-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћари_ћэри

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.07.2011
«аписей: 7235
 омментариев: 55923
Ќаписано: 85270



јнатолий «верев и ќксана јсеева: Ђ—таруха, € теб€ люблю!ї

„етверг, 30 »юл€ 2020 г. 10:17 + в цитатник

¬ конце 1960-х в ћоскве по улице √орького шли два не очень трезвых художника: ƒмитрий ѕлавинский и јнатолий «верев. ¬незапно ѕлавинский предложил: «ƒавай зайдем в гости к јсеевой!» » уже через несколько минут нежданные гости сидели за накрытым столом: хрусталь, столовое серебро, дорогие закуски. ¬ доме антикварна€ мебель, хороша€ библиотека, живопись в солидных рамах. Ќо 37-летний «верев, одетый в какие-то лохмоть€, ничуть не смущен тем, насколько его внешний вид контрастирует с обстановкой: он, не отрыва€сь, смотрит на хоз€йку, благородную даму, которой уже за семьдес€т. ¬незапно он восклицает: «—таруха, € теб€ люблю!» “ак началс€ роман одного из самых €рких художников-авангардистов ’’ века и вдовы поэта Ќикола€ јсеева, знаменитой «музы русского футуризма».  

«верев

∆изнь јнатоли€ «верева была судьбой «неустроенного гени€». ќн родилс€ в 1931 году в ћоскве, в семье бухгалтера-инвалида и уборщицы. ѕолуголодное детство, посто€нные болезни, но внезапно мальчик увидел картины Ћеонардо да ¬инчи и... стал считать его своим другом. — тех пор он посто€нно что-то рисовал, лепил, выжигал, и то, что он очень талантлив, было очевидно каждому, кто видел его работы. ќднако вскоре стало очевидно и другое: талантливый парень не желал подчин€тьс€ общеприн€тым правилам, а значит, в ———– его ждала непроста€ судьба.

ќн поступил в «’удожественное училище пам€ти 1905 года», но его отчислили с первого курса — за нескрываемое нежелание слушать преподавателей. ¬ 19 лет его призвали на флот — и через семь мес€цев демобилизовали по состо€нию здоровь€: матрос «верев в припадке €рости набросилс€ на офицера и был отправлен на принудительное лечение от в€лотекущей шизофрении.

¬ернувшись в ћоскву, јнатолий устроилс€ на работу мал€ром. » ходил в музеи. “ам и училс€. ѕреподаватели ему были не нужны. —воими учител€ми он считал теперь не только Ћеонардо, но и √ойю, –убенса, ¬еласкеса...

ѕотом его работы попались на глаза преподавателю ¬√» а јлександру –умневу. ѕораженный талантом «верева, –умнев сделал так, что вскоре о художнике знала вс€ ћосква.

≈го картины покупали, но деньги он моментально спускал. ѕоэтому, несмотр€ на то, что «верев был модным и востребованным художником, он по-прежнему не имел ни собственного жиль€, ни мастерской, одевалс€ как бомж, скиталс€ по случайным знакомым и, конечно же, ужасно пил. ѕри этом он пользовалс€ неверо€тным успехом у женщин, что, впрочем, неудивительно: «верев был не только талантливым художником, но и очень интересным собеседником, писал стихи, музицировал.

¬ 1965 году «верева узнали в ≈вропе: его выставки с успехом прошли во ‘ранции и Ўвейцарии. »звестна така€ истори€ (котора€, впрочем, вполне могла быть байкой самого «верева): когда слава художника стала международной, с ним пожелала встретитьс€ сама ≈катерина ‘урцева. ”знав об этом, «верев облачилс€ в самую рваную одежду, какую только смог найти, облил себ€ водкой, взлохматил волосы и бороду, обернул ноги газетами, всунул их в калоши и отправилс€ на прием. ”видев его, ‘урцева смогла лишь прошептать: «¬ы кто?» «я «верев», — гордо сказал художник и, вытащив из кармана газету (между прочим, «—оветскую культуру», весь спектакль был тщательно продуман!), громко в нее высморкалс€, осторожно свернул и положил обратно в карман. «»дите, идите с богом», — только и смогла сказать ‘урцева.

¬ 1957 году он женилс€ на Ћюдмиле Ќазаровой, «смешливой, курносой Ћюсе». ” них родились сын ћиша и дочка ¬ерочка. —емейна€ жизнь длилась недолго. 

ƒмитрий ѕлавинский вспоминал: «—вою жену Ћюсю с двум€ детьми «верев запирал, уход€ в Ѕотанический сад играть в шашки, на амбарный замок. ќставл€л ей краску и стопу бумаги — чтобы к вечеру все было изрисовано. ” Ћюси тогда был период «кип€щих чайников». „тобы создать эффект кипени€, Ћюс€ обмакивала п€терню в разные краски и шлепала ею по «чайнику». » так из листа в лист — бесконечна€ сери€. «верев приходил вечером и на всех «чайниках» ставил свое знаменитое «ј«». ¬с€ пачка этих «чайников» была предложена »горю ћаркевичу дл€ выставки в ѕариже.  огда впоследствии «верев получил фотографии той парижской экспозиции, люсины чайники занимали центральную часть выставки. ќн крайне опечалилс€: «Ќеужели французы в живописи ничего не понимают?»

јсеева

ќксана ( сени€) ћихайловна была почти на сорок лет старше «верева. ќна родилась в ’арькове в 1892 году. ” нее было четверо братьев и четыре сестры, их большой гостеприимный дом был в 1910–1920-х годах центром художественной жизни города. ¬ их доме бывали ’лебников, ѕастернак, ћа€ковский, Ѕурлюк, они устраивали поэтические и музыкальные вечера.

Ћил€ Ѕрик писала: «—ин€ковых п€ть сестер.  ажда€ из них по-своему красива. ∆или они раньше в ’арькове. ќтец у них был черносотенец, а мать человек передовых взгл€дов и безбожница. ƒочери бродили по лесу в хитонах, с распушенными волосами и своей независимостью и эксцентричностью смущали всю округу. ¬ их доме родилс€ футуризм. ¬о всех них поочередно был влюблен ’лебников, в Ќадю — ѕастернак, в ћарию — Ѕурлюк, на ќксане женилс€ јсеев».

Ќиколай и ќксана јсеевы

¬ 1920-е годы ќксана вместе с двум€ сестрами и с одним при€телем вышли на √оголевский бульвар, вс€ четверка была абсолютно нага, правда, на груди молодого человека была зав€зана лента, на которой была написано: ««а свободу нравов!» ѕрогул€вшись по бульвару, они сели в трамвай, привед€ пассажиров в полное изумление. “ак ќксана и ее сестры боролись с обыденностью и с общеприн€тыми приличи€ми.

« огда наша мама умирала, — вспоминала ќксана ћихайловна, — она позвала Ќадю и сказала: „–ади Ѕога, не пускайте ко мне св€щенников. ј сыграйте мне концерт јренского“.  огда отец пришел со св€щенником, им категорически не давали войти. ¬ера села за ро€ль и начала играть концерт. ј мещане говорили: „—мотрите, радость в семье —ин€ковых. ћать умирает, а они играют!“ ћы были эстетически выше других, поэтому нас не любили. ¬с€ наша юность прошла под знаменем искусства...»

¬ 1916 году ќксана вышла замуж за јсеева. ќни прожили вместе до самой его смерти в 1963 году, и все эти годы он ее обожал и посв€тил ей множество стихов.

»х любовь не была ни выдумкой, ни эпатажем. «верев говорил об ќксане ћихайловне: : «ќна дл€ мен€ как Ѕогородица, и мать, и жена, и дочь».

(¬ —виблове у «верева был угол в квартире, где жила его сестра с детьми.) ј ее свободолюбива€ натура, казалось, сразу признала в нем родственную душу, «зеркало» своей прежней жизни, а еще гени€ — уж гениев-то она на своем веку повидала немало! ќни могли часами болтать друг с другом, шутить или просто сидеть р€дом и наслаждатьс€ своим счастьем.

ѕри этом жизнь со «веревым была непростой. Ќесмотр€ на обретенное счастье, продолжалось его пь€нство, а с ним и пь€ные дебоши. јсеева терпеливо сносила его выходки.  огда он приходил к ней пь€ный, она его не пускала в дом, и он укладывалс€ на газетах у ее порога. ”тром же она его уже впускала, кормила. ≈сли соседи вызывали милицию, чтобы усмирить дебошира, ќксана ћихайловна всегда его защищала: «“оварищи милиционэры, будьте с ним осторожней. ќн великий художник, не делайте ему больно. ѕожалуйста, берегите его руки!»

јнатолий «верев. ѕортрет ќ.ћ. јсеевой. 1969 г.

ќднажды соседка подошла к ќксане ћихайловне и сказала: «Ѕоже, как вы терпите этого пь€ницу? ƒавайте сдадим его в милицию, и он больше не будет сюда ходить!» «“ише-тише, € вам скажу по секрету, только вы никому не говорите, — ответила јсеева. — Ётот человек — мой любовник». Ѕольше к ней не приставали.

јнатолий «верев. ѕортрет ќ.ћ. јсеевой. 1968. ’олст, масло, зубной порошок

ќт этого союза осталось удивительное наследие — множество написанных «веревым портретов јсеевой, на которых она всегда была молода и прекрасна. ќн писал ее до самой ее смерти.  огда ќксана ћихайловна умерла — случилось это в 1985 году, — он пришел в ее квартиру и осталс€ один перед гробом. ј потом попросил принести листы бумаги — чтобы написать последний ее портрет. —ам он умер через год.

јнатолий «верев (1931–1986) — московский художник, которого ѕабло ѕикассо называл «лучшим русским рисовальщиком», а ∆ан  окто говорил, что он «один прошел весь путь западной живописи». ’удожник много экспериментировал с техникой и сочетал разные художественные стили, а его работы противоречили существовавшим канонам.

јнатолий «верев, возможно, сама€ загадочна€ фигура художественной жизни ћосквы второй половины ’’ века. ќн потер€л отца, будучи подростком, с детства был одиноким и неприка€нным, училс€ живописи самосто€тельно, работал много и практически молниеносно. »скусствоведы говор€т, что, если посчитать все его наследие, выйдет по меньшей мере 30 тыс€ч картин. «верев рисовал чем угодно и на чем угодно, а еще превратил в творческий акт собственную жизнь.  вартиру в —виблово называл «—виблово-√иблово», практически там не бывал — вместо этого скиталс€ по друзь€м и одаривал хоз€ев квартир собственными работами. ’удожник не имел посто€нной работы (и скрывалс€ от милиции, чтобы не сесть в тюрьму за туне€дство), не вступал в союзы и не ассоциировал себ€ ни с официальным, ни с неофициальным искусством ———– — и в жизни, и в творчестве был сам по себе, остава€сь бунтарем. ѕри этом в творческих кругах он пользовалс€ страшной попул€рностью: еще при жизни у «верева было более 20 выставок за границей (ни на одной из них он не присутствовал) и одна — в ———–. —егодн€ работы художника хран€тс€ в лучших музе€х мира (от “реть€ковской галереи до ћузе€ современного искусства в Ќью-…орке), а искусствоведы по-прежнему пытаютс€ разгадать его творческий гений.

4497432_ (499x700, 497Kb)

јнатолий «верев. —транный человек. 1957

—понтанные штрихи —овременники называют «верева возрожденческим человеком. ќн писал стихи и поэмы, сочин€л трактаты, делал скульптуры и очень много рисовал. ’удожник увлекс€ живописью после того, как познакомилс€ с работами Ћеонардо да ¬инчи. «верев признавал его единственным учителем, а всю историю искусств изучал сам. ќн был увлекающейс€ натурой — одновременно сочетал разные стили и работал во многих жанрах. —реди его полотен есть портреты и пейзажи, натюрморты и графика, анималистика и абстрактные картины. ќн пробовал себ€ во всем — при этом работал с удивительной скоростью и, по словам друзей, расставалс€ с кистью разве что во сне. ¬ каждой работе «верев всегда удел€л особое внимание лини€м — часто он наносил их спонтанно, и было трудно уловить, как из них возникали лица и пейзажи. ’удожник говорил своим модел€м: «—адись, детул€, € теб€ увековечу», — и моментально начинал наносить штрихи, которые за считаные минуты превращались в узнаваемые образы. 

4497432_2z (570x700, 480Kb)

јнатолий «верев. ќбнаженна€. 1950

ƒинамика и движение

’удожник стремилс€ изобразить движение, поэтому композиции его картин всегда динамичны. ≈го занимал не столько видимый ритм, сколько душевное состо€ние. Ќапример, «верев однажды вспоминал, что в юношестве любил рисовать верхушки деревьев. «я рисовал их не как с натуры, — говорил он, — а как бы изнутри, как бы € сам был в их середке и оттуда видел их: от основани€ до кончиков ветвей».

4497432_3z (515x700, 726Kb)

јнатолий «верев. —осны. ¬есна. 1958

4497432_4z (470x700, 727Kb)

јнатолий «верев. ƒеревь€. 1959

«ћраморное» смешение красок

ќдной из особенностей творчества «верева была импровизаци€. ’удожник все врем€ старалс€ экспериментировать, а в конце 1950-х перестал использовать в картинах чистые цвета. ќн часто смешивал на блюдце разные краски, в результате чего поверхность его полотен напоминала мрамор. »з-за этого некоторые искусствоведы стали называть этот период в творчестве художника мраморным. ≈ще иногда «верев бросал кисть в металлический таз с водой, потом вылавливал ее, поочередно макал в разные слои гуаши и стремительно наносил на холст.  апли краски разлетались вокруг, а кисть в его руках напоминала палочки в руках барабанщика. ¬ последний момент из этой игры линий и п€тен на холсте про€вл€лись пон€тные образы. —ам художник иногда говорил (возможно, в шутку), что придумал современную абстракцию раньше ƒжексона ѕоллока, а еще настаивал на изобретении ташизма. ј еще он говорил, что превзошел своего главного учител€ — Ћеонардо да ¬инчи.

4497432_5z (511x700, 569Kb)

јнатолий «верев. ѕортрет јниты јпазидис. 1966

∆ивопись действи€

јнатолий «верев одним из первых в мире превратил процесс создани€ картины в перформативное действо. ƒрузь€ художника вспоминают, что он всегда оказывалс€ в центре внимани€ на дачных посиделках, светских салонах и в мастерских. Ќа глазах очевидцев он начинал писать картины, и за считаные секунды из хаоса линий и п€тен рождалс€ точно схваченный портрет. ѕри этом работу часто превращал в фарс: приходил к кому-нибудь домой и спрашивал, что изобразить, — в итоге оставалс€ на ночлег, рисовал все, о чем его просили, и в знак благодарности оставл€л картины хоз€евам. “ак коллекционерами работ «верева становились все, кто с ним встречалс€ и общалс€ больше одного часа.

Ќестандартные инструменты и способы нанесени€ красок

’удожник шокировал публику не только методом работы, но и материалами, которые он использовал. Ќапример, мог начать рисовать бритвенным помазком, продолжить ножом, а закончить ботинком. Ќо это не значит, что «верев пренебрегал выбором материалов, на самом деле он прекрасно знал их свойства. —мешива€ краски с растертыми свеклой или творогом, кетчупом и вином, он добивалс€ удивительных цветов, эффектов и текстур. ¬ообще, в юности художник училс€ в ремесленном училище и какое-то врем€ работал мал€ром по художественной отделке в парке «—окольники». ƒрузь€ вспоминают, что он мог рисовать чем угодно. Ќапример, в его руках инструментами нередко становились окурки, веники, спички или просто пальцы руки. «Ќасто€щий художник, даже если у него нет красок, должен уметь рисовать кусочком земли или глины», — говорил он. ј на все скептические замечани€ о том, что подобные материалы недолговечны, отвечал: «ƒетул€, не волнуйс€: что надо — отвалитс€, а что надо — останетс€».  

4497432_6z (651x451, 565Kb)

јнатолий «верев.  орабль. 1962

http://www.chaskor.ru/article/anatolij_zverev_i_ok...staruha_ya_tebya_lyublyu_43492

https://meduza.io/feature/2019/10/29/luchshiy-russkiy-risovalschik

 
 
–убрики:  »стории любви и судьбы известных людей
∆ивопись и картинки
ћетки:  

ѕонравилось: 3 пользовател€м