Малахитовая летопись?
Это напоминает научно-фантастический детектив. Но все, здесь сказанное, от начала до конца истина.
В журнале «Вокруг света» за 1970 год была опубликована статья «Малахитовая летопись» доктора геолого-минералогических наук А.Малахова, посвященная тайне малахитовой шкатулки.
История, рассказанная А.Малаховым, выглядит поразительно. Однажды в его руках оказалась крышка от малахитовой шкатулки размером примерно 13×20 сантиметров. В центре крышки был каменный узор, напоминающий розу. Но если внимательно приглядеться к хаоcy цветных пятен разных оттенков, то возникают странные образы, похожие на лица людей в старинных одеждах. Впрочем, в этом калейдоскопе пятен можно при богатой фантазии увидеть любые фигуры, – возражали скептики, когда Малахов показывал им свои зарисовки увиденного. Спор грозил стать беспредметным, если бы геолог не начал тщательно изучать структуру этих странных ликов и не убедился, что эти лица созданы не естественной структурой камня, а нарисованы на нем с применением ныне неизвестной технологии.
Но, когда он стал рассматривать поверхность крышки в микроскоп с пятидесяти кратным увеличением, открылась еще более поразительная вещь: целая галерея портретов людей екатерининской эпохи, в том числе Пугачева и его ближайших сподвижников! Но это была уже не игра природы, а настоящие портреты, поскольку кроме лиц и прочего отчетливо виднелись буквы и цифры. А уж на подобные чудеса природа точно не способна.
Что же касается размеров отдельных фрагментов этой необычной галереи, то пятнышко размером с булавочную головку содержало до 30 портретов! И по этой части неизвестный автор превзошел даже легендарного Левшу!
Но впереди были еще более невероятные открытия. Когда Малахов отдал малахитовую шкатулку криминалистам, чтобы сфотографировать ее в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, ультрафиолет позволил выявить многослойность как картин, так и надписей: на первых отпечатках возникли совершенно иные картины и надписи к ним, полностью отличные от изображений на поверхностном слое. Не менее поразительными оказались результаты исследования структуры плитки под электронным микроскопом. Выяснилось, что микроструктура ее поверхности ничего общего не имеет со структурой малахита – малахитовая основа была покрыта чем-то вроде лака и эмали, на которых и воспроизводились рисунки и надписи. Причем пленкой многослойной, поскольку изображения на одном слое перекрывали предыдущие.
Но самое невероятное: нижние, тайные рисунки можно было выявить лишь с помощью фотографирования в ультрафиолетовых лучах, о которых в екатерининские времена и понятия не имели. Получалось, что неизвестный автор создавал свою малахитовую летопись для далеких потомков!
Удалось Малахову слегка приоткрыть историю этой малахитовой плитки. Она случайно уцелела у бывшей владелицы антикварного магазина в Петербурге. В 20-х годах прошлого века она передала свой магазин государству, а эвакуировавшись во время войны в Свердловск, продала эту плитку. Малахитчик, который передал плитку Малахову, обратил внимание на то, что малахит в ней наклеен не на металл, а на мрамор -а так делали только в XVII веке. Причем неизвестный художник обозначил и эпоху своих тайных рисунков: в вензеле на груди портрета адмирала: под микроскопом просматривались буквы: Е, К, Т, Р, Н и цифра II.
Но если царица упоминается только раз, то несколько раз повторена на плитке фамилия ближайшего сподвижника Пугачева – Юлаевъ. На отдельных участках изделия изображены сцены действий армии Пугачева, партизан, примкнувших к нему крестьян. На других – противник: гренадеры в треуголках, дворяне, священники. То есть своеобразная микрохроника тех событий. Есть даже подробная сцена порки крепостного крестьянина, в которой участвуют палач, староста и священник. А в небе – Дева Мария, отвернувшаяся от этого. Тут и подписи не надо – неведомый автор хотел показать, что нет правды ни на земле, ни на небесах.
Многое из затаенного выявилось при просмотре микрофотографий. На таких снимках удавалось увидеть то, что скрыто зеленью разных оттенков малахитового цвета. Фотография осредняла цвета. Это и помогало прочесть нечитаемое. Таким путем удалось прочесть надписи на плитке. Некоторые из них написаны вычурным вензелевым стилем, отдельные слова трудночитаемы из-за многократного повторения букв, многие надписи микроскопические по размеру. Вот некоторые из прочитанных надписей.
«Ермолай ирод» — написано на шляпе генерала. Слово «Скареда» нацарапано на его челюсти.
На одном из рисунков изображен памятник. «Автор века» — можно прочесть на памятнике. С трудом тут же просматриваются цифры. Одна из них — «1784». На памятнике — энергичный профиль человека. Под памятником книга. На ней слово «Воль»… Что это? Памятник Радищеву за его оду «Вольность»? Но ведь Радищев скончался в 1802 году. Ода «Вольность» создана им в 1783 году. Можно понять этот рисунок как признание художником заслуг Радищева при его жизни. В Москве, в Историческом проезде, против Исторического музея, есть барельеф Радищева. На барельефе Радищев изображен в профиль. Усматривается определенное сходство между рисунком на малахитовой плитке и этим барельефом. Не случайно этот рисунок зашифрован очень и очень тщательно. Для художника в случае его разоблачения такой портрет грозил расправой.
Не только портреты людей встретились на плитке. Целый «зоопарк» животных и сказочных персонажей изображен на ее поверхности.
Разнообразен и мир «нечистых». Из сказочной «нечисти» первое место принадлежит черту. Он изображен несколько раз. Со всеми полагающимися черту атрибутами: рогами, свиным рылом и прочими мерзостями. На одном из рисунков черт соседствует с сановником в короне.
А вот что удалось увидеть на специальных фотографиях, снятых в ультрафиолетовом свете. Помог сделать эти фотографии криминалист-эксперт В. В. Патрушев.
Первые отпечатки не вызвали никаких эмоций. На них отчетливо просматривались только места склеек отдельных плиточек. Было ясно, что главным люминесцирующим веществом являлся не материал плитки (малахит не люминесцирует), а покрытие, в котором одной из составных частей было вещество, светящееся в ультрафиолете бледно-зеленым цветом. Возможно, оно принадлежало к каким-либо органическим соединениям.
Лишь после получения отпечатков, изготовленных на особо контрастной бумаге, плитка заговорила. Она рассказала о трагедии, происшедшей на Урале более двухсот лет назад. Прежде всего с фотографических отпечатков проступило совершенно иное изображение, не то, что видимо при дневном свете. Точно так в реставрационных мастерских выявляют древние картины, погребенные под слоями позднейших грунтовок и реставраций.
Стало совершенно очевидным то, что оба изображения — древнее (назовем его так) и позднейшее — НАРИСОВАНЫ на малахите.
На древнем рисунке еще отчетливее даны и время и место действия.
Место действия расшифровывалось легко. В нижней части верхней плитки, почти в центре композиции, дан рисунок большого подвала. Над подвалом расположена массивная башня. Башня наклонена — «падает». На Урале известна единственная «падающая» башня. Она расположена в Невьянске. Построена башня по приказу Демидова в 1725 году. Первое время она имела сторожевое назначение. Недобрая слава распространилась в народе про эту башню. Шепотом друг другу передавали, что Демидов держит в этой башне беглых людей, чеканящих фальшивую монету. Золото и серебро для монет брали из руд, добываемых в Сибири.
Говорят, что Екатерина II прослышала об этих проделках Демидова. Прислала она на Урал своего верного человека — князя Александра Алексеевича Вяземского, снабдив его неограниченными полномочиями. Но Демидов, чтобы скрыть следы преступления, приказал затопить подвалы. Было это в 1763 году.
На древнем рисунке, очевидно, изображен последний акт трагедии — затопление и гибель людей в подвалах Невьянской башни.
Более двухсот лет прошло после гибели рабочих. Нераскрытой оставалась демидовская тайна. Неужели теперь ультрафиолет открыл нам художественный документ той эпохи, рассказывающий, как было дело?!
На первых фрагментах мы видим подземелье с горящим горном, в котором плавился металл. Ожидают плавки. Люди стоят спокойно, не предвидя надвигающейся опасности. На переднем плане картины также еще не чувствуется надвигающейся катастрофы. Здесь видны машины и паровые котлы. Чтобы подчеркнуть изображенное, художник подписал: «Котлы Ф. Ф. К.». На огромном маховике просматривается дата его изготовления: «1753 г.» Но ведь И. И. Ползунов построил свою первую машину в 1765 году! Неужели ее изобрели на двенадцать лет раньше? Или художник перепутал дату?
Новый фрагмент панно. Через открытые шлюзы хлещет вода. Лица свидетелей и участников катастрофы полны ужаса. Вода застигла их во время работы… Одному из рабочих, по-видимому, удалось всплыть на поверхность потока. Он грозит хозяину, горделиво стоящему на берегу пруда.
Несколько раз на древнем рисунке плитки повторена дата: «1763». Неразборчивы лишь день и месяц события. Они читаются неоднозначно и как 11/VI, и как 15/III.
На сравнительно небольшой малахитовой плитке неведомый летописец поместил сотни портретов исторических личностей, десятки сцен из той эпохи. Возле многих из них стоят даты. Не все удалось рассмотреть и расшифровать: за две сотни лет крышка шкатулки испытала многое, что-то стерлось или откололось, а в крохотной чешуйке могли разместиться десятки портретов.
И нет ответа на главный вопрос: для кого выполнена эта титаническая, невероятная работа, которую смогли увидеть лишь далекие потомки через две сотни лет, поскольку без современных технологий разглядеть картины, находящиеся во внутреннем слое, в принципе невозможно?
Комментарии 0