Русская эмиграция.Загадочная леди Абди
Среди множества русских красавиц, вынужденных бежать в Париж, спасаясь от жерновов Октябрьской революции, особое место занимает статная блондинка с тяжелым, магнетическим взглядом холодных голубых глаз – Ия Григорьевна Ге (впоследствии Леди Абди).
Ия Григорьевна Ге родилась в Славянске, летом 1903 года, в семье известного театрального актера Григория Григорьевича Ге и актрисы Новиковой. У судьбы своеобразное чувство юмора, прапрадед Ии был французом, бежавшим в Россию во время французской революции, его же правнучка вынуждена была покинуть Россию, и укрыться во Франции.
Ия унаследовала творческие наклонности, артистизм и художественный вкус, с раннего детства она была окружена творческой элитой, близким другом отца Ии был граф Лев Николаевич Толстой, так же другом семьи был художник Илья Ефимович Репин, отметивший еще тогда в девочке художественную одаренность. Девочка получила отличное воспитание, в Петербурге она воспитывалась в Павловском институте, переехав же с матерью в Швейцарию, она училась в школе для девочек в лозаннском замке Монтшуазьен.
Проявляя способности к музыке, рисованию и актерскому мастерству, Ия попеременно мечтала стать, то художницей, то артисткою, то музыкантом…но судьба распоряжается по-своему, не считаясь с планами на будущее, которые строит одаренная талантами девочка. Родители Ии развелись, мать повторно сочеталась браком с придворным Вуичем. Война застала их уже в Германии, откуда они смогли перебраться в Швейцарию.
Из Швейцарии же неугомонная Ия переехала в Париж, в 1921 году, но надолго там не задержалась, она хотела вернуться назад, в Россию, и попыталась вернуться туда через Финляндию. Но, в Финляндии она встречает голландского бизнесмена, предприимчивого молодого человека Уонгеянса, изменившего фамилию на Геянс. За него она и вышла замуж, родив ему сына и дочь. Брак, правда, просуществовал недолго, вплоть до того момента, пока бизнес супруга окончательно его не разорил. Ия, поняв, что в супруге она не найдет поддержки и опоры, тщетно пыталась освоить стенографию, что бы хоть как-то прокормить семью, но среди многих ее талантов и способностей, именно этого не оказалось и она вновь решает «штурмовать» Париж, в поисках лучшей доли.
В Париже она, благодаря связям брата отчима, работала у купца Второва, но видимо близость Ии Григорьевны являлась дурным предзнаменованием для бизнеса, вскоре купец разорился. Ия вновь в поисках заработка устроилась аккомпаниатором в кинотеатр, преподаватели, пророчащие ей блестящую музыкальную карьеру, были бы в ужасе, но проработала она в кинотеатре недолго, ее оттуда выгнали, как она сама признавалась впоследствии.
Безысходность, и помощи ждать не от кого, муж писал гневные письма, требуя чтобы Ия забрала из Голландии сына, которого оставила ему на попечение, пока не найдет себе места. Мать же, к которой она обратилась, ища поддержки, встретила ее холодно, на тот момент она пребывала в Париже, но благополучие дочери ее заботило мало. Уже тогда среди русских эмигрантов была распространена практика работы «манекеном» в крупных модных домах, один из знакомых и порекомендовал Ие попробовать свои силы на этом поприще. Сестры Калло, к которым Ия обратилась, в поисках работы «манекеном», оценили ее красоту в 450 франков и завтрак « в нагрузку». Так началась «карьера» Ии Григорьевны Ге, как модели.
Как-то раз в «Калло» прибыла компания англичан смотреть модели, среди них был и очаровательный молодой человек, влюбившийся в Ию с первого взгляда, им оказался английский аристократ, баронет сэр Роберт Абди. Встречи клиентов с «манекенами» дома «Калло» были строго запрещены, поэтому во второй раз их свела случайность. Два дня спустя Ия обедала в ресторане, а за соседним столиком сидел тот самый английский баронет, что не сводил с нее глаз на протяжении показа, так они и познакомились.
Вскоре, 26-ти летний сэр Роберт Абди сделал Ие предложение, на которое она ответила согласием, они поженились в июне 1923 года. Казалось бы, Ия Григорьевна, ставшая известной в обществе как Леди Абди, « вытянула счастливый билет», но семейная жизнь у молодой четы в скором времени совсем разладилась. Супруг быстро охладел к Ие, все его мысли и устремления были направлены на коллекционирование, он страстно увлекался французскою стариною, обожал предметы роскоши того времени, скульптуры, гобелены, мебель, впоследствии он открыл антикварный магазин и «с головой» ушел в новое дело. Леди Абди, дабы она его не отвлекала, он отправил в кругосветное путешествие с молодой четой, мистером Хариссоном Уильямсом и его супругой (ставшей в дальнейшем графиней Моной фон Бисмарк ).
После года отсутствия, вернувшись в Париж, леди Абди мужа там уже не застала, в 1928 году они развелись. Ей снова пришлось заново выстраивать свою жизнь, но, на этот раз все было куда проще, начиная с 1923 года, вскоре после замужества, новоиспеченная аристократка, раз за разом производила фурор своим появлением в высшем свете, к 1928 году у нее уже была репутация элегантной и весьма оригинальной женщины, ее стилю подражали, ею самой восхищались.
«Я познакомилась с Полем Пуаре после бракосочетания с сэром Абди, — вспоминала Ия Григорьевна. — Мое первое платье после замужества я заказала ему. Это было длинное бархатное платье с подвесками на низкой талии. Пуаре заинтересовался мной одним из первых, в то время, когда в Париже меня еще никто не знал».
Блиставшая в обществе, ее фото неизменно украшали журнал «Вог». В частности, так ее описывали в июньском номере 1923 года, где она появилась в вышитом бисером платье цвета фуксии: «Леди Абди, одна из красавиц иностранного общества в Париже, одевается всегда по сугубо личному фасону. Ее вкус неоспорим и не подвержен влиянию. Она может пробудить вдохновение у создателей женских туалетов».
Действительно, она не была подвержена слепому соблюдению всех модных доктрин и непостоянных веяний, она шла наперекор всем правилам, если ей вдруг чего-то хотелось, носила прямой пробор, в то время когда модным было ношение челок, носила маленькие шляпки без полей, богато расшитые «русские жакеты», шали из золотой парчи и открытые платья. Благодаря смелости и оригинальности ее слава росла, она была желанной гостьей на светских вечерах, маскарадах.
Одним из наиболее знаменитых костюмов леди Абди был наряд из воздушных шаров, а вместо головного убора — серебряная морская раковина. Из ее воспоминаний: «Серебряную раковину я сделала сама и воздушные шары тоже придумала. Мне помогала в этом одна французская шляпница. Вместе с нею, мы придумали и другой известный мой костюм — темно-красное платье в стиле итальянского рококо, с маленькой беленькой треуголкой и смятыми и рваными длинными лайковыми перчатками».
В то время уже существовала такая практика, как в «рекламных целях» предоставлять платья для выходов именитым дамам, признанным иконами стиля. Леди Абди так же была в их числе, с нею «сотрудничали» Молинё и Мейнбохер. После развода она поступает на работу в модный дом «Шанель», правда проработала она там недолго, виной всему послужили сумки-мешки, дизайн которых Леди Абди разработала для модного дома своей матери и ее компаньонки «Анек». В октябре 1929 года, Ия была ошарашена, увидев точно такие же сумки у манекенщиц Шанель. Не веря глазам своим, она напрямую обратилась к Великой Мадемуазель: «Это же мешки, которые я делала для Дома своей матери», на что та, без тени стыда и смущения ответила: «Теперь вы работаете для меня, и это все равно». Позже Ия обнаружила еще не одну, разработанную ею, модель для «Анек», которые Шанель «позаимствовала» и затем продавала в своем Модном доме. Леди Абди была возмущена, но понимала, что судиться с Шанель- предприятие заранее обреченное на неудачу, она была модным мастодонтом, способным «сожрать заживо» кого угодно. Проработав у Шанель около года, она попросила расчет.
Еще один интригующий эпизод из жизни Леди Абди, зимой 1937 года, в разгар сталинского террора, она приехала в Советский Союз, по ее словам, дабы навестить отца, к тому времени уже беспомощного, разбитого параличом старика. По иным сведениям, причиной тому был ее роман с Алексеем Николаевичем Толстым, есть также предположения, что именно Ия Григорьевна послужила прототипом для героини-авантюристки Зои Монроз. Точно же о данном эпизоде из ее жизни неизвестно ничего, как неизвестно и то, каким образом ей удалось почти невозможное для русской эмигрантки, посетить Советский Союз и беспрепятственно вернуться во Францию.
Жизнь Ии Григорьевны сложилась так, что все таланты, коими она обладала, ей пригодились, она реализовала себя как художница, создавая эскизы для модного дома матери, работала, хоть и недолго, в кинотеатре за роялем, а в 1936 она вышла на сцену, дабы явить миру свой актерский талант, унаследованный от именитого отца. Она играла роль в спектакле «Царь Эдип», где была облачена в необыкновенный костюм от «Шанель». Леди Абди сыграла также главную роль в пьесе «Сенсо» Сувчинского. Из ее воспоминаний: «Был тогда талантливый русский, Сувчинский, который считал, что во мне есть театральность и что со мной можно было поставить какой-нибудь зрелищный спектакль. У публики мы успеха не имели, но имели большой успех у специалистов».
В своих апартаментах, на Вандомской площади, леди Абди принимала весь светский Париж. Среди тех, кого она привечала, были Жан Кокто, Серж Лифарь, Татьяна Рябушинская, княжна Надежда Щербатова и княгиня Ильинская, жена великого князя Дмитрия Павловича Романова, княжна Натали Палей, князь Феликс Юсупов, Мися Серт, князья Мдивани и Мещерский, Нимет Элой Бей и многие другие знаменитости 30-х годов.
Леди Абди так никогда больше замуж не вышла. По ее словам: «После развода с Абди я могла выйти замуж много раз, но все сомневалась, а потом прошло время. Свободной быть тоже хорошо!» Леди Абди обладала финансовой независимостью, после развода у нее оставался знаменитый бриллиант — больше 20 каратов — от «Шоме». Заложенный в банк, он давал крупные проценты долгое время. Были у нее и другие первоклассные драгоценности. В Париже леди Абди жила на широкую ногу и в богатых кварталах: сначала в доме 22 на набережной Бурбон, а потом недалеко от гостиницы «Ритц» на Вандомской площади в квартире, обставленной с необыкновенным вкусом.
В чем же был секрет элегантности этой загадочной дамы с внешностью Снежной Королевы? Прямая осанка, царская стать, светлые волосы и глубокие ледяные глаза, она знала свои сильные стороны и крайне тщательно подбирала туалеты, особенно строга она была при выборе цветовой гаммы. Следя за собой и сохранив свою легендарную красоту до 95-летнего возраста, она рассказывала: «Для платьев я люблю красный цвет, голубой — к моим глазам. Лиловый и все его оттенки — красно-лилово-синие. Есть такие оттенки, которые трудно передать словами. Теперь мне 95 лет, и я решила больше не модничать. Ведь кругом такие провинциалы!»
В 30-е годы леди Абди была замечена в связи с итальянцем, представителем правительства Муссолини. Эта связь ее скомпрометировала, она была обвинена в шпионаже в пользу Италии, ее арестовали и позже выслали в Виши. Из Франции она перебирается в Англию. Здесь она была мобилизована, так как по паспорту считалась англичанкой, и служила переводчицей, так как свободно говорила по-французски, по-русски и по-немецки. В конце войны леди Абди сотрудничала с советской миссией по репатриации русских пленных. После демобилизации она вернулась в Париж, но ее связи с военными кругами Италии, США, СССР, Франции и Англии вынудили ее перебраться в Нью- Йорк. Из Нью-Йорка она переселилась в Мексику и влюбилась в эту гостеприимную, наполненную ярким колоритом страну.
Она вспоминала: «Мексика мне "испортила" вкус — после нее даже Париж показался не тем». В 70-ые годы она вновь возвращается во Францию, на сей раз ее выбор пал не на шумный Париж, а на тихий городок Рокебрюн на юге Франции — место уединения многих аристократов. Париж она посещала лишь изредка, где встречалась с художественным редактором журнала «Вог» Александром Либерманом и Татьяной Яковлевой. Ее сын и дочь жили все это время в Калифорнии.
Долгая и насыщенная жизнь леди Абди закончилась в больнице дома престарелых близ Ниццы, осенью 1992 года.
Комментарии 0