Загадки живописи. Найдите череп
Немецкий художник Ганс Гольбейн. Мастер портретной живописи. Ему казалось правильным отказаться от приукрашивания действительности. Это он. Таков, каковым он себя видел.
А это — его знаменитая картина "Послы".
Картина заказная, интерьерная. Есть теория, что он пользовался камерой обскура, поэтому детали прописаны с невероятной точностью и чёткостью. Например, на глобусе все параллели и меридианы точно соответствуют своим положениям, а слово "Африка" хорошо читается. Есть даже вмятинка в районе Полюса (тут не видно, оптому что не нашла я хорошей картинки). Это не простой глобус, а новинка того времени. Он надувной. На картине он надут плохо, но иначе как вы могли бы заметить гаджет? Разумеется, глобус повёрнут так, чтоб видны были те страны, в которых выполнял свои дипломатические миссии месье Дентвиль.
В раскрытой книге легко прочесть клавир и даже попробовать наиграть по нему мелодию.
Беспорядок на картине — обман. Каждый из предметов, изображённых на ней несёт информативную функцию. Можно понять о том, чем занимаются эти люди (часто путешествуют, но не ради развлечения), бывают во многих странах (восточные ковры из разных стран, дорогая портьерная ткань — всё привезено из заморских стран. Действительно, хозяин там бывал!) , изучают науки (можно узнать, какие именно), любят музыку и философские беседы.
Заказчик картины — Жан де Дентвиль, посла французского короля Франциска I. Он слева, в богатой шубе. У него в руке кинжал, на рукояти которого указано, что Дентвилю 29 лет (поди-ка!). А в шубе он, потому что в Англии. Он не привык к английской сырости и холоду, болеет от этого. Он бы и не поехал в Англию, если бы не важная дипломатическая миссия — примирения Англии с Ватиканом. Это исторический момент, именно его и пожелал оставить на память месье Дентвиль. Он потом специально приехал в Англию весной 1533 года, чтобы позировать Гольбейну, который там жил.
Вот таким, умным, молодым и статным (обязательно в полный рост, раз уж так), наделённым исторической миссией и пожелал изобразить себя молодой дипломат на картине, которую он желал поместить в своём фамильном замке Полиси. На глобусе изображено это место. А на солнечных часах — одна из самых важных дат молодого дворянина — 11 апреля 1533 года. Это не просто картина. Это — его биография.
Справа стоит друг Жана де Денвиля, дипломат, епископ г. Лавура, учёный Жорж де Сельв. Он был лютеранином, на это указывает книга, которая лежит рядом. Это сборник песнопений. Он открыт на страницах с песнопениями «Приди, Дух Святой Господь Бог» и «Человек, если ты хочешь быть счастливым». Это принципиально. Возраст Жоржа де Сельва указан на обрезе книги. Ему 25 лет. (Однако….).
На вопрос, отчего два этих молодых человека столь уважаемы и успешны отвечает распятие. Бог милостиво благоволит их начинаниям, и они искренне благодарят его за это.
Вот теперь уже не видно беспорядка и всё стало ясно. Кроме, пожалуй, вот этого странного предмета, который совсем не вписывается в общую композицию. Он странно висит на переднем плане. Наверное. эта коряга важнее всех разбросанных по столу мелочей? Или это полуистлевший манускрипт? Зачем он там? И что это вообще?
Это череп. Посмотрите на него как-нибудь по-другому. Под углом как-нибудь. ну, зеркальце попробуйте приложить… Осторожно с монитором! Видите его?
(Эхе-хе-хе! Спужались?)
Ну вот теперь ещё одна задачка. Это-то зачем? И почему так?
На оба вопроса точных ответов нет. Есть догадки.
Череп — в смысле Mementi mori . Вон и на медальоне Дентвиля, если внимательно посмотреть, он же. Говорят, даже на берете. Я не увидела, но верю. Репродукции я нашла какие-то некачественные, а люди бывали в Лондонском музее, они видели. Говорят, чтобы череп разглядеть в привычном глазу виде, надо отойти метра на 2, и чтобы находиться примерно на уровне глаз посла.
Почему череп было просто не нарисовать и всё? Голландцы, те вон, не церемонились — сколько натюрмортов понаписали с черепами, и дело в шляпе!
Но тут есть другая догадка. Портрет парадный. Вы входите в залу, и видите его прямо перед собой. Он висит низко, вы встречаетесь глазами с людьми, изображёнными на портрете. А они рассматривают вас. Вы можете подойти поближе. Чем более вы будете приближаться, тем больше деталей рассмотрите на картине. Скорее всего, вы выйдете через боковую дверь, ведь зал-то парадный! Вы пройдёте в гостиную, где вас будет ожидать добрый хозяин. Но, выходя, вы боковым зрением увидите изменение на картине. Вы обернётесь, и увидите череп. А всё остальное, изображённое на картине покажется вам незначительным и отдалённым. Если вы склонны к философским размышлением, то в этом вы увидите знак неизбежности конца и бренности земного. А если не склонны, решите. что хозяин так рад вашему визиту, что не желает, чтобы вы скоро уходили. Чтобы не развернулись из парадного зала к выходу, а остались, погостили. Там, за спиной страшно, зато тут вас ждёт уют и покой…
Но всё это не более, чем догадки. Ни Ганс Гольбейн, ни Жан де Дентвиль ни, даже Жорж де Сельв не пожелали оставить хоть каких-нибудь объяснений этой странной выходке. И современники молчат.
Однако это художественное явление стало инновацией, и называется оно анаморфоза. Вот таков он, Ганс Гольбейн!
http://lookeria.livejournal.com/11141.html
Еще интересно о живописи:
1. Кто вы, прекрасная "Неизвестная"?
2. Тайные знаки картин. Портрет четы Арнольфини
4. Картины с того света: странная история Хана ван Меегерена
6. Никогда не ссорьтесь с художником!
8. Еще одна загадка от Леонардо — создание Витрувианского человека
Комментарии 0