-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћари_ћэри

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.07.2011
«аписей: 7689
 омментариев: 56441
Ќаписано: 86350


Ђ–усска€ тигрицаї ќльга Ѕакланова: оставленна€ семь€ и карьера в √олливуде

ѕонедельник, 17 ‘еврал€ 2020 г. 11:43 + в цитатник

»стори€ жизни актрисы, промен€вшей жизнь в —тране —оветов на заокеанскую — и добившейс€ успеха

ќльга Ѕакланова

«везда немого кино ќльга Ѕакланова — необыкновенно красива€ женщина. ќгромные глаза, горделивый профиль, точеные черты лица, плюс еще и страсть во взоре — недаром в √олливуде ее прозвали «русской тигрицей». ќна стала одной из русских актрис, кто промен€л жизнь в —тране —оветов на заокеанскую. Ѕыла бы ее судьба более счастливой, сделай она другой выбор? ћожно спорить. Ќо, веро€тно, тогда не сложилась бы столь блистательно карьера другой примы — Ћюбови ќрловой.

ќльга по€вилась на свет в счастливой и люб€щей семье ¬ладимира и јлександры Ѕаклановых в столице, в 1896 году. ≈е отец был крупным фабрикантом, а мать — известной в прошлом театральной актрисой, котора€ оставила подмостки ради воспитани€ шестерых детей. ¬прочем, и отец был не чужд творчеству: он играл на скрипке и вполне прилично рисовал. Ќаша героин€ унаследовала таланты обоих родителей: была музыкальна, прекрасно пела и танцевала, а ее актерские способности про€вились €рко еще в юном возрасте. ѕостига€ азы классического образовани€ в институте „ерн€вской, ќльга увлеклась театром. Ќеудивительно, что, рискнув прин€ть участие в конкурсном отборе во ћ’ј“, где на три вакансии претендовало четыреста девушек, она прошла его. Ќаставником молодых актрис был великий  онстантин —таниславский. 

ѕочти сразу же ќльге доверили серьезные роли. “ак, она сыграла Ћауру из « аменного гост€», —ашу в «»ванове» „ехова, ќливию в «ƒвенадцатой ночи» Ўекспира. ¬прочем, и этого ей было мало! ≈ще будучи студенткой, ќльга вместе с семьей отправл€лась на летние каникулы в  рым. “ам она познакомилась с гениальным режиссером того времени ¬иктором “уржанским. (ѕосле революции он эмигрировал и основал в ≈вропе собственную кинокомпанию.) Ѕакланова стала героиней нескольких его немых короткометражек.  ак известно, —таниславский не очень жаловал кинематограф и был весьма огорчен, что одна из его любимых студенток снимаетс€ без его ведома. √овор€т, увидев ќльгу в картине «¬еликий ћагараджа», мэтр полгода не разговаривал с ней. ѕотом, правда, все-таки сменил гнев на милость. Ѕудущее молодой актрисы представл€лось блистательным и безоблачным, но тут гр€нула революци€.

ѕервый учитель

ѕосле ќкт€бр€ состо€тельное семейство Ѕаклановых лишилось практически всех средств. ќтец ќльги был расстрел€н большевиками, а их «укрупнили», поселив в одной из комнат их собственного особн€ка. ќстальные были приватизированы дл€ нужд революционного государства. ћолода€ актриса прекрасно понимала, что ее карьера напр€мую зависит от того, насколько ло€льной она окажетс€ по отношению к прав€щему режиму. ѕоэтому особо не раздумывала над предложением сн€тьс€ в пропагандистской картине «’леб». ‘ильм вышел на экраны в 1918 году.

ј на следующий год ¬ладимир Ќемирович-­­ƒанченко открыл свою музыкальную студию. ќн говорил, что классические пьесы должны быть прочитаны по-­­новому. Ќо ќльга Ѕакланова считала, что этот театр ¬ладимир »ванович зате€л исключительно ради нее — чтобы она блистала там своими талантами: играла, пела и танцевала. —тареющий мэтр был неравнодушен к красоте ќльги еще со времен ћ’“. ¬ театральных кругах поговаривали, что у них страстный роман. ƒействительно, в музыкальной студии было около восьмидес€ти актеров, но все главные роли доставались Ѕаклановой. ќна блистала в опереттах «ƒочь мадам јнго» и «ѕерикола», а также в музыкальной драме «Ћисистрата» и в опере « арменсита и солдат». ¬ 1923 году белокура€ красавица вышла замуж на преуспевающего адвоката ¬ладимира ÷оппи, а вскоре на свет по€вилс€ их первенец. —плетники шептались, что насто€щим отцом малыша был Ќемирович-­­ƒанченко.

 огда в 1926 году, оставив семью и сцену, ќльга стала «невозвращенкой» — осталась в —Ўј, он т€жело переживал утрату. ѕовесил фото ќльги в галерее, чтобы каждый день смотреть на лицо любимой женщины. Ётот снимок до сих пор хранитс€ в архиве ћузе€ ’удожественного театра. јктриса подписала ее так: «ƒорогому моему учителю! — большой благодарностью за все мое артистическое сейчас и в будущем. ћоему первому и единственному незабываемому учителю низкий поклон. ќльга Ѕакланова».

Ќемирович-­­ƒанченко долго искал ей замену и наконец увидел похожее лицо — это была хористка его театра Ћюбовь ќрлова. ѕравда, чтобы еще больше усилить внешнее сходство с Ѕаклановой, ей пришлось перекраситьс€ из шатенки в блондинку. ”же став признанной кинодивой советского экрана, Ћюбовь ќрлова очень не любила, когда ее сравнивали с Ѕаклановой, и запретила употребл€ть ее им€ в своем окружении.

ѕрощайте, друзь€!

Ќадо сказать, что ќльга Ѕакланова была обласкана большевистской властью. ¬ 1925 году ей присвоили звание заслуженной артистки республики. Ќо сказать, что она испытывала почтение и любовь к этой власти, — нет. ќльга не могла простить убийство отца и разорени€ своей семьи.

¬ 1925 году труппа ћузыкального театра отправилась в зарубежные гастроли. ¬ыступление Ѕаклановой в нью-­­йоркском театре «ƒжолсон» очаровало не только взыскательную публику, но и профессионалов сцены. јктриса получила приглашение от известного импресарио ћориса √еста на длительные гастроли по —Ўј с американской труппой. —обытие это вызвало см€тение в ћузыкальном театре, но ќльга все-таки вернулась в ћоскву. ѕравда, очень ненадолго — чтобы собрать вещи, попрощатьс€ с семьей и коллегами.

ƒл€ «ћузыкальной студии» и сердечного друга ¬ладимира »вановича ее отъезд стал ударом. ќчевидцы вспоминали, как безутешно он рыдал в фойе ’удожественного театра, опершись на ро€ль… Ќеизвестно, из каких соображений ќльга решила написать жене мэтра ≈катерине Ќиколаевне. ѕрощалась с ћосквой и умол€ла простить ее за все. “а в ответ пожелала ей счастливого пути, но галантно недоумевала, за что же ей нужно прощать актрису. ¬ 1926 году ќльга вернулась в Ќью-­­…орк пароходом из Ћатвии.

”езжа€, она оставила в ћоскве семью. —ын умер в юном возрасте. ј с мужем, ¬ладимиром ÷оппи, Ѕакланова оформила развод спуст€ три года. —воих родных она никогда больше не увидела. ѕервое врем€ она пыталась наладить св€зь, передава€ через посольство —Ўј письма и подарки, но они возвращались обратно. ќпаса€сь преследовани€, близкие актрисы открестились от родства с ней. “ем более что брат ќльги, √леб Ѕакланов, сделал блест€щую военную карьеру. ¬о врем€ ¬еликой ќтечественной вой­­ны он дослужилс€ до звани€ генерал-­­полковника, стал √ероем —оветского —оюза, был одним из участников знаменитой встречи на Ёльбе и принимал участие в ѕараде ѕобеды в 1945 году. Ќаписал две автобиографические книги, но на их страницах не было упоминани€ о сестре, голливудской актрисе.

¬о врем€ вой­­ны сестра его жены —офь€ –ахманова попала в Ќью-­­…орк в составе правительственной советской делегации. ¬ гостинице ее разыскала ќльга.  расива€, элегантна€, с интеллигентными манерами, она произвела большое впечатление на —офью. “а рассказала о причинах, почему семь€ не хочет идти на контакт: с родственниками «невозвращенцев» в большевистском государстве разговор был коротким.

«–усска€ тигрица»

—делав ставку на «фабрику грез», ќльга попала в струю. ¬ то врем€ царствовала мода на все русское, порожденна€ большим количеством эмигрантов. –естораны и кабаре, такси и дома моды, д€гилевские сезоны, цирковые артисты, русские красавицы…



јктерам-­­эмигрантам немое кино предоставл€ло максимум возможностей про€вить свои таланты. ¬ Ѕерлине блистали √ригорий ’мара и миловидна€ Ќаталь€  ованько, в ѕариже »ван ћозжухин и “ан€ ‘едор, в јнглии очаровывала публику из€щна€ Ќина ¬анна (языкова), а √олливуд аплодировал успехам јллы Ќазимовой и ќльги Ѕаклановой. — 1927 по 1932 годы наша героин€ сн€лась в восемнадцати американских фильмах. Ѕелокура€, глаза с поволокой, чувственна€ родинка над верхней губой (позже такую специально рисовала ћэрилин ћонро)… ≈е прозвали в √олливуде «русской тигрицей» за темпераментность и соблазнительность создаваемых образов.

Ќасто€щий успех пришел к ќльге после картины «„еловек, который смеетс€» по роману ¬иктора √юго, где она сыграла герцогиню ƒжозиану. ј после того, как на экраны вышла «”лица греха» ћорица —тиллера, студи€ Paramount Pictures заключила с актрисой контракт на п€ть лет, начав рекламную кампанию, котора€ представл€ла Ѕакланову как «новую √арбо». ¬ киноафишах стали указывать только фамилию — Baclanova, без упоминани€ имени, чего удостаивались лишь насто€щие звезды.

Ќо эра звукового кино стала испытанием дл€ многих актеров, причем не только эмигрантов: не все сумели вписатьс€ в новый формат. » если в «¬олке с ”олл-­­стрит» акцент Ѕаклановой публика сочла очаровательным, то потом это серьезно ограничило актрису в выборе ролей: все чаще она играла иностранок и русских. —казалось на карьере и то, что по самонаде€нности ќльга решила разорвать контракт с Paramount Pictures. ќна утверждала, что плохое знание английского €зыка не позволило ей правильно пон€ть содержимое документа, и выиграла дело в ¬ерховном суде Ћос-­­јнджелеса.

“ропою —усанина

¬ феврале 1929 года ќльга получила развод и вскоре вновь вышла замуж за русского актера, эмигранта Ќиколаса —усанина.  арьера мужа складывалась гораздо хуже, чем у нее самой. Ќезначительные эпизодические роли заставл€ли Ќиколаса испытывать такие непривлекательные чувства, как зависть по отношению к более успешной супруге. ќтношени€ ухудшались, и даже по€вление на свет сына Ќикола€ не спасло брак. ¬се чаще неудачливый актер по старинной русской привычке притрагивалс€ к рюмке, а потом бил жену.

Ќеудивительно, что по большей части ќльга проводила врем€ в Ќью-­­…орке, периодически игра€ в антрепризе. ћуж оставалс€ в Ћос-­­јнджелесе, что не способствовало укреплению их союза. ќкончательно они оформили развод в 1935 году, когда их сыну было лишь четыре года. ѕозже Ќиколай подарил родител€м четырех внуков, они и по сей день проживают в —Ўј.

Ќужда€сь в деньгах, Ѕакланова стала выступать в «–усском кабаре» на 67-й улице в Ќью-­­…орке, пела романсы. —реди ее друзей был так называемый «круг Ѕалиева» — актера и режиссера, создавшего на Ѕродвее свой театр Chauve-­­Souris. ќни часто собирались вместе на «чаепити€», где на стол ставили исключительно джин и тоник. “ак ќльга пристрастилась не только к выпивке, но и к карточной игре и стала посто€нной посетительницей казино. ≈е любимыми цифрами в рулетке были «три» и «один». ѕоследней удачей в ее кинокарьере стал фильм «”родцы». јктриса сыграла циркачку  леопатру, котора€ пыталась обманным путем завладеть состо€нием мужа-­­карлика, за что была изуродована «коллегами» по труппе.  артина оказалась настолько провокационной и т€желой, что в р€де американских штатов ее запретили к показу. Ќесколько лет она пролежала на полке. ќднако потом фильм включили в кинорегистр Ѕиблиотеки  онгресса.

Ќовый всплеск интереса к «русской тигрице» случилс€ в шестидес€тых годах, когда «”родцев» извлекли из небыти€. јктриса даже дала несколько интервью.

¬место эпилога

ѕоследним мужем Ѕаклановой стал –ичард ƒейвис, русско-­­еврейский миллионер, владелец нью-­­йоркского театра Fine Arts Theater, коллекционер живописи. ¬ јмерику он эмигрировал из  иева, пережив еврейские погромы. ќн был моложе нашей героини, и в его лице она нашла обожател€ и человека, влюбленного в искусство. ѕравда, ƒейвис был довольно ревнив, хотел, чтобы красавица жена принадлежала ему безраздельно, и был против ее выступлений в театре.

¬ то врем€ ќльга ездила с гастрол€ми не только по јмерике, но и в Ћондон.  роме того, выступала с концертами, записывала пластинки и вела на американском радио еженедельную программу « онтинентальное ревю ќльги Ѕаклановой». ¬ 1940 году она сыграла оперную диву мадам ƒарушку в спектакле « лауди€». ќн имел на Ѕродвее такой успех, что его было решено экранизировать. “ак что в 1943 году актриса получила последнюю в своей жизни возможность сн€тьс€ в кино. ј свою театральную карьеру она окончательно завершила в 1947 году.

¬месте с мужем ќльга переехала в ѕариж, а потом в город ¬еве в Ўвейцарии. ≈е последние годы были достаточно печальны: ƒейвис оставил престарелую жену, котора€ стала впадать в детство. — ней происходили странности. “ак, актриса почему-­­то начала бо€тьс€ дождевых облаков: ей казалось, они упадут ей на голову. ¬ казино вместо фишек ставила свой гребешок. ¬ хлебную корзину клала свою туфельку…

«√ранд-­­ќтель», где жила актриса, не хотел больше иметь такую беспокойную посто€лицу, и вскоре Ѕакланову поместили в больницу. «десь она и скончалась в 1974 году. ѕохоронили «русскую тигрицу» р€дом с могилой плем€нника  онстантина —таниславского, под руководством которого она постигала азы актерской профессии.

https://cont.ws/@Zimin/1579455

–убрики:  »стории любви и судьбы известных людей
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 8 пользовател€м