Глаза ягнёнка на Гентском алтаре

3 - Гентский алтарь. Поклонение агнцу (фрагмент).jpg

Ян ван Эйк — Гентский алтарь (фрагмент)

Гентский алтарь "Поклонение Мистическом Агнцу" продолжает приносить сюрпризы. Реставраторы выяснили, что ягнёнок — центральная фигура фламандского шедевра XV века братьев Губерта и Яна ван Эйков — "гораздо более выразительный и впечатляющий", чем тот, к которому привыкли зрители за несколько минувших столетий. А двое исследователей заявили, что знают, где находится одна из панелей этого самого похищаемого произведения мире, выкраденная почти 85 лет назад. И власти очень серьёзно относятся к их словам. 

1.jpg

Реставраторы Королевского института культурного наследия Бельгии работают над центральной панелью Гентского алтаря
Фото: JOHN THYS / AFP


В последнее время группа реставраторов Королевского института культурного наследия Бельгии трудилась над удалением перекрашиваний, которые в течение почти пяти столетий маскировали жертвенного агнца на главной панели Гентского алтаря. И постепенно знаменитый ягнёнок — бесстрастная и довольно нейтральная фигура с широким лбом и четырьмя ушами — уступил место оригиналу Ван Эйков. У этого средневекового барашка графически чёткая морда и большие почти человеческие глаза, притягивающие взгляд зрителя к финальной сцене жертвоприношения.

2.jpg

Агнец до (слева) и после реставрации
Фото: KIK-IRPA


Ягнёнок — Мистический Агнец Божий — символ Христа и его смерти, а его принесение в жертву эквивалентно распятию Иисуса. Он истекает кровью в Святой Грааль, установленный на алтаре. Само животное — это не только символ Иисуса, но также и эмблема Гильдии торговцев шерстью, игравшей чрезвычайно важную роль в жизни Гента.

"Мы даже не представляли, как сильно эта панель была перекрашена в XVI веке. Теперь мы заново открыли оригинал, написанный Ван Эйками", — сказала руководитель реставрационного проекта Элен Дюбуа.

Пять столетий назад алтарь подвергся масштабному вмешательству, целью которого было сокрытие мелких повреждений и следов ранних неуклюжих обновлений. В 1951 году под слоем зелёной краски вокруг головы Агнца обнажились оригинальные маленькие ушки, и с тех пор у фигуры их было четыре. 

Нынешнее исследование показало, что в XVI веке было заретушировано около 45% поверхности центральной панели. Помимо самого ягнёнка, реставраторы того времени "отредактировали" небо, здания и холмы на заднем плане, драпировки и ткани на алтаре. При этом безвозвратно было уничтожено лишь 3% оригинальной работы Ван Эйков, так что все поздние слои можно безболезненно удалить.


4 - Гентский алтарь.jpg

Ян ван Эйк — Гентский алтарь


Кампания по восстановлению "Поклонения Мистическому Агнцу" началась в октябре 2012 года. В октябре 2016-го была завершена первая фаза — реставрация внешних панелей. Текущая стадия — воссоздание внутренних изображений — должна закончиться в 2020 году. Работы проходят в студии со стеклянной витриной в Гентском музее изящных искусств, что позволяет посетителям наблюдать за процессом. 

5.jpg

Студия со стеклянной витриной в Гентском музее изящных искусств


Полиптих, созданный для церкви Иоанна Крестителя (ныне собор Святого Бавона) в Генте, освящён в 1432 году. Его заказчиками были богатый торговец Йос Вейдт и его жена-аристократка Елизавета Борлют — их изображения присутствуют на левой и правой створках запрестольного образа (в закрытом виде).

6.jpg

Ян ван Эйк — Гентский алтарь с закрытыми створками


За 600 лет существования алтарь размером 4,3 на 3,4 метра полностью или частично выкрадывали 13 раз. Он был предметом интереса таких диктаторов, как Наполеон и Гитлер. Но самое громкое похищение произошло в ночь на 11 апреля 1934 года, когда злоумышленники вынесли из собора створки с изображениями Иоанна Крестителя и Праведных судей. Первую затем вернули в знак доброй воли, а за вторую потребовали выкуп в 1 миллион бельгийских франков, который не был выплачен. Это преступление ставит в тупик детективов вот уже свыше 80 лет. 

С самого начала власти не расследовали злодеяние должным образом. В тот день комиссар полиции Гента Антуан Люйстерборгс предпочёл разбираться с кражей сыров в магазине напротив. Позже бельгийское правительство получало письма от таинственного похитителя, пока он не замолчал навсегда.


7 - Гентский алтарь с открытыми створками.jpg

Гентский алтарь с открытыми створками, "Праведные судьи" (копия)

8 - Гентский алтарь с закрытыми створками.jpg

Гентский алтарь с закрытыми створками. Иоанн Креститель


Теперь же авторы новой книги Марк де Бель и Джино Маршаль заявили, что знают местоположение пропавшего фрагмента — оно, якобы, находится под одной из мощённых площадей Гента. Подсказки они искали в словах биржевого брокера Арсена Годертьера. Через несколько месяцев после кражи этот человек перенёс сердечный приступ и на смертном одре якобы прошептал адвокату: "Я один знаю, где "Мистический Агнец". Информация находится в правом ящике моего стола, в конверте с надписью "взаимопомощь"". 

Юрист обнаружил 13 написанных под копирку писем с требованием выкупа, а также заключительную, неотправленную записку с подсказкой: "[Панель] находится в месте, откуда ни я, ни кто-либо другой не может достать её, не привлекая всеобщего внимания".


9.jpg

Инженер Джино Маршаль (слева) и писатель Марк де Бель со своей книгой "Четырнадцатое письмо" 
Фото via mogaznews.com


За десятилетия появилось множество теорий о том, куда можно было спрятать фрагмент. После Второй мировой войны собор Святого Бавона обыскивали шесть раз, в том числе просвечивали рентгеновскими лучами на глубину в 10 метров.

В книге "Четырнадцатое письмо" Маршаль, инженер-промышленник, увлекающийся головоломками, утверждает, что ключ к разгадке тайны содержится в пяти словах и одной цифре в последней неотправленной записке. "В четырнадцатом письме было шесть странных слов, — говорит автор. — Но я определил, что четыре из них обозначают места в Генте под старыми названиями. Пятым было число 152. Если вы пройдёте 152 метра от этих четырёх мест, попадёте на точку пересечения этих маршрутов. И это недалеко от кафе, куда всё время ходил Годертьер".

Последний фрагмент головоломки, по словам Маршаля, он понял, когда вычертил направления от четырёх точек к потенциальному тайнику. Появились буквы, которые сложились в слово "Нина", которое было шестым и последним из загадочных слов в письме.

Маршаль рассказал, что обратился в полицию ещё в сентябре, но лишь в январе разгадал головоломку целиком. Известный в Бельгии писатель Марк де Бель добавил, что выпущенная книга — выдумка, в которую вплетена теория его соавтора. Но место, которое он обнаружил, идеально для скрытия панели 55 на 149 см.


10.jpg

Площадь Каландеберг в Генте, где теоретически может находиться пропавшая панель
Фото: mogaznews.com


Власти очень серьёзно отнеслись к версии Маршаля и де Беля. На презентации их книги присутствовал мэр Гента Даниэль Термон, который заявил: "Если бы эта новая теория была просто трюком для продвижения книги, я бы не пошёл на сотрудничество и городской совет не предоставил бы свой зал для пресс-конференции». Он также попросил охотников за кладами не браться за лопаты и "не копать ям на [площади] Каландеберг. Это работа для полиции и прокуратуры". 

В свою очередь прокуратура Гента подтвердила, что досконально рассматривает теорию двух любителей и возможность провести поиски под обозначенным местом.


11.jpg

Гентский алтарь с открытыми створками. Фрагмент образа Борогодицы 
Фото: Closer to Van Eyck


Остаётся лишь неясным, зачем было публиковать книгу до обнаружения фрагмента, а не закончить её уже после подтверждения догадки. Пока же на месте панели "Праведные судьи" Гентского алтаря находится копия, выполненная в 1945 году художником Жефом ван дер Фекеном.    http://mizantrop-1943.livejournal.com/6467.html

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.