Русский Нострадамус
11 марта 1901 г. Николай II с Александрой Федоровной приехали в Гатчинский дворец, подошли к заветной шкатулке, сломали печати с гербом императрицы Марии Федоровны, прапрабабки Николая, вытащили лежавшую там бумагу. Император углубился в чтение…
Спаси, Боже, от Спасо-Ефимия!
Имя монаха Авеля окружено шлейфом легенд и слухов. Но точно известно, что судьбой скромного монаха занимались самые высокопоставленные лица империи и, конечно, императоры — от Екатерины II до Николая I. Точно известно, что в 1826 г. по указу Николая I Авель был заточен "для смирения" в Спасо-Ефимьев монастырь, где он и умер осенью 1831 г.
Название этого суздальского монастыря бросало в дрожь. Там была одна из самых страшных тюрем России, где в узких каменных мешках томили самых страшных преступников: сексуальных извращенцев, сумасшедших с опасным "антигосударственным бредом", позже — некоторых из декабристов. Там и оказался монах Авель, который не был ни извращенцем, ни сумасшедшим, ни революционером. Но слыл пророком, а это было преступлением.
Власть с недоверием смотрела на различного рода провидцев и экстрасенсов. Их волокли на пытку, и после пары "сеансов откровенности" ясновидцы вдруг "прозревали" и признавались в том, что "с недомыслия все наврали".
Такое бывает не со всяким Васильевым
Авель (в миру — крестьянин Василий Васильев) родился в Тульской губернии в 1757 г. и почти 30 лет жил в своей деревне, но потом внезапно оставил семью и постригся на Валааме. Приняв постриг он вдруг обрел необыкновенный дар, начал пророчествовать и эти пророчества пересказывал и излагал в своих трех брошюрах — он был грамотен.
Беда же Авеля как прорицателя состояла в том, что он делился своими знаниями не просто со всеми встречными-поперечными, а только исключительно с государями — остальных любопытствующих нещадно гнал от себя. Дар Авеля, с одной стороны, вызывал недоверие к нему, наводил на мысль, что он, подобно многим проходимцам, хотел быть придворным прорицателем, волхвом, — такие люди были на вес золота, а их слово устрашало самых могучих правителей.
Но, с другой стороны, отметим, что его откровения не возбуждали к нему любовь властей предержащих. Он не стеснялся говорить своим багрянородным "клиентам" такие страшные вещи, что после каждого откровения его упекали в тюрьму, в которой он провел треть жизни. Лишь к концу своего земного пути, после предсказанного им "бунташного", кровавого, вступления на престол Николая I в декабре 1825 г., Авель решил замолчать навсегда и следовать принципу: "Буди мудр, да больше молчи". В 1826 г. Авель даже бежал из монастыря, где жил с 1823 г., опасаясь вызова к новому государю — Николаю I. Но инок дал свой адрес знакомому, и тут власть нашла его и повлачила в Суздаль…
Да что же такого он предсказывал, что так с ним неласково обращались власть имущие? Начал Авель с того, что в середине 1790-х годов сочинил первую свою рукописную книжку, в которой предрек скорую смерть Екатерины II, указал точно дату ее внезапной кончины и предсказал, что престол перейдет к ее сыну Павлу (хотя государыня, не любя сына, подготовила завещание в пользу внука — Александра). Рукопись старца попала в столицу, его бил по сусалам сам обер-прокурор Синода, стращал лютыми казнями, а императрица указала его расстричь и посадить в Шлиссельбургскую крепость.
Как там будет при надидэ?
Павел I, вступивший на престол после скоропостижной смерти матери в указанный Авелем день, ласково принял расстригу-провидца в декабре 1796 г. Но старец не порадовал нового государя и предсказал ему смерть 11 марта: "От неверных слуг… в опочивальне удушен будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди". Павел, сдержавшись, стал выспрашивать у него о том, что ждет его потомков. Возможно, государем двигало присущее людям любопытство — в персидском языке есть слово надидэ, обозначающее праправнука, и переводится оно как "тот, кого не увидишь".
Из речи монаха царь узнал, что при его наследнике Александре I будет большая война, русские возьмут Париж, что царю "тяжек покажется венец царский и подвиг служения заменит он подвигом поста и молитвы". Потом у власти окажутся не дети Александра I (которых не будет) и не следующий брат Константин, а Николай I, чье царствование "дракой зачнется". После него придет на престол внук Павла Александр II, который даст волю крепостным, освободит славян Балкан, бунтари начнут за ним охоту и однажды убьют днем, посредине столицы.
Правнуком Павла будет Александр III. Это время затишья, а потом придет к власти тот самый надидэ — император Николай II, который "на венец терновый сменит корону царскую". При нем начнется великая война, и люди будут, как птицы, по небу летать и под водой, как рыбы, плавать, и будут друг друга душить серой зловонной, и уже накануне победы в этой войне рухнет царский трон, и "мужик с топором возьмет в безумии власть". Наступит царство безбожия, и "новый Батый на западе поднимет руку" на Россию.
Все эти пророчества cтарца Павел собственноручно записал на бумаге как "Письмо к потомку", запечатал в конверт и надписал, чтобы конверт вскрыли через сто лет после его, Павла, смерти. Вдова императора Мария Федоровна положила "Письмо к потомку" в кипарисовый ларец, который и вскрыл 11 марта 1901 г. император Николай II…
Сиди, пока не сбудется предсказание
Павел отпустил старца, разрешил ему заново постричься под именем Авель, с которым он и вошел в историю. Но все-таки в мае 1800 г. его заключили в Петропавловскую крепость, как писал один историк, "дожидаться 11 марта 1801 года". После этого рокового для Павла дня Авеля из крепости тотчас освободили, чтобы послать еще дальше — на Соловки.
Но глас с небес не давал Авелю покоя, и в 1802 г. он написал новую книгу, в которой предрек нашествие французов и пожар Москвы. Пророчество доложили Александру I, и он велел посадить Авеля в монастырскую тюрьму. На этот раз Авелю пришлось ждать 10 лет, пока пожар Москвы не осветил его выход из темницы. В декабре 1812 г. Авеля отпустили на волю — факты, как известно, упрямая вещь.
Авель был помилован (замечу — не реабилитирован, а помилован). Но все-таки его уважали — ему выписали паспорт "для свободного пропуска, предоставляя также ему избрать для своего пребывания монастырь, какой сам пожелает". Конечно, никто перед ним не извинился за потерянные в заточении годы — такие сантименты и гуманитарные глупости власть не признает: иди, мол, старец, поскорей отсюда да радуйся, что еще в пыль не стерли!
Cвобода брести по пыльным дорогам
А Авелю нужна была свобода, и он отправился по святым местам от одного монастыря к другому в толпе таких же "очарованных странников". В эти благословенные два года старец много чего повидал, побывал в Константинополе, Иерусалиме, молился на знаменитой горе Афон. Но в 1814 г. с ним произошла неприятность — он потерял паспорт и за дубликатом обратился к обер-прокурору, который доложил об этом государю Александру.
Читатель может обратить внимание на высочайший уровень принятия решения о выдаче обычного паспорта какому-то простому монаху. Оказывается, государь был недоволен тем, что Авель "еще продолжает скитаться по России". Ему предписали непременно выбрать монастырь и водвориться там. Но Авель как-то вяло исполнял волю монарха и продолжал скитаться по монастырям и по знакомым богомольцам, которые с радостью брали себе на содержание знатного старца. В конце концов, с воцарением Николая I, он вернулся на родину, поселился у родственников в деревне Акуловка, где его и нашли николаевские жандармы, чтобы увезти в Суздаль.
"Змей проживет тридцать лет"
Внимательный читатель, вероятно, заметил, что я с известным юмором и недоверием отношусь к вышесказанному — уж слишком ненадежны наши источники о пророчествах Авеля, сколько вокруг них напущено таинственного тумана и недомолвок! Трактовки пророчеств даются самые разные, а интерпретации обычно созвучны тому, что происходит в обществе в момент комментирования. Обычно профессиональные историки стараются избежать этих тем — пусть в этом деле упражняются авторы "Каравана историй" или иных гламурных изданий! И я бы не сел писать этой статьи, если бы не одна поразившая меня странность.
Всем известный гусар, поэт и герой войны 1812 года Денис Давыдов в своих мемуарах писал об Авеле, что тот "был одарен способностию верно предсказывать будущее". Далее Давыдов пересказывает отчасти приведенные выше слухи и факты из жизни и пророчеств Авеля. Но в конце пишет: "Авель находился в Москве во время восшествия на престол Николая, он тогда сказал о нем: "Змей проживет тридцать лет"".
Я бы не стал приводить этот отрывок из мемуаров Давыдова, если бы не две даты: Давыдов внес пророчество Авеля в свои записки и умер в 1839 году, а Николай I действительно прожил ровно 30 лет и умер в 1855-м. Подлог невозможен! Конечно, можно сказать, что это совпадение, случайность. Но слишком уж много совпадений и случайностей вокруг имени одного скромного старца…
http://nethistory.mirtesen.ru/blog/43387722009/Rus…;domain=mirtesen.ru&padw=1
Комментарии 0