ее — "За фабричной заставой, где закаты в дыму, жил парнишка кудрявый, лет 17 ему…". Я ее спрашиваю, чем тебе нравится эта песня? Она отвечает: "А мне мальчик нравится — как он погибает, кровью обливается…" Такие образы выдает! Она здорово эту песню поет. Стараюсь ей время уделять, но не всегда его хватает — больше жена с ней занимается. У меня же кроме курса во ВГИК, еще две антрепризы непростых — "Старая дева", где Инна Чурикова и Зинаида Шарко, и с Ниной Усатовой у нас интересная пьеса — "Любовь не картошка, не выкинешь в окошко". Я получаю удовольствие от этой работы. Из театра я ушел 6 лет назад, зато с антрепризами за это время всю Россию с Украиной объехал, побывал во многих странах. Так что я не жалею ни о чем".
Михайлов с женой, сыном Владом и дочкой Акилиной
— Александр Яковлевич, хорошо выглядите для своего возраста…
— Сказываются сильные гены моих предков — старообрядцев. Особенно я здоровьем не занимаюсь, и у меня были серьезные проблемы. Я умирал, лежал в коме, но Господь вернул меня оттуда. Не буду вдаваться в подробности — дал слово не говорить об этом. Вернулся и сказал себе: ставлю целью дожить до 85 лет без маразма, а там как Бог даст. Набрал студентов. Сейчас у меня 30 детей и внук. 26 студентов и четверо своих детей. Я человек богатый!
— Александр Яковлевич, вы — один из самых снимаемых артистов советского кино, в последнее время редко появляетесь на экранах…
— Да, я много лет вообще отказывался от ролей, потому что предлагали сценарии, где этого нужно убить, того расстрелять. Ради чего сниматься? Если вижу, что по сценарию конфликт между ментами и бандитами, горы трупов и море крови, мне это неинтересно. Когда убить человека — все равно что высморкаться, как я могу на такое согласиться?
На сегодняшний день у меня за плечами 70 фильмов и 61 работа в театре — они и дают мне право отстаивать свою позицию.
— Но жить-то на что-то надо…
— Да, я не богат. У меня нет ни сбережений, ни дачи. 12 соток земли, гараж и банька построена — вот и все. Но я не комплексую из-за этого. Господь дьяволу не дал двух вещей: чувства меры и чувства стыда. Вот на бесстыдстве и безмерности все мы и погораем. Чем больше имеешь, тем больше хочется. Быстро «хап-хап!», и он уже по трупам идет, готов заживо глотать, кровь пить. На этом все и кончается. А ведь рожден человек один раз. С точки зрения галактического времени мы проживаем всего лишь две с половиной минуты. За эти две с половиной минуты нужно постараться никого не унизить, не обидеть, сделать что-то теплое и хорошее — такой мой жизненный принцип.
— Сниматься в рекламе тоже брезгуете?
— Отказываюсь, хотя в последний раз давали 50 тысяч долларов за 15 минут работы. 15 минут!!!
— Какое заманчивое предложение!
— Ну да! На такие деньги можно два года жить в полном порядке. Машину сразу прикупить. Но я же знаю, что такое реклама. Мой друг согласился — не буду называть его фамилию — сняться в ролике. Мне неловко за него. Может, я идиот, последний из могикан, но решительно не понимаю, почему стиральный порошок надо рекламировать великой актрисе!
Я знаю, что появлюсь в рекламном ролике, и какая-то тетя Нюра в моем поселке скажет: «А вот Александру Яковлевичу я верю, он в нравственных фильмах снимался». Этим я предам себя, а потом ее. Мне проще взять свою семиструнную гитару, встать в переходе и таким честным способом заработать на пропитание.
— Александр Яковлевич, что вы еще умеете, кроме кино и театра?
— Я умею, к примеру, класть печи, плотничать, построил два дома. Но в этом деле я любитель, профессионалами были мои предки. Но по моему мироощущению Павел из "Мужиков", Кузякин из фильма "Любовь и голуби" мне близки по духу. А такие образы, как тот же Кузякин, сегодня востребованы обществом. Только умоляю вас, мужики, давайте завязывать с пьянством.
— Александр Яковлевич, как Вы относитесь к алкоголю?
До учёбы в театральном я был матросом на судне. Ходил по Охотскому и Баренцеву морям, по Тихому океану. Однажды на берегу напился до беспамятства, товарищи несли до каюты на руках. Утром меня встретил боцман — и со всего размаху кулаком по морде! «За что?» — «А чтобы ты знал, с кем и сколько можно пить!» Этой науки мне хватило на всю жизнь. А потом случилось так, что и мне пришлось врезать сыну. Вот (показывает на правый мизинец), с тех пор не гнётся. Мой Костя служил в ракетных войсках, попал в жернова дедовщины, очутился в госпитале. И «добрая» сестричка стала снабжать его наркотиками. Сначала это было как обезболивающее, потом вошло в привычку. Я всё понял только через год. И сломал ему челюсть со словами: «Читал «Тараса Бульбу»? Я тебя породил, я тебя и убью». У сына до сих пор челюсть щёлкает, но он мне только спасибо потом сказал. Про наркотики забыл, стал известным радиоведущим. Я им любуюсь.
Только не подумайте, что я призываю бить детей! Боже упаси! У каждого — своя ситуация. У меня четверо детей. Костя — старший, есть внебрачная девочка, которой я дал свою фамилию. Ей сейчас 17 лет, она красивая и умная. От второго брака — семилетняя Акилина и 17-летний пасынок, он недавно поступил во ВГИК, отличный парень. За Акилину я переживаю, потому что общество сегодня целенаправленно развращает молодёжь. С телеэкрана мат-перемат и разговоры о том, что девственницей быть стыдно! Всё с ног на голову перевернули. Сплошное безобразие! А знаете, как расшифровывается понятие «безобразное время»? Это значит — без образов, то есть всё через примитив: сленг — вместо литературного языка, секс — вместо любви и самопожертвования, тупое зарабатывание денег — вместо творчества.
Надо противостоять этой грязи. Люди должны видеть и слышать что-то одухотворяющее.
Обложка журнала "Спутник кинозрителя", декабрь 1981 года
Обложка журнала «Советский экран» № 20, октябрь 1981 года
Комментарии 0