Имя розы
Можно сказать, что этот цвет банален – мало кто из новорождённых девочек избегает участи быть обвязанной именно такой лентой, когда её торжественно везут домой, да и потом, когда её уже наряжают в платьица – как же, ведь это "цвет для девочек"!
Цвет бантов, кукольных нарядов, цвет тех, кто вырос, но так и остался ребёнком, такой слащавый, чересчур нежный…
Но наивный, казалось бы, розовый, не так прост.
В конце концов, это цвет, получившийся из смешения пурпура, к которому мы зачастую добавляем эпитет "царственный", и белого.
Да, он бывает бледным. Но есть яркие "шокирующий розовый" и "фуксия".
Он капризен, любит пококетничать, не прочь показаться фривольным в виде помады или нижнего белья, а если входит в моду, то бросается в глаза всем, даже тем, кто к нему равнодушен.
Розовый цвет вполне можно не любить, но давайте не относиться к нему чересчур снисходительно. В конце концов, у него тоже своя история.
Он олицетворяет утонченную любовь, нежность, незрелость, слабость, робость, сентиментальность, привлекательность. Это необычайно жизненный цвет, свидетельствующий о потребности в любви и доброте. Он вызывает неприятие только у тех, кто лишен сентиментальности.
Розовый цвет означает романтичность, доброту, страстность, любовь. Чем он бледнее, тем сильнее выражение любви. Вызывает чувство комфорта, помогает в кризисе.
Ах (женщина в розовом может ахать с чистой совестью – все примут как должное её восторженность), каких только названий нет у разных оттенков розового!
В честь маркизы де Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV, назван был особый цвет, используемый при росписи севрского фарфора.
А восхитительно-выспренний "цвет бедра испуганной нимфы"? Считается, что именно так был назван сорт розы, выведенный в самом начале XIX века, розовый с лёгким жёлтым оттенком. И в "панталонах цвета cuisse de nymphe effrayée, как он сам говорил", является на приём князь Ипполит в "Войне и мире". А где "бёдра испуганной нимфы", там и "ляжка испуганной Машки" – так обыгрывали когда-то название цвета подкладок офицерских, и, соответственно, солдатских мундиров при императоре Павле (да, не такой уж, получается, и "исключительно дамский", этот розовый цвет).
Розы цвета "бедро немфы"
Розовый букет названий – "парнасская роза" с фиолетовым отливом, "старая роза" – грязно-розовый, "пепел розы" – серый с розовым отливом, фрезовый (от фр. fraise, земляника) – с сиреневым оттенком, "гортензия" – нежно-розовый. "Резвая пастушка" и "весёлая вдова" (XVIII век был не прочь пошалить с названиями).
Словом, есть из чего выбрать, правда?
Говорят, что Козимо Медичи, правивший Флоренцией в XV веке, полагал – благородного из мужчины сделают два тюка розовой ткани. У достойного горожанина должна быть достойная же одежда…
Знакомая нам по романам Дюма французская королева Екатерина Медичи носила роскошное, усыпанное жемчугом платье, нижние рукава которого, как и виднеющаяся в разрезе юбка, были из нежно-розового атласа.
Из розового атласа же были и нижние рукава чёрных докторских мантий, а маленький король Шотландии, будущий король Англии Иаков VI, носил розовые чулки.
В XVII веке розовый почувствовал себя ещё увереннее – нежно-розовые юбки, жакеты, галстуки, мелькающие в разрезах яркие подкладки.
Но царствовать он начал в веке XVIII, веке столь же кокетливом и галантном, как сам розовый цвет. Эпоха пастельных оттенков, эпоха пудреных париков (порою розовых!), пышных, как цветы у махровых роз, юбок…
XIX век не захочет расставаться с розовым.
В каком платье отправятся на свой первый бал Наташа Ростова и Соня?
"На них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже".
Розовое наденет на бал Китти в "Анне Карениной".
Но розовый – это и цвет соблазна.
Ведь, помимо прочего, это цвет тела.
ХХ век не отставал.
"Бриллианты – лучшие друзья девушек", а одним из лучших друзей Эльзы Скьяпарелли, знаменитого итальянского модельера, оказался розовый бриллиант, принадлежавший одной из её клиенток. Он и вдохновил Эльзу на создание цвета, который навсегда останется связанным с её именем – "шокирующий розовый". Она описывала его так: "жизнерадостный, словно весь свет, и все птицы и рыбы в мире соединились воедино, цвет Китая и Перу, но не Запада". Однако Запад его принял, а Скьяпарелли с наслаждением с ним играла.
Розовый "каблук" её знаменитой чёрной бархатной шляпки в виде туфельки – автором эскиза был знаменитый художник Сальвадор Дали, и шляпку, воплощённую Эльзой, носили и она сама, и Гала Дали, супруга художника.
Кто-то создавал строгие костюмы, кто-то – подчёркнуто-элегантные, а Скьяпарелли, прежде всего, смелые, даже дерзкие. И зачастую именно розовые, своего "фирменного" цвета. Вот вечернее платье, чей яркий розовый цвет приглушён полупрозрачным верхним слоем, делается из вызывающего почти нежным. А ещё были жакеты, картонки для шляп, и даже обложка автобиографии.
Говорят, похоронили Скьяпарелли тоже в ярко-розовом…
Но розовый, который мог быть и ярким, и спокойным, любила не только она.
Розовым восхищался Кристиан Диор, в розовом творил Кристобаль Баленсиага. Розовый временами уходит только для того, чтобы вернуться – очередным модным оттенком.
С какими другими цветами можно сочетать розовый?
Бледный, нежный розовый – с бледно-серым же или фисташковым.
Ярко-розовый? Можно попробовать фиолетовый или тёмно-зелёный.
Фуксия? Может быть, сливовый? Да мало ли – кремовый, лавандовый, и даже (не падайте в обморок, ценители сдержанных сочетаний) оранжевый. Просто нужно "угадать".
Марьяна Скуратовская, историк моды
Здесь можно почитать про другие цвета:
Я нарисую счастье оранжевою краской
Комментарии 0