Шинуазри. Часть 1
Европейское искусство не раз черпало вдохновение в культуре Востока. В XVII веке в результате встречи двух культур появился стиль «шинуазри» или «китайщина» – такое колоритное название в переводе с французского «chinoiserie» он получил в России.
Возникновению в Европе интереса к китайской культуре способствовали самые смелые и активные люди того времени – купцы. Из рискованных, полных опасностей путешествий они привозили захватывающие истории и причудливые, изысканные изделия, созданные мастерами Поднебесной империи.
Так, вместе с посудой «китайский стиль» уверенно входил в европейскую моду. Сначала он пленил французский двор, а затем распространился по всей Европе, став «ветвью» более глобального художественного явления – утонченного, изысканного и легкомысленного стиля «рококо». Европейцы были не прочь поиграть с мотивами и образами китайского искусства, что и составило суть «шинуазри».
Изображениями китайцев, китайских беседок, китайских пейзажей декорировалась стены и потолки помещений, мебель, делфтский фаянс и майссенский фарфор. Художники, работавшие в этом направлении, создавали изящные пасторальные картины в духе рококо, действующими лицами которых были китайские императоры, их наложницы, танцоры и воины.
«Китайщина» проникла в галантные интерьеры также через ширмы и обои с характерными узорами, фарфоровые статуэтки (возникли даже особые типы: «китайская пастушка», «китайский болванчик» – фигурка пожилого китайца, покачивающего головой).
В целом, интерес к Китаю в XVIII в. был поверхностным, он не подкреплялся изучением восточной философии, символики: в то время знания о Поднебесной были крайне скудными. Мастера «шинуазри» немало домысливали и фантазировали, создавали картины «на тему Китая», имеющие мало общего с реальной жизнью и историей.
Характерной чертой шинуазри являлась роскошь используемых материалов.
В Европе ещё в XVII веке высоко ценились как шитые, так и расписные китайские обои, которые были очень дороги. Их привозили из Китая через Ост-Индскую компанию. Традиционная технология обработки китайского шёлка для изготовления обоев была довольно трудоёмка. Пропитанные веществом, напоминающим свойствами крахмал, ткани протягивались между горячими валиками, что позволяло склеить между собой и уплонить нити. Благодаря такой обработке шелковые китайские ткани приобретали удивительно мягкий блеск. Краски для росписи изготавливались из малахита, лазурита и других минералов. Позже обои в стиле шинуазри начали производить и в Европе. Обычно китайскими или псевдокитайскими шелками закрывали верхнюю часть стены, внизу проходил деревянный или керамический цоколь.
Комментарии 0