«Палочка Эрота» — чтобы не выглядеть голой
Знаменитый визажист и основатель косметической империи Макс Фактор как-то сказал: «Женщина с ненакрашенными губами – все равно что голая». Такую победу, окончательную и бесповоротную, губная помада одержала только в XX веке – ранее общественное мнение об этом «тайном оружии женщины» не раз менялось от явно положительного к резко негативному и наоборот.
Краска для губ была известна уже в Древнем Египте. Во время раскопок египетских гробниц археологи не раз находили палетки с помадой, изготовленной из красного пигмента, пчелиного воска и животного жира. Египтянки предпочитали помады темных оттенков, из чего ученые сделали вывод, что в те времена в моде были тонкие губы четко очерченной формы. А вот можно ли было красить губы простым женщинам, или это была привилегия исключительно знатных дам или даже жриц, выяснить пока не удалось.
Из Египта помада попала в Древнюю Грецию, а затем и в Рим. В этих просвещенных странах, однако, краска для губ нравилась далеко не всем. Одним из главных противников помады был знаменитый римский врач Клавдий Гален. Он писал, что от нее дыхание становится нечистым, а губы покрываются язвами. При этом Гален вовсе не был противником макияжа как такового – он всего лишь пытался предостеречь женщин от использования опасных косметических средств. Ведь многие пигменты, использовавшиеся в то время для приготовления помады (например, сурик или киноварь) были ядовитыми. Но это нисколько не пугало женщин – они были готовы на все, лишь бы стать еще привлекательнее.
Христианская церковь резко отрицательно относилась к любым попыткам женщин изменить свою внешность.
Иоанн Златоуст, пытаясь внушить мужчинам отвращение к дамским хитростям, писал: «Разве женщина что-либо иное, как враг дружбы, неизбежное наказание, необходимое зло, естественное искушение, вожделенное несчастье, домашняя опасность, приятная поруха, изъян природы, подмалеванный красивой краской?»
Святой Иероним шел еще дальше, утверждая, что в день Страшного суда все накрашенные женщины, даже если они были вполне благочестивыми, отправятся навечно в ад – Господь попросту не узнает их.
В XIV веке католическая церковь перешла от пропаганды к прямым запретам: специальная папская булла провозгласила, что красящиеся женщины искажают образ Девы Марии. Теперь святая инквизиция имела полное право арестовать тех, кто осмелился подкрасить губы, за святотатство.
Только в эпоху Ренессанса гонения на косметику вообще и губную помаду в частности наконец-то прекратились. Краситься начали все – от королев до простолюдинок. Дамы использовали белила, пудру и помаду в таких количествах, что в XVII веке английский парламент даже принял закон, который давал мужчине право развестись с женщиной, если оказалось, что ее красота была искусственной (этот закон, кстати, отменили только в XX веке). Впрочем, мужчины в те времена тоже использовали помаду: те, кто носил бороду и усы, подкрашивали губы, чтобы рот выделялся на фоне растительности.
В Викторианскую эпоху тенденции снова изменились. Сама королева Виктория не раз публично заявляла, что макияж – это вульгарно. Приличная женщина имела право лишь припудрить носик, а накрашенные губы считались дурным тоном. Безусловно, представители богемы игнорировали общественное мнение – кокоткам, натурщицам и актрисам даже в те пуританские времена никто не мог запретить краситься.
Скандально известный поэт Шарль Бодлер приветствовал использование косметики. Он считал, что таким образом «женщина реализует свое право и даже выполняет своего рода долг, стараясь выглядеть волшебной и сверхъестественной; она должна изумлять, должна очаровывать; будучи кумиром, она должна позлащать себя, дабы ей поклонялись».
Гораздо более терпимым отношение к косметике стало с наступлением ХХ века, эры просвещения и технического прогресса.
Именно тогда на смену краске в палетках пришла «палочка Эрота» – небольшой стерженек вишнево-красного цвета, завернутый в шелковистую бумагу. Впервые он был представлен публике на очередной Всемирной выставке в Амстердаме в 1903 году.
А популярным его сделали именно актрисы, и в первую очередь – Сара Бернар. Экстравагантная француженка была в то время едва ли не самой известной женщиной планеты. На ее спектакли невозможно было попасть – билеты распродавались в считанные часы. Миллионы поклонников по всему миру покупали открытки с портретами божественной Сары. Мужчины ее боготворили, женщины копировали ее стиль, манеру говорить и одеваться. Ее ярко накрашенные губы тоже стали объектом подражания.
Но окончательно капитулировать перед краской для губ всех женщин мира заставил кинематограф. Тогда, на заре его развития, кинопленка была очень контрастной и полутонов практически не передавала. При этом кино было немым, и зрителям просто необходимо было видеть все нюансы мимики актеров. Для того чтобы черты лица артистов были четко видны на экране, их приходилось сильно гримировать. Так и появился на свет легендарный драматический облик 1920-х годов: густо подведенные глаза, четко очерченные брови и темные губы. Аста Нильсен, Глория Свенсон, Луиза Брукс и другие звезды немого кино наглядно демонстрировали, как сильно выражение лица зависит от формы губ – и как легко его поменять.
В те времена губы красили не просто так, а по придуманным заранее формам.
Долгое время самым популярным был «Бутон розы», изобретенный голливудским гримером Максом Фактором: крошечный пухлый ротик, словно сложенный для поцелуя. Потом появились «Губы, укушенные пчелой», «Лук Купидона», «Охотничий лук».
Для удобства гримеров даже выпускались специальные шаблоны, при помощи которых можно было накрасить губы так или иначе. Вспомните, как героиня Рины Зеленой в фильме «Весна» рассматривала такие шаблоны, подбирая макияж для артистки Шатровой: «Милочка, такие губы сейчас никто не носит. Будем пробовать сексапил № 4».
Сама помада тоже совершенствовалась с каждым годом. Французская компания Roger et Gallet первой догадалась спрятать хрупкую помадную палочку в металлический пенал – теперь женщины могли носить помаду в сумочке, не боясь раскрошить ее и перепачкать свои вещи. А фирма Lancome в 1935 году стала добавлять в помаду розовое масло – благодаря этому краска для губ приобрела не только приятный запах, но и смягчающие кожу свойства.
Постепенно расширялась и палитра оттенков губной помады. Если в 1920 году Елена Рубинштейн произвела фурор на косметическом рынке, представив сразу три тона помады (светлый, средний и темный), то уже к сороковым годам женщины могли выбирать из нескольких десятков оттенков.
А самое главное – в 1949 году был изобретен специальный «закручивающийся» тюбик для помады.
Большое значение имела и устойчивость помады. Производители косметики нанимали сотни добровольцев, которые должны были подолгу целоваться друг с другом, накрасив губы. Стоила работа «подопытных кроликов» недешево, так что наследник легендарного Макса Фактора даже изобрел специальную «машину для поцелуев», чтобы снизить расходы на испытания.
В 1964 году на свет появилась бесцветная гигиеническая губная помада. Еще два года спустя изобретательница мини-юбок Мэри Куант ввела в моду светлый блеск для губ – он был почти незаметен и лишь делал женский рот соблазнительно влажным. Эту идею подхватили десятки других производителей: появились блески разных оттенков и консистенции. Но только компания Bonne Bell догадалась сделать блеск ароматным и сладким. Она стала выпускать блеск со вкусом клубники, малины, ванили и даже самой популярной американской газировки Dr. Pepper. Благодаря этому красить губы начали и девочки-подростки.
Чего только не было дальше: черная помада для панков, флуоресцентная – для поклонников диско, помада с блестками для любительниц яркой жизни.
Традиционная красная помада стала считаться скучной классикой для солидных дам в костюмах от Chanel. Но лишь до тех пор, пока в 1986 году находившаяся на пике популярности Мадонна не заявила в одном из интервью, что ее любимая помада – оттенка «Русский красный». После этих слов экстравагантные цвета были надолго забыты – весь мир снова стал красить губы красным.
Сегодня моды на цвет губ больше не существует. Мы можем выбирать помаду в зависимости от собственного желания и настроения. Матовая, перламутровая или с влажным блеском? Ухаживающая или защищающая? Стойкая или нет? Действительно, сделать выбор нелегко. Но каждая женщина делает его: ведь никому не хочется выглядеть голой.
Автор: Бахарева Мария
Источник :
http://www.sweetstyle.ru/style/main/raz/trend/391
Комментарии 0