-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћари_ћэри

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.07.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 85055



„еловек, который помнил всЄ, знал цвет, вкус и форму каждого слова: —оломон Ўерешевский

¬торник, 19 ћа€ 2020 г. 11:44 + в цитатник
 
 

ƒвойка дл€ него была беловата€, дев€тка представл€ла собой камень с углом, а все когда-либо виденное и слышанное навечно занимало свое место в его пам€ти. —оломон Ўерешевский был уникумом, благодар€ которому и в современном мире учатс€ запоминать и забывать. » если в первом Ўерешевскому не было равных, то избавление от воспоминаний так и оставалось трудноосуществимым.   

 ак в обычной интеллигентной семье вырос необычный мальчик

Ўерешевский —оломон ¬ениаминович родилс€ в городе “оржке “верской губернии в 1892 году. ¬ его семье, еврейской, очень религиозной, было дев€ть детей, —оломон был вторым. „ерез некоторое врем€ Ўерешевские переехали в Ћитву, там отец открыл книжный магазин, мать помогала ему в торговле.
Ќи родители, ни брать€ с сестрами не отличались какими-либо выраженными особенност€ми, у них не было ни отклонений, ни особенно €рких способностей. ƒети росли начитанными, с малых лет приуча€сь к следованию религиозным ритуалам, в частности, к произнесению молитв на иврите – дл€ маленького —оломона этот €зык был незнаком, и запоминал он слова, не понима€ смысла. «ато текст молитвы ассоциировалс€ у него с «клубами пара и брызгами» - а потому даже спуст€ много лет он мог безошибочно повторить те слова.

—оломон Ўерешевский

—оломон Ўерешевский

ѕозже, уже став взрослым, он будет рассказывать о своих младенческих воспоминани€х – цвета, ощущени€, чувство движени€ – все это он хранил в пам€ти с годовалого возраста.
¬ школе Ўерешевский не считалс€ каким-либо выдающимс€ учеником. ≈го способности к запоминанию уроков, литературных произведений оставались не замеченными учител€ми. ќдновременно мальчик получал музыкальное образование по классу скрипки – здесь за ним признавали серьезное дарование и предрекали успешное будущее. ѕосле окончани€ музыкального училища —оломон получил в подарок дорогую скрипку ручной работы, но пользоватьс€ ей довелось недолгое врем€. ¬скоре у юноши развилась болезнь, котора€ привела к осложнению – одно ухо перестало слышать. — планами о музыкальной карьере пришлось расстатьс€.

“оржок, на улицах которого Ўерешевский будет мысленно Ђрасставл€тьї тыс€чи образов

“оржок, на улицах которого Ўерешевский будет мысленно «расставл€ть» тыс€чи образов

ќн поступил на медицинский факультет –ижского политехнического института, но бросил – требовалось работать, чтобы содержать семью. ”же в двадцать один год Ўерешевский стал отцом семейства, он женилс€ на јиде –ейнберг, выпускнице »нститута благородных девиц. ¬ браке родилс€ сын ћихаил. ѕришлось искать способы заработка – и —оломон переменил самые разные зан€ти€, он был наборщиком в типографии и страховым агентом, писал сатирические стихи дл€ разных изданий и играл на фортепь€но в кинотеатрах. Ќо все в его жизни круто изменилось, когда он пришел работать в редакцию газеты.

”никальные способности к запоминанию и вклад Ўерешевского в науку

Ёто было в 1929 году. ¬о врем€ планерки редактор раздавал, как обычно, указани€ сотрудникам, и обратил внимание на то, что один из них, новенький, слишком небрежно относитс€ к поручению – не записывает ни слова, в отличие от остальных. ¬ ответ на замечание начальника Ўерешевский сообщил, что вообще не имеет привычки ничего записывать, поскольку может запомнить все сказанное и увиденное. —амо собой, такому за€влению редактор сходу не поверил, но, подвергнув репортера нескольким испытани€м, убедилс€: перед ним – человек с уникальными способност€ми. ќн направил —оломона Ўерешевского к јлександру Ћурие.

јлександр Ћури€

јлександр Ћури€

Ёто был советский врач-невропатолог и психолог, активный участник «круга ¬ыготского», в будущем – доктор педагогических и медицинских наук, профессор и академик, внесший огромный вклад в развитие отечественной психологической науки. —лучай Ўерешевского вызвал его большой интерес. ѕриступа€ к исследовани€м, по его собственному признанию, он никак не мог ожидать, что работа вызовет у него «состо€ние смущени€ и озадаченности, на этот раз не у испытуемого, а у экспериментатора».

ќ Ўерешевском Ћурье потом напишет: Ђпри первом знакомстве с Ў. он производил впечатление несколько несобранного и замедленного человекаЕ старалс€ читать медленнее, расставл€€ образы по своим местамї

ќ Ўерешевском Ћурье потом напишет: «при первом знакомстве с Ў. он производил впечатление несколько несобранного и замедленного человека… старалс€ читать медленнее, расставл€€ образы по своим местам»

ѕотому что вскоре вы€снилось, что пределов – ни по объему, ни по длительности – пам€ть Ўерешевского не имеет. ќн помнил вообще все – запоминал длинные последовательности слов. в том числе не св€занных никаким общим смыслом или иностранных, любые наборы чисел и цифр. ѕервым заданием стало запомнить 50 слов в течение 30 секунд, и Ўерешевский с легкостью это выполнил – причем хранил в пам€ти эту последовательность и позже – как будто убрал информацию туда, откуда ее всегда можно с легкостью извлечь.
— психологом Ўерешевский будет сотрудничать на прот€жении нескольких дес€тилетий. ”же после смерти —оломона ученый выпустит «ћаленькую книжку о большой пам€ти», где опишет феноменальные способности Ўерешевского и историю их совместных исследований.

ќставатьс€ работать в газете Ўерешевский не захотел, выбрав дл€ себ€ сцену – он выступал по всему —оветскому —оюзу, демонстриру€ свои способности.  арьера профессионального мнемониста приносила деньги и славу. ќсновной, любимой аудиторией его были студенты, педагоги и врачи – те, кто перенимал навыки Ўерешевского дл€ использовани€ в собственной профессиональной де€тельности.
ѕотому что и сам —оломон ¬ениаминович активно изучал природу своего даровани€, формулиру€ правила и методики, которыми сам пользовалс€ интуитивно. Ќапример, при запоминании р€да пон€тий он мысленно «расставл€л» их образы вдоль какой-то хорошо знакомой улицы – московской или торжокской, и, таким образом, мог, «прогулива€сь», вспоминать слова в нужном пор€дке.

¬с€ информаци€, поступавша€ Ўерешевскому, навсегда сохран€лась в его пам€ти

¬с€ информаци€, поступавша€ Ўерешевскому, навсегда сохран€лась в его пам€ти

ќбнаружилась и друга€ феноменальна€ особенность Ўерешевского: Ћури€ вы€снил, что мнемонист обладает способностью к синестезии – то есть «одновременному ощущению».  аждое слово имело дл€ него вкусовые, зрительные и ос€зательные ощущени€ – а вкусы, звуки и образы, в свою очередь, вызывали ассоциации со словами и пон€ти€ми. Ёто, с одной стороны, позвол€ло практически бесконечно расширить возможности запоминани€, с другой – забивало, перегружало ощущени€ Ўерешевского – близкие вспоминали, что даже ложку он оборачивал тканью, чтобы звук ее соприкосновени€ с тарелкой не запускал св€занные с ним образы.

—инестези€, Ђцветна€ пам€тьї, в случае Ўерешевского объедин€ла все п€ть чувств

—инестези€, «цветна€ пам€ть», в случае Ўерешевского объедин€ла все п€ть чувств

 акими непри€тност€ми оборачивались уникальные способности Ўерешевского

ѕожалуй, единственным, что плохо запоминал Ўерешевский, были человеческие лица – слишком, по его словам, изменчивые. „то касаетс€ голосов, они тоже св€зывались в его мозгу с разными образами – зрительными, ос€зательными – например, как «плам€ с выступающими из него волокнами». ћозг, который хранил всю когда-либо полученную информацию, стал мешать нормальной жизни в семье, общению с близкими. Ўерешевский был крайне непрактичным, разучилс€ вникать в суть €влений, а потому оказалс€ перед необходимостью научитьс€ забывать.

ѕо рассказам близких, Ўерешевского пытались склонить на работу в органах безопасности, но он отказалс€

ѕо рассказам близких, Ўерешевского пытались склонить на работу в органах безопасности, но он отказалс€

Ёто оказалось куда сложнее, чем запоминать, а ведь порой приходилось выступать трижды за один вечер! Ўерешевский разрабатывал собственные алгоритмы «забывани€» информации, тоже через образы: например, написав информацию на грифельной доске и стерев ее, или же сжига€ бумагу с текстом. Ќо все эти способы были не очень эффективны.
” мнемониста, к тому же, была €рко выражена двойственность, черты раздвоени€ личности. ќн выступал одновременно актером, участвующим в действии, и зрителем, наблюдающим и запоминающим его. Ћури€ описывал его склонность к диалогам между этими разными сторонами «€». ѕри этом шизофренического расстройства у Ўерешевского не диагностировали, зато дл€ других исследователей, в частности, —ерге€ Ёйзенштейна, —оломон стал интересным объектом наблюдени€, принципы взаимодействи€ этих «€» и «он» режиссер использовал в обучении актеров.

ѕо всей видимости, возможности Ўерешевского так и не были исследованы полностью. »звестно, что он мог согретьс€ силой образов, или заглушить боль. ќн много практиковал самолечение, записыва€ свои наблюдени€ за воздействием разных трав на организм. «аписывал, разумеетс€, не дл€ себ€, в этом не было необходимости, – а стрем€сь оставить информацию другим.
ѕоследнее выступление на публике —оломона Ўерешевского состо€лось в 1953 году – уже на спаде интереса к его способност€м. ќн умер от острой сердечной недостаточности спуст€ п€ть лет.
‘еномен Ўерешевского хорошо известен в профессиональной среде, но далекими от психологии людьми им€ этого уникального мнемониста парадоксальным образом оказалось практически забыто. ѕри этом многочисленные мнемотехники, используемые в насто€щее врем€, изобретены либо сами Ўерешевским, либо созданы на основе изучени€ его возможностей.


»сточник: https://kulturologia.ru/blogs/111019/44387/

–убрики:  »стории любви и судьбы известных людей
ћетки:  

ѕонравилось: 5 пользовател€м