Чукотские пленницы
Что вы знаете о Чукотке и чукчах? Над чукчами обычно посмеиваются – мол, недалекие они. А между тем зря смеются. В царской России чукчи были практически независимыми – союзными, но неподвластными империи. Этот воинственный народ владел боевыми (и очень серьезными) искусствами, а потому держал всех соседей в страхе.
Мастера диверсий
То, что чукчи – народ малочисленный, роли не играло, ведь они умели действовать и в одиночку, и малыми отрядами против численно превосходящего врага. Это были мастера диверсионных акций, лучной стрельбы и боя на мечах. Во время битвы применяли и прямой клинок, и изогнутый меч-пальму. Бойцы ударного «спецназа», который имелся у чукчей, носили доспехи.
Даже Советы предпочли жить в мире с чукчами – замечательными стрелками и знатоками тундры. ГУЛАГ использовал их как охотников на беглых зэков.
Есть сведения, что с XVII века чукчи устраивали разбойные походы в Америку. Миновав Берингов пролив, воины на байдарах плыли вдоль берегов и грабили все поселения подряд. В своих рейдах чукотские «викинги» добирались даже до нынешней Канады! Байдары не отличаются грузоподъемностью, поэтому чукчи забирали у побежденных только оружие, металлические изделия, меха и приглянувшихся женщин.
С этими походами связана одна история, имевшая продолжение даже в XX веке.
Удивительный трофей
Около 1517 года в Новый Свет начался ввоз негров-рабов. У испанцев работорговля была не очень развита, зато она процветала в Португалии, которая захватила Бразилию. А с середины XVII века французы создали большие плантации на островах Вест-Индии. В 1682 году на землях к западу от Миссисипи Франция организовала колонию Луизиана.
Трудно сказать, как негритянки из Луизианы попали в Западную Канаду, но источники утверждают, что во время одного из разбойных рейдов воины-чукчи встретили несколько чернокожих женщин. Можно себе представить изумление мужчин-северян!
Когда в Гренландию какими-то судьбами попал негр, эскимосы сразу определили: это злой дух торнассуок. Только познакомившись с чернокожим поближе, аборигены убедились, что он не ест детей, не летает по воздуху и не накладывает чары на окружающих, и лишь после этого стали относиться к негру без опаски.
Примерно в том же положении оказались чукчи, повстречавшие негритянок. Воины решили, что эти странные создания – выходцы из мира духов, лишь похожие на женщин.
Правда, черные демоницы были явно напуганы. А попробуйте-ка вести себя храбро, если с моря являются свирепые раскосые мужчины в шлемах и с мечами!
Посовещавшись, воины решили захватить живую диковинку с собой. Все-таки не каждый день такое встретишь! Опять же, демоницы – сильные, могут в хозяйстве пригодиться.
А вот детей рожать нельзя!
На обратном пути темпераментные чукчи с удовольствием убедились, что их экзотический трофей – все-таки, скорее, женщины, чем демоны. Да и негритянки остались довольны крепкими чукотскими парнями.
По возвращении на Чукотку мнение о черных женщинах уже вполне сложилось. В отличие от невольниц из других народов, которым доставалась грязная работа, эти стали кем-то вроде наложниц. Погостив у мужчин в одном стойбище, негритянки отправлялись в другое. Чукчанки не ревновали женихов и мужей к чернокожим пленницам. Впрочем, такое чувство, как ревность, здешним женщинам вообще не было знакомо. А чтобы не нарушать чистоту крови «настоящих людей» – луораветланов (так именуют себя чукчи), детей негритянкам иметь запрещалось.
Следует отметить, что рабство на Чукотке было куда менее жестоким и масштабным, чем, например, в Древнем Риме или в других рабовладельческих странах. Суровая природа северного края ограничивала численность рабов. Когда речь шла о добыче пищи, постройке жилья или перекочевке, рабы находились в равных условиях с хозяевами. Таким образом, чукчи не сильно притесняли чернокожих, дарили им подарки, даже давали отпуск.
Запрет иметь детей сыграл свою роль – негритянки на Чукотке вымерли, не оставив потомства. Память о них осталась только в устной истории чукчей.
Позже, когда у берегов Чукотки появились американские китобои, иногда случалось, что провинившихся матросов, в основном чернокожих, списывали на берег. «По умолчанию» эти негры тоже числились рабами, но тем из них, у кого были кое-какие средства, разрешали брать в жены чукчанок. Однако дети от этих смешанных браков не считались полноценными людьми.
Студентка, комсомолка, просто красавица
Тем временем жизнь шла дальше. Советы всем подарили свободу, но рабство на Чукотке искоренить удалось только в начале 1940-х годов.
Например, в 1941-м учительница Анна Кузнецова была украдена из поселка и увезена в стойбище оленеводов. Она прожила два года в неволе в отдаленном районе Ванкаремской тундры. Жаловаться ей не приходилось – к ней хорошо относились, досыта кормили. Учительница оказалась очень полезной рабыней – она обучала грамоте и детей, и стариков. Позднее Анна Кузнецова написала воспоминания о своей жизни в неволе. Правда, эти записки так и остались у чукчей, и публиковать кузнецовские мемуары они не спешат. Видимо, речь там идет не только о просвещении жителей тундры.
Думаете, на этом история с чукотскими похищениями закончилась? Ничего подобного! Хотя на дворе стояла уже другая эпоха.
В апреле 1967 года на экраны вышла комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», сразу ставшая лидером проката. За девять месяцев фильм посмотрели 76 с половиной миллионов человек! А в то время на Чукотке шел обмен комсомольских билетов. С этого важного мероприятия парни-оленеводы под шумок и увезли в тундру симпатичную девушку – инструктора райкома комсомола. Поняв, что ее похитили, она решительно спросила: «Где ваш бригадир?». Когда бригадир – между прочим, член КПСС – явился, девушка пригрозила, что за похищение ему придется отвечать на бюро райкома, а затем его ждет ужасное требование: «Партбилет на стол!». Бригадир задумался и приказал своим парням отвезти девушку обратно в поселок.
Непокоренные
А вот еще один интересный факт. Правда, к рабовладению он отношения не имеет. Нравится нам это или нет, но чукчи частенько бивали русских, да так, что мало им не казалось.
В 1730 году чукотские воины уничтожили у реки Парень отряд казачьего головы Шестакова – 150 человек. Был убит и сам командир отряда. В том же году полутысячный отряд воеводы Павлуцкого прошел по стойбищам, разоряя их и угоняя оленьи стада, но окончательно победить чукчей так и не удалось.
Тот же Павлуцкий в 1743-1747 годах устроил четыре похода против этого северного народа, но храбрые аборигены остались непокоренными, мало того – в последней карательной экспедиции воевода погиб сам, пораженный стрелой. Рейды неудачливых завоевателей продолжались до 1752 года, когда русские сочли, что гораздо выгодней установить мирные отношения с чукчами. Согласно договору, они платили ясак (дань мехами) добровольно, а подданными русского государства числились лишь номинально.
В 1882 году особый устав подтвердил то положение, согласно которому чукчи должны платить ясак «по собственному произволу». Такой порядок сохранился до советской власти. Зато европейская цивилизация чукчей коснулась мало, и они остались самими собой. Однако кое-кто сумел справиться с этими смельчаками, о чем стоит рассказать.
Иоганн-победитель
В 1741 году, после воцарения Елизаветы Петровны, в Нижнеколымский острог был сослан барон Карл Людвиг фон Менгден, бывший президент камер- и коммерц-коллегии. В ссылке деятельный барон занимался разведением лошадей. Местное племя юкагиров обратилось к нему за помощью – они сильно страдали из-за нападений чукчей. Сам барон на войну не пошел, но помог беднягам – послал к ним в качестве предводителя своего слугу Иоганна, отличавшегося высоким ростом и необыкновенной силой. Под командованием немца юкагиры разбили чукчей раз, потом еще раз, еще и еще, пока те не прекратили свои набеги.
Легенда об Иоганне-богатыре жива на нижней Колыме до сих пор. Чукчанки пугали его именем своих непослушных детей, а юкагиры и по сей день верят, что могучий великан не умер, просто ушел, но однажды он вернется…
Сергей ДОРОШ
Комментарии 0