Шинуазри. Часть 1

Европейское искусство не раз черпало вдохновение в культуре Востока. В XVII веке в результате встречи двух культур появился стиль «шинуазри» или «китайщина» – такое колоритное название в переводе с французского «chinoiserie» он получил в России.  

 

4497432_sh_65 (532x600, 384Kb)

 

Возникновению в Европе интереса к китайской культуре способствовали самые смелые и активные люди того времени – купцы. Из рискованных, полных опасностей путешествий они привозили захватывающие истории и причудливые, изысканные изделия, созданные мастерами Поднебесной империи.

 

4497432_sh_2 (581x700, 279Kb)

 

4497432_sh_1 (331x490, 63Kb) 4497432_sh_3 (400x537, 36Kb)

4497432_sh_4 (400x386, 27Kb) 4497432_sh_5 (390x400, 42Kb)

 

Так, вместе с посудой «китайский стиль» уверенно входил в европейскую моду. Сначала он пленил французский двор, а затем распространился по всей Европе, став «ветвью» более глобального художественного явления – утонченного, изысканного и легкомысленного стиля «рококо». Европейцы были не прочь поиграть с мотивами и образами китайского искусства, что и составило суть «шинуазри».

 

4497432_sh_8 (492x476, 69Kb) 4497432_sh_6 (295x395, 31Kb)

 

4497432_sh_9 (492x383, 77Kb)

4497432_sh_7 (384x474, 45Kb)  4497432_sh_13 (375x500, 45Kb)

4497432_sh_10 (464x616, 708Kb) 4497432_sh_16 (250x323, 32Kb)

4497432_sh_11 (617x463, 660Kb)

4497432_sh_12 (640x480, 144Kb)

4497432_sh69 (700x700, 575Kb)

 

Изображениями китайцев, китайских беседок, китайских пейзажей декорировалась стены и потолки помещений, мебель, делфтский фаянс и майссенский фарфор. Художники, работавшие в этом направлении, создавали изящные пасторальные картины в духе рококо, действующими лицами которых были китайские императоры, их наложницы, танцоры и воины.

 

4497432_sh_14 (536x698, 107Kb)

 

4497432_sh_15 (432x576, 58Kb) 4497432_sh_17 (511x700, 92Kb)

4497432_sh_18 (570x598, 73Kb)

4497432_sh_19 (560x700, 83Kb)

4497432_sh_21 (470x644, 114Kb)

4497432_sh_22 (470x621, 119Kb)

4497432_sh_23 (470x680, 90Kb)

4497432_sh_24 (470x543, 100Kb)

4497432_sh_25 (470x522, 84Kb)

4497432_sh_26 (470x480, 77Kb)

4497432_sh_27 (470x416, 90Kb)

4497432_sh_28 (700x463, 154Kb)

 

«Китайщина» проникла в галантные интерьеры также через ширмы и обои с характерными узорами, фарфоровые статуэтки (возникли даже особые типы: «китайская пастушка», «китайский болванчик» – фигурка пожилого китайца, покачивающего головой).

 

4497432_sh_29 (475x700, 166Kb)

 

4497432_sh_30 (700x565, 170Kb)

4497432_sh_31 (700x537, 162Kb)

4497432_sh_32 (516x700, 141Kb)

4497432_sh_34 (461x696, 97Kb)

4497432_sh_35 (700x500, 134Kb)

4497432_sh_36 (700x499, 128Kb)

4497432_sh_37 (700x464, 136Kb)

4497432_sh_38 (700x364, 86Kb)

4497432_sh_39 (700x364, 65Kb)

4497432_sh_40 (700x364, 82Kb)

4497432_sh_41 (587x519, 103Kb)

4497432_sh_42 (555x519, 78Kb)

 

 В целом, интерес к Китаю в XVIII в. был поверхностным, он не подкреплялся изучением восточной философии, символики: в то время знания о Поднебесной были крайне скудными. Мастера «шинуазри» немало домысливали и фантазировали, создавали картины «на тему Китая», имеющие мало общего с реальной жизнью и историей.

 

4497432_sh_43 (700x364, 49Kb)

 

4497432_sh_44 (700x491, 114Kb)

4497432_sh_45 (360x460, 58Kb)  4497432_sh_33 (400x329, 55Kb)

Характерной чертой шинуазри являлась роскошь используемых материалов.

В Европе ещё в XVII веке высоко ценились как шитые, так и расписные китайские обои, которые были очень дороги. Их привозили из Китая через Ост-Индскую компанию. Традиционная технология обработки китайского шёлка для изготовления обоев была довольно трудоёмка. Пропитанные веществом, напоминающим свойствами крахмал, ткани протягивались между горячими валиками, что позволяло склеить между собой и уплонить нити. Благодаря такой обработке шелковые китайские ткани приобретали удивительно мягкий блеск. Краски для росписи изготавливались из малахита, лазурита и других минералов. Позже обои в стиле шинуазри начали производить и в Европе.  Обычно китайскими или псевдокитайскими шелками закрывали верхнюю часть стены, внизу проходил деревянный или керамический цоколь.

 

4497432_sh_46 (377x500, 261Kb)

 

4497432_sh_47 (589x394, 87Kb)

4497432_sh_50 (700x700, 657Kb)

4497432_sh_52 (525x700, 340Kb)

4497432_sh_59_1_ (520x586, 337Kb)

 

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.