Инро — маленькая коробочка для маленьких вещей
Сложно представить, какой бы была наша жизнь, если бы на нашей одежде не было карманов. Ни одного… Как в традиционном японском костюме.
Но если на одежде нет карманов, значит, их надо сделать!
Хочу представить исключительно японское высокохудожественное изобретение прошлых лет – инро. Это маленькие коробочки, придуманные в конце 16 века, для хранения личной печати и туши, которые владелец носил закреплённым к поясу оби. Назначение инро становится понятным из названия: «ин» – печать, «ро» – коробка. Ведь, как известно, у кимоно нет карманов. Инро входит в понятие «сагэмоно» – собирательное понятие подвесных аксессуаров для пояса (например, кисет для огнива или табака). Инро носили люди высшего общества, оно свидетельствовало о статусе. Право ставить личную печать имели только представители аристократических кругов, богатые горожане и самураи. Изначально коробочка состояла из одного или двух отделений.
Со временем в этой изящной коробочке, кроме канцелярских принадлежностей, стали носить ароматические травы и лекарственные порошки, а количество отделений увеличилось до 5-6. Отделения инро располагаются одно над другим так, что каждое следующее закрывает предыдущее. Отделения идеально подогнаны и границы между ними практически не различимы.
По бокам инро через все его элементы проходят отверстия-химотоси, через которые продевается шёлковый шнурок. С двух концов на шнур одевается скользящая бусина – «одзимэ». Бусина стягивает шнур и фиксирует закрытое инро.
Для крепления инро на верхней кромке пояса оби использовались нэцкэ, как противовес на другом конце шнура, который перекидывался через пояс.
Нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды. Чем богаче был владелец нэцкэ, тем более ценным мог быть материал и тем талантливее был мастер, который изготовил.
Буддийские монахи не носили инро. Женщины носили особые инро за рукавом. Большим размером отличались инро актеров и борцов, маленькие предназначались для детского праздничного костюма. Инро знаменитых мастеров могли стоить целое состояние.
Изготавливали инро в основном из дерева и покрывали лаком. Сверху наносили позолоту в виде художественной росписи – цветы, сосны, птицы, морские обитатели, пейзажи, сцены из популярных пьес и рассказов.
Также инро инкрустировались перламутром, золотом, серебром, кораллами, яшмой. Встречались инро из слоновой кости, бамбука, кожи.
На торгах аукционных домов Christie’s и Sotheby’s, посвященных искусству Японии, за инро коллекционеры выкладывают большие деньги – десятки тысяч долларов. Инро входят в коллекции лучших музеев мира. В музее Метрополитен представлено 545 инро. Восхищает коллекция инро в музее Виктории и Альберта, в Лондоне. Инро прекрасны, в них квинтэссенция японской эстетики! Любуемся и подпитываемся красотой и эстетикой!
Read more at: http://blog.arthistoryonline.ru/estetstvo/inro/
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Комментарии 0