Апология дурака
Что же такое отечественный дурак?
Во-первых, во-вторых, а заодно и в-третьих, дурак – штука довольно-таки сложная. Его этак сходу за хвост, как говорится, не ухватишь. Аршином общим не измеришь. И безменом не взвесишь. У него особенная стать. И свой обширный смысловой, если хотите, диапазон.
Околонаучная дурацкая классификация или краткая опись типов отечественной дурости схематично может выглядеть приблизительно вот эдак (за основу возьмем толкование этого понятия у Даля).
1. Тупой. Наиболее распространенный тип, характерной особенностью которого является полное или частичное (не менее 3/4) заклинивание мозговых извилин. Как говорят матросы, задраивание люков и погружение на дно кромешного бытового кретинизма. Этому типу могла бы соответствовать поговорка: "Думал много, да вошь поймал".
Тупой – человек вполне психически и физически здоровый. Иногда с хорошо поставленной речью. Но в его словах гуляет жуткий с завываниями сквозняк, и сколько бы он не говорил, у вас не возникает ощущения, что ваш собеседник хоть что-нибудь сказал, а из сказанного – понимание того, о чем, собственно, он говорил.
Тип тупого распространен в среде политиков, "новых русских" и младшего командного состава в милиции и армии, к примеру — прапорщиков.
Угрозу окружающим не представляет. Серьезен. Любит произносить длинные монологи, страдая легкой формой вербальной диспепсии, поучает жизни. В диалоге скучает. Но при этом безнадежно и даже как-то поэтически туп.
Большой популярностью в народе пользуется специфический юмор тупого.
Анекдот из жизни нового русского”. “Новый русский” звонит в музей.
— Это дом-музей Льва Толстого?
— Да.
— Хозяин дома?
— Нет.
— Ну, тогда я зайду попозже.
Особливо агрессивно нагляден юмор тупого на телевидении. К примеру, рекламу напитка "АЙРН-БРЮ" делал наверняка именно ОН!
2. Непонятливый. Наивный. Совершенно детское, поросячье-розовое, но не наигранное, состояние души, когда, к примеру, запросто входят в женское отделение бани и спрашивают, не видел ли кто-нибудь Колю?
Этому типу могла бы соответствовать поговорка: "Кабы цыгану тот ум напереди, что у мужика назади".
От тупого отличается тем, что хорошо осознает свою непроходимую глупость и иногда страдает. Как в рассказе у Чехова "Дурак. Рассказ холостяка": "А действительно, что я дураком был. Баран бараном…Бывало, постучишь себя по голове – в другой комнате слышно. Звонко! До тридцати лет ни одного умного слова не сказал".
Этот тип дурака в противоположность тупому расположен к диалогу. Открыт. Улыбка телячья. Верит всему на слово. Женившись, быстро становится половой тряпкой, о которую жена с удовольствием вытирает ноги. Глубоко несчастен. Пьет горькую. Честен, иногда даже во вред себе.
Широко распространен в среде политиков, интеллигенции с высшим техническим образованием, гуманитариев и на селе.
Человек этого склада ума, как правило, увлекается самообразованием и утопическими теориями по обустройству всего окружающего.
До поры до времени это все детские игры. Но когда у него есть власть, тогда он уже представляет угрозу окружающим. Из этого круга вышли все революционеры и фюреры.
3. Безумный. Случай клинический. Разбирать его не совсем корректно. Такие люди нуждаются в сострадании и лечении. И ни в коем разе не заслуживают насмешки (см. "Палата №6" Чехова, "Путаница" Куприна, "Мастер и Маргарита" Булгакова).
4. Юродивый. Блаженный. Случай, можно сказать, классический. Тип экспансивный, граничащий с одной стороны с болезнью, с другой – с гениальностью и даром предвидения. Иногда эта разнополярность уживается в одном типе. Характерный пример – тип русского юродивого. Знаменитый московский юродивый — Василий Блаженный, в позапрошлом году церковь отметила 530-летие со дня его рождения. Его чтил и боялся сам Иван Грозный. Житие рассказывает о многочисленных его предсказаниях, которые потом сбывались, в частности летом 1547 года его слезы и молитва в Вознесенском монастыре явились предвестниками страшного пожара, который испепелил Москву.
Из литературы можно вспомнить известный эпизод из "Бориса Годунова" Пушкина: "Юродивый: Николку маленькие дети обижают…Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича. Бояре: Поди прочь, дурак! Схватите дурака!".
Величайшего из отцов церкви христианского Запада и гениального философа Августина Аврелия восточная церковь именует так же, как и юродивого Василия, Блаженным.
Князь Мышкин из "Идиота" Достоевского – типичный "блаженный", чьим прототипом служит, конечно, образ Христа. Друзья Венички Ерофеева, автора бессмертной поэмы "Москва – Петушки", отмечают, что стиль его жизни и состояние души были похожи на поведение и житие юродивого.
В жизни этот тип встречается крайне редко. Поскольку это одинокие и замкнутые в себе люди.
5. Шут. Промышляющий дурью. Тип мифологический. Наиболее популярный и любимый народом. Шут, режущий правду-матку сильным мира сего. Или — Иванушка-дурачок из русских сказок. Человек, который делает все, что хочет, выворачивая реальность наизнанку. Садится в корыто и гребет лопатой по полу. Выпускает на волю пиво, потому что ему тесно и оно шипит в кадке. Засыпает яму крупой. Надевает горшки на колышки, как солдатам шапки. Солит воду в луже. И постоянно за это бит своими братьями. Или, как в случае с шутом, бит своим хозяином. Но это человек, совершенно чуждый каких-либо предрассудков и по сути своей – абсолютно свободный! Этому типу соответствует и поговорка: "Дай дураку волю, а он и две возьмет!".
Иванушка-дурачок – человек, играющий с окружающей действительностью в жмурки. Его жизнь – это победа чувства над разумом, природы над цивилизацией. Магическое преображение мертвенной реальности, установленных правил, писаных законов и догматов. Свободное парение над бездной.
Тип загульно-забубенный. Тут даже приводить примеры излишне. Поскольку кто не Иванушка-дурачок, тот, конечно, молодец. Но это человек – не наш. Все наши поступки и мысли обусловлены влиянием именно этого архетипа.
На этом понятийном поле играет вся наша страна от мала до велика вот уже тысячу с гаком лет.
С разбойничьим посвистом и пьяным ротмистром мчит наша птица-тройка, не разбирая дорог и брода. На авось – к черту на кулички. Туда, где Макар телят не пас. В тридевятое царство. В лапы Кощею Бессмертному. За жар-птицей завтрашнего дня.
И расступаются народы в удивлении: русские идут!
Вы спросите: и что же, у нас нет никакого выбора? А я вам отвечу: выбор есть! Наш выбор состоит в том, что мы можем смело путешествовать из номера в номер (настоящей классификации) совершенно свободно, и ни у кого не спрашивать на то специального разрешения и тем более платить за это. И вовсе не потому, что его (разрешения) у вас некому спросить. А потому что все мы – дураки!
Игорь Михайлов
Комментарии 0