«Мопассан предпочитал удовольствия грубые и сильные…» Андре Моруа
Анри Рене Альбер Ги де Мопассан родился на северо-западе Франции, в Нормандии 5 августа 1850 года. Отец его, из обедневших дворян, служил биржевым маклером. Он слыл ловеласом и оставил семью, когда Ги было шесть лет. Мать, Лаура Ле Пуатвен, происходила из образованной буржуазной среды, личностью была незаурядной, но невротической. Считают, что своим талантом рассказчика Мопассан обязан именно ей, она же на протяжении всей жизни не раз подсказывала ему и сюжеты. К сожалению, вместе с талантом Мопассан унаследовал от нее и неустойчивую психику.
Лора де Мопассан, мать писателя. Фото Ж. —Л. Шарме. Гюстав де Мопассан, отец писателя. Коллекция Сиро-Анжеля.
Ги де Мопассан семи лет от роду. Коллекция Сиро-Анжеля. Фото Вица, Руан.
Свое образование Мопассан начал в духовной семинарии, откуда был изгнан. Окончив руанский лицей, в 1870 году поступил в Канненский университет на юридический факультет, но началась франко-прусская война, он был призван в армию рядовым, участвовал в военных походах. После войны, не имея средств, долгих восемь лет прослужил мелким чиновником со скудным жалованьем.
Ги де Мопассан – служащий Морского министерства. Коллекция Сиро-Анжеля.
Единственной отдушиной были гребной спорт на Сене (всю жизнь Мопассан чувствовал неодолимое влечение к воде) и стихи, которые начали слагаться еще в лицейские годы.
Его первая новелла «Пышка» принесла писателю славу, её читали с упоением по всей Европе, а дамы стремились хотя бы раз увидеть автора и завязать с ним знакомство. Истинный ценитель женщин, Мопассан восхищался всем, что было связано с ними: их туалетами, драгоценностями, интригами и сплетнями. Он любил женскую хитрость, глупость, наивность, умение лгать и лукавить. Знаменитый и богатый, Мопассан искал новые приключения с женщинами, чтобы потом описать каждую из них в своих многочисленных новеллах.
Ги де Мопассан в лодке с двумя подругами. Ок. 1875 г. Париж, Б.Н.
Страсть к женскому полу Ги унаследовал от отца, пылкого и чувственного Гюстава де Мопассана, который никогда не отказывался провести пару дней в компании красивых девиц. Мадам де Мопассан, ревнивая и властная особа, не могла долго терпеть выходки неверного супруга и, наконец, решилась на развод. Маленькому Ги исполнилось двенадцать лет, и расставание родителей он перенёс крайне болезненно.
Тогда, чтобы как-то заглушить боль, будущий писатель стал увлекаться женщинами, которые казались ему неприступными и запретными. Мать разводила руками, утверждая, что до шестнадцати лет сын был целомудренным ребёнком. Однако после того как он впервые познал женщину, молодого человека больше ничего не интересовало. Его друзья прозвали Ги «юным бычком», этим прозвищем он очень гордился: «Верность, постоянство — что за бредни! Меня никто не разубедит в том, что две женщины лучше одной, три лучше двух, а десять лучше трёх».
Отныне на первом месте в его жизни стояли юные особы, зрелые дамы, девицы лёгкого поведения и невинные красавицы. Их было так много, что Ги нередко забывал имена своих подруг. В конце жизни, когда у Мопассана спросили, сколько же женщин было у него, он, смеясь, назвал цифру 300, а потом добавил: «Я их коллекционирую». Особенно писатель был неравнодушен к женщинам раскованным, распущенным, аморальным. Он часто посещал публичные дома, даже тогда, когда был богат и известен, и ему не составило бы труда соблазнить даже благовоспитанную даму из общества.
А еще Мопассан делил всех женщин на четыре категории: проститутки, актрисы, девушки простого звания и светские дамы. Причем, меняя девушек как перчатки, он со всеми оставался в хороших отношениях.
У него было много женщин. Ги было скучно общаться и иметь интимные отношения только с одной женщиной. Он предпочитал сразу флиртовать с тремя и более дамами.
Он часто менял подруг, а в одном из своих романов писал: «Я желал бы иметь тысячу рук, тысячу губ, чтобы приобрести возможность одновременно обнимать целую толпу женщин, этих очаровательных и непостижимых существ». «Донжуан», «самец», «циник» настолько предался разврату, что к двадцати семи годам заболел неизлечимой в то время болезнью.
Когда Мопассан не работал, не лечился и не занимался греблей, он охотился за женщинами — преимущественно молоденькими графинями, посетительницами светских салонов. Он завлекал их, как завлекают птиц, — подражая их пению. Они шли на приманку, хотя и презирали его. Он мстил им, рисуя в своих рассказах. Дамы смеялись, слушая его забавные истории.
Эммануэла Потоцкая
Графиня Эммануэла Потоцкая — жена атташе австро-венгерского посольства, с которой писателя связывали долгие любовные отношения, американка Бланш Рузвельт, официальная любовница Ги — Мари Каэн — «Происходя якобы от восточной знати, — говорил Андре Виаль, — Мари Каэн в действительности была украинской еврейкой»., русская художница Мария Башкирцева, это мадемуазель Литцельман, родившая любовнику троих незаконных детей, очаровательная и остроумная мадам Женевьева Стро, вдова композитора Жоржа Бизе — Мопассан любил заводить любовные интрижки с замужними дамами. Заставить муженька ревновать — вот самые острые ощущения в этой эротической игре. Часто посещала Мопассана Жанна Маргерит де Саган, аконодательница мод, дочь крупного финансиста барона Сейера. Они совершали морские прогулки…
Русская художница Мария Башкирцева
Сифилисом Ги де Мопассан заразился в 1877 году — в 20 лет, однако никакое лечение не помогало. У него стало пропадать зрение, волосы выпадали, появились сильнейшие головные боли, а несколько позже стали беспокоить галлюцинации. Болезнь прогрессировала, но писатель и не думал менять свой образ жизни. Он был оптимистом и шутил с друзьями, не раз повторяя: «Наконец-то у меня настоящий сифилис, а не жалкий насморк» или: «У меня сифилис, а поэтому я уже не боюсь подцепить его».
Мадам Стро, урожд. Женевьева Алеви. Париж, Б.Н. Эстамп. Фото Б.Н.
…27 февраля 1883 года в Париже родился от неизвестного отца мальчик Люсьен, которому была дана фамилия его матери Жозефины Литцельман. Через двадцать лет, десять лет спустя после смерти Мопассана, одна из ежедневных парижских газет, «Эклер», оповестила читателей, что Мопассан оставил после себя потомство — мальчика и двух девочек.
В 1884 году родилась девочка Люсьенна, а 29 июля 1887 года в Венсенне появилась на свет вторая девочка, Марта-Маргарита. Их мать Жозефина Литцельман умерла в 1920 году.
Вероятность тройного отцовства весьма велика, хотя мадам Лора де Мопассан и друг семьи доктор Балестр, лечивший ее, отрицали существование этих детей.
В своем завещании Ги назначил единственной и законной наследницей всего своего состояния племянницу Симону, дочь брата Эрве. Отцу и матери доставалось лишь четверть, гарантированная им законом о наследстве. А ведь Мопассана очень волновала участь незаконнорожденных.
Эрве де Мопассан, брат писателя. Коллекция Сиро-Анжеля.
Правда, в то время в высшем обществе было принято бросать незаконнорожденных детей. Женитьба на простой женщине явилась бы, несомненно, катастрофой для Мопассана, который в 1883 году делал все от него зависящее, чтобы проникнуть в общество.
Нередко отношения с некоторыми подружками были чисто платонические, с кем-то — фривольничал, а кое с кем — водил амурные дела. Однако среди всех его любовниц, пожалуй, все же была самая ему необходимая. Поначалу она именовалась довольно просто — Дама в сером. Если следовать хронологии, то они познакомились где-то весной 1884 года. Эта незнакомка неоднократно посещала Мопассана, а в марте 1891 года они какое-то время провели вместе на вилле в Каннах. Потом она снова возникла на горизонте его жизни. Мопассан стремился к ней и при любом удобном случае проводил с ней самые сладостные минуты.
Мадам Каэн д’Анвер. Портрет работы Леона Бонна, 1891.
«Все мне нравится в ней. Аромат ее духов опьяняет меня; запах ее тела доводит меня до исступления. Красота ее форм, невыразимая обольстительность ее отказов и согласий возбуждает меня до безумия. Никогда не вкушал я таких радостей, никогда никому не давал подобного наслаждения…» — так Мопассан рассказывал о «Даме в сером». Она, казалось, была ему родственной душой, многое ему позволяла и даже некоторые привычки были у них общими. Страсть к наркотикам, пороки, праздники в духе Филиппа Орлеанского (где все гости предавались безудержному разгулу) — все это она поощряла и любила. Но никто даже не догадывался, кто же эта роковая женщина…
У Мопассана был помощник, по его мнению, именно Дама в сером ускорила гибель великого писателя «своими ухищрениями чрезмерно страстной женщины, никогда не знавшей удовлетворения». Лишь после смерти хозяина он назвал имя Мари-Поль Дебар. Это имя поначалу никому ничего не сказало, ведь все знали ее под именем Жизель д'Эсток.
Жизель д’Эсток Жизель д’Эсток слева
В детстве Мари и ее подружка много читали, слушали рассказы своих нянек и нашли себе кумира — они до фанатизма преклонялись перед Жанной д'Арк. И даже заставили сшить для себя такой же мужской костюм, как и у их идола. А немного повзрослев, красотки стали любовницами. Когда об этом стало известно всей округе, разразился скандал. И Мари-Поль пришлось уехать. Она направила свой взор в Париж и не ошиблась. Здесь она с головой окунулась в столичную жизнь и превратилась в маленькую Жизель. Эта юная особа превосходно писала, лепила и рисовала, а еще выступала с лекциями, идеи которых с легкость переняли и расцветили в среде суфражисток на рубеже XIX—XX веков.
Довольно скоро Жизель стала популярной в светском обществе, ею интересовались многие мужчины, да и женщины тоже. Но, ее словно магнитом притягивало к Мопассану, о подвигах которого она была наслышана. Однажды во время драки Жизель случайно зарезала свою любовницу, циркачку Эмму Боер. После этого случая Мопассан взял девушку под свое покровительство. И в какой-то момент она посетила Ги на улице Дюлон, где он обитал. После этой первой встречи Мопассан хотел видеть Жизель снова и снова. Ги де Мопассану нравилась Жизель и ее склонность к извращениям. Порой он даже поощрял смелые эксперименты своей партнерши.
Жизель д’Эсток в костюме студента коллежа. Париж, Б.Н. Фото Ж.-Л. Шарме.
Однако Дама в сером вскоре стала привносить в его жизнь горьковатые нотки, и Ги все реже стал назначать ей любовные свидания. Но, несмотря на это, они продолжали поддерживать отношения до тех пор, пока коварная болезнь окончательно не ухудшила здоровье писателя.
опассан по-прежнему наслаждался жизнью. Когда ему исполнилось тридцать три года и после издания первого романа у писателя появились деньги, он решил поселиться в небольшом поместье близ Этрета. Упросив мать отдать ему небольшой участок земли, которым она владела, Ги построил там домик, куда мог наведываться по несколько раз в год и отдыхать от столичной жизни.
Ги де Мопассан, мадам де Брассья, Мельхьор де Вогю, мадам Стро и генерал Анненков. Июль 1888 г. Париж, Б.Н. Эстамп. Фото Б.Н.
Однако одиночеством наслаждаться ему пришлось недолго. Его соседка, очаровательная Эрмина Леконт дю Нуайи, быстро завладела сердцем писателя, и обольстительный француз все дни проводил с «синим чулком». Именно так он называл Эрмину, элегантную, изящную женщину с белокурыми волосами. Их встречи, носившие лишь платонический характер, продолжались ровно три года.
С Ги было настолько просто, что дни для Эрмины проходили незаметно. Однако ни о чём большем, чем дружба с приезжим гостем, новая знакомая не хотела и думать. Она хранила верность супругу и была женщиной благовоспитанной и трезвой.
Эрмина Леконт дю Нуайи Портрет работы Тристана Ришара.
Мадам дю Нуайи жила в имении Ла Бикок одна с маленьким ребёнком. Её муж, придворный архитектор, всё время проводил вдалеке от жены, в Румынии, осуществляя грандиозные королевские проекты. Часто его не было в поместье по несколько месяцев. Супруга скучала в одиночестве, и когда известный писатель стал оказывать ей знаки внимания, Эрмина была польщена. Она рассказывала друзьям, что Ги был неряшлив, плохо одет и шепелявил. Но в то же время восхищалась его острым умом, обаянием и весёлым характером.
Мопассан обожал путешествия. Он ездил по Европе, путешествовал по Африке, плавал на яхтах и летал на воздушном шаре. Из каждой поездки он непременно писал Эрмине. Сначала это были письма с рассказами о путешествиях, но спустя какое-то время переписка уже носила достаточно фривольный характер. К его обычной фразе «целую ваши руки» Ги теперь добавлял: «Целую также ваши ножки».
А однажды, в очередной свой приезд в поместье, Мопассан просил о встрече мадам дю Нуайи и писал в одной из своих записок: «Дорогой друг! Не одевайтесь — мы будем одни. Мопассан».
Он желал эту женщину всё сильнее и был так настойчив, что Эрмина наконец сдалась. Она влюбилась в него с такой силой, что, забыв о нравах и чести, нарушила верность любимому супругу. А Ги, заполучив желанную женщину в любовницы, вдруг понял, что она ему больше не нужна. «Каждая победа над женщиной, — признавался писатель, — ещё раз доказывает нам, что в объятиях у нас все они одинаковы».
Мопассан. 1888 г.
Ги де Мопассан разлюбил очаровательную соседку с такой же лёгкостью, с какой и влюбился в неё когда-то. Однако он ещё долго сохранял к мадам дю Нуайи дружеские чувства. Окончательно сообщить о разрыве писатель решил в 1890 году, когда в коротком письме он просил прощения у неё «тысячу раз» и приписал фразу, которая подчёркивала его отчуждённость: «Целую ваши руки, дорогой друг». Это означало, что как женщина Эрмина уже не была ему интересна.
Ги де Мопассан
После этого Ги написал последний свой роман, его «Наше сердце». Эрмина Леконт дю Нуайи сразу же узнала себя в героине романа.
А писатель продолжал менять любовниц, устраивал вечеринки, куда приглашал беспечных девиц и столичных развратников, увлёкся наркотиками. Он тратил деньги, покупал особняки и яхты. Тем не менее, он содержал разорившуюся мать и больного брата, не будем забывать и о написанных им 29 томах всего за каких-то десять лет. Возможно, для эпатажной игры были и более глубокие, болезненные причины. Тот же Андре Моруа отмечает: "Мопассана-человека всегда было трудно постичь, потому что он не хотел этого…"
С тридцати пяти лет Мопассана терзали частые мигрени и невралгические боли, он вынужден был бросить спорт, стал слепнуть. В 1890 году начала развиваться "мания величия" (в клиническом смысле). А через пару лет, 7 января 1892 года — после попытки перерезать себе горло — в смирительной рубашке он был доставлен в психиатрическую клинику доктора Бланша. Увы, сказались и плохая наследственность (за несколько лет до этого в скорбном доме закончил жизнь его брат), и природная сверхчувствительность, которую он нещадно эксплуатировал как писатель. Живи он умереннее… Впрочем, тогда бы мы о нем и не узнали.
Родственники приняли решение поместить его в клинику для душевнобольных. Так заканчивались последние годы французского писателя. Он умер спустя два года, 6 июля 1893 года.
В конце жизни Ги де Мопассан однажды признался: «Я никогда никого не любил».
Памятник Ги де Мопассану в парке Монсо в Париже. Работа Рауля Верле, 1897 г. Фото Рожер-Вьолле.
Друзья и близкие Мопассана высказывали предположение, что их «милый друг» всю жизнь искал свой идеал. А однажды Ги признался: «Я люблю только одну-единственную женщину — Незнакомку, Долгожданную, Желанную — ту, что владеет моим сердцем, еще невидимая глазу, ту, что я наделяю в мечтах всеми мыслимыми совершенствами. Но такой женщины не существует. Я отлично это знаю… Я никогда не любил!».
Скорее всего, это и было истинной правдой.
http://www.bibliotekar.ru/pisateli/63.htm
http://lib.rus.ec/b/161789/read#t80
http://www.odessapassage.com/passage/magazine_details.aspx?id=31874
Комментарии 0