Тайна Акамбаро

В доме своего владельца эта необычная коллекция заняла 12 комнат. По самым робким предположениям количество экспонатов в ней приближалось к 35 тысячам. Но вовсе не многочисленность предметов прославила коллекцию, хотя такая полнота не может не восхищать любителей собирательства. В научных кругах о фигурках Акамбаро говорят неохотно. А вот среди любителей «иной» истории таинственные статуэтки до сих пор одни из самых обсуждаемых памятников древности. И все потому, что они, как и остальные неуместные артефакты, дают возможность посмотреть другими глазами на привычную историческую панораму.

4497432_4g (640x480, 55Kb)

В июле 1945 года Вольдемар Жульсруд, деловой человек из американского города Акамбаро, заметил на склоне горы, нависающей над городом, несколько обломков из глины. Судя по всему, они оказались на поверхности, будучи вымыты из почвы обильными дождями. Вскоре Жульсруд, страстный любитель мексиканской старины, нанял местного каменщика Отилона Тинахеро и с его помощью занялся систематическими раскопками в этом месте. За семь последующих лет его коллекция обогатилась более чем тридцатью тысячами найденных в земле экспонатов. Среди них фигурки животных, человекоподобных существ с перепончатыми руками и ногами, скульптурные композиции и т.д. За все время поисков не встретилось ни одной повторяющейся статуэтки. Самая крохотная  фигурка не достигала в высоту и пяти сантиметров, в то время как самая большая была по плечо своему владельцу.

Особенно смущают статуэтки рептилий. Некоторые из них напоминают динозавров и плезиозавров, исчезнувших с лица земли шестьдесят-семьдесят миллионов лет назад. Конечно, наши современники по книгам и фильмам знакомы с обликом некогда существовавших огромных ископаемых животных, но откуда о них могли знать древние мексиканцы? Изображения этих чудовищ многих привели в замешательство, и, разумеется, прежде всего, ученых. Последних легко понять: классическая теория исчезновения больших рептилий – слишком стройное и надежное сооружение, которое не так-то легко разрушить.

4497432_5g (640x282, 32Kb)

Почти 3000 экспонатов изображают людей и динозавров в моменты погони и охоты. Вроде бы ничего примечательного, если бы не тот факт, что первейших homo и гигантских рептилий разделяют по эволюционным меркам как минимум 62,5 миллиона лет! Согласно официальной науке динозавры погибли 65 миллионов лет назад, в то время как род людей начал формироваться примерно 2,5 миллиона лет назад. А изображения говорят, что динозавры и люди не только существовали в одно время, но и взаимодействовали: человек пытался одомашнить ящера, при этом нередко становился его жертвой. Этот сюжет, явно противоречащий принятой эволюционной теории, сослужил недобрую службу всей коллекции: в научных кругах появился целый дивизион скептически настроенных ученых, которые объявили фигурки Акамбаро подделкой и мистификацией.

4497432_6g (640x393, 51Kb)

Не меньшее недоумение ученых вызвал еще и такой факт. Все животные вылеплены в движении, так что трудно отделаться от ощущения, что статуэтки сделаны скорее современными мастерами, нежели древними умельцами. Детали на статуэтках не обозначены, и потому очень трудно определить, какие животные могли служить художнику моделью. Слон, например, сильно напоминает своего индийского собрата, хотя с большей вероятностью можно предположить, что прообразом для художника послужил мамонт. Во всяком случае, мамонта абориген Мексики мог наблюдать воочию. А вот как индейцы могли познакомиться с волосатым носорогом, с американской лошадью, с ископаемым верблюдом, вымершими десять или двенадцать тысяч лет назад?

Любой искусствовед, глядя на коллекцию Жульсруда, наверняка скажет: никакая культура вплоть до XIX века не могла бы воспроизвести в глине и камне подобные энциклопедические знания о фауне буквально всей нашей планеты. Вот динозавр или плезиозавр; вот маски, напоминающие стиль древнегреческих мастеров; вот нечто схожее с древнеегипетскими мумиями; вот статуэтка, характерная для искусства Ближнего Востока; вот женщина, сидящая на крокодиле. Потребовался бы многотомный труд, чтобы исчерпывающе описать диковинную коллекцию. Но откуда такое смешение стилей, такое многообразие форм и приемов, такая эклектика. Быть может, мы имеем дело с незаурядной мистификацией?

4497432_3g (700x454, 27Kb)

Конечно, обман всегда возможен, тем более что сам Жульсруд лично не присутствовал при раскопках. Но какой искусный ремесленник захочет добрых семь лет вводить в заблуждение почтенного покупателя (Жульсруд платил Тинахеро одно песо за каждую фигуру), чтобы в итоге получить относительно скромное вознаграждение в две-три тысячи долларов! В конце концов, тот же Тинахеро мог бы заработать неизмеримо больше, имей он дело с иностранным коммерсантом.

Вокруг коллекции Жульсруда разгорелись такие споры, бушевали такие страсти, что, в конце концов, решено было провести дополнительные раскопки. Они были предприняты в присутствии профессоров Хеп-гуда и Сандсрсона на склоне все той же горы, во дворе поместья, принадлежавшего начальнику полиции Акамбаро. Вряд ли можно было бы заподозрить солидного полицейского чиновника в попытке сговора с подделывателями археологических реликвий. Эксперимент превзошел все ожидания: коллекция пополнилась еще 43 статуэтками. Более того, Хепгуд и Сандерсон обнаружили следы древесного корня в углублениях скульптур, что говорило о длительном их пребывании в земле. Другие ученые, вскоре прибывшие на раскопки – среди них доктор Раймонд Барбер и доктор Эдуардо Нахеро (первый минералог, а второй был директором доисторических сооружений в Мексике), – тщательно осмотрели находки, убедились в их подлинности, однако отозвались о всей коллекции довольно скептически. Фигурки людей в соседстве с доисторическими рептилиями они сочли за обман. Дабы поставить все точки над «и», Хепгуд отослал несколько сот фотографий с изображениями бронтозавров и прочих чудищ доктору зоологии Ромеру – профессору Гарвардского университета. Изучив фото, маститый ученый пришел к довольно неожиданному выводу: чудовища напоминают рептилий и доселе обитающих в Мексике.

4497432_2g (350x420, 22Kb)

Совсем недавно появилось еще одно доказательство большой древности статуэток. Все тот же профессор Хепгуд обнаружил в обломках экспонатов органическую материю. Радиоуглеродным анализом был установлен ее возраст: 3500±100 лет! Стало быть, скульптуры формовались около 1600 года до нашей эры.

Интересно отметить, что эта дата вполне соответствует тому загадочному периоду земной истории, когда великие природные катастрофы потрясали Средиземноморье. Крит и Египет рухнули, в Индии неожиданно исчезла цивилизация в долине Инда; в Греции произошло внезапное сильное извержение вулкана Санторини. Множество легенд, описывающих эти явления, дошли и до нас. Не существует ли связи между этими катастрофами и расцветом «культуры Жульсруда» в Мексике?

Вольдемар Жульсруд имеет свою собственную теорию. Он полагает, что коллекция принадлежала ацтекскому музею в Теночтитлане, а ее родословная идет от Атлантиды. Коллекция была привезена ацтеками и захоронена в Акамбаро с приходом испанских конкистадоров.

Тайна Акамбаро далека от разгадки. Более того, несколько лет назад в Эквадоре были откопаны керамические статуэтки, напоминающие фантастические изображения из коллекции Жульсруда. Какие еще неожиданности поджидают ученых?

Быть может, есть смысл продолжать раскопки. Тем более, что в свое время рабочие обнаружили в Акамбаро тоннель, ведущий внутрь холма, и какую-то каменную лестницу, засыпанную вулканической пылью. Тогда, двадцать лет назад, в спешке и суете о лестнице и о тоннеле забыли. Легко представить, какие фантастические открытия могут быть сделаны в Акамбаро, где столь богато уже раскрылась неизвестная культура.

4497432_1g (500x333, 43Kb)

Какие выводы можно сделать из всего этого? Конечно, трудно представить себе, что в древней Мексике существовала индейская культура, знакомая с внешним видом животных эры ящеров. А что думать о зубах лошади плейстоцена, теперь уже исчезнувшей? Каким образом они оказались смешанными с коллекцией?

Профессор Сандерсон пришел к такому выводу: «Одно из двух: либо старый джентльмен Жульсруд сделал самое большое археологическое открытие всех времен, либо он был на протяжении ряда лет жертвой одного или нескольких лиц, искавших скромного заработка…»

Что ж, будем ждать дальнейшего развития эпопеи Акамбаро. В худшем случае мы имеем дело с удивительной коллекцией подделок. Однако окажись она подлинной, и человечеству придется в корне пересмотреть свои представления о культуре и истории доколумбовой Мексики.

Рональд Виллис.

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.