-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћари_ћэри

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.07.2011
«аписей: 7098
 омментариев: 54882
Ќаписано: 83026


‘изиогномика »оганна  аспара Ћафатера

ѕонедельник, 11 ћарта 2019 г. 11:24 + в цитатник

»м€ »оганна  аспара Ћафатера (1741-1801) сейчас забыто, почти как и созданна€ им физиогномика. Ќе вспоминают и талантливейшего из его учеников - венского врача и анатома ‘ранца √алл€, дополнившего физиогномику френологией (по которой можно определить характер и судьбу человека по строению его черепа).

√алль жил в ѕариже с 1807 года. ¬озможно, что именно он и был тем предсказателем, им€ которого безуспешно пыталс€ узнать √ретри. —лава √алл€ едва не затмила славу его учител€, т.к. френологи€ вскоре стала более попул€рной, чем физиогномика.

—уть же физиогномики Ћафатера сводилась к следующему. „еловек - существо животное, моральное и интеллектуальное, т.е. - вожделеющее, чувствующее и мысл€щее.

Ёта природа человека выражаетс€ во всем его облике, поэтому, в широком смысле слова, физиогномика исследует всю морфологию человеческого организма.

“.к. наиболее выразительным зеркалом души человека €вл€етс€ голова, то физиогномика может ограничитьс€ изучением лица.

»нтеллектуальна€ жизнь выражена в строении черепа и лба, моральна€ - в строении лицевых мышц, в очертании носа и щек, животные черты отражают линии рта и подбородка. √лавна€ деталь лица - глаза с окружающими их нервами и мышцами.  
4497432_djokonda (700x398, 60Kb)

“аким образом, лицо делитс€ как бы на этажи, соответственно трем основным элементам, составл€ющим главную сущность каждого. ‘изиогномика изучает лицо в покое. ¬ движении и волнении его изучает патогномика.

–азработав эту теорию, сам Ћафатер не следовал ей на практике. — детства он любил рисовать портреты, был исключительно впечатлительным, и лица, поразившие его красотой или уродством, перерисовывал по многу раз.

«рительна€ пам€ть у него была великолепна. ќн заметил, что честность и благородство придают гармонию даже некрасивому лицу.

Ћафатер родилс€ в ÷юрихе, изучал там богословие и с 1768 года до самой смерти занимал должность сначала приходского дь€кона, а потом пастора в своем родном городе.

ќн продолжал рисовать уши, носы, подбородки, губы, глаза, профили, анфасы, силуэты - и все это с комментари€ми. ѕостепенно Ћафатер поверил в свою способность определ€ть по внешности ум, характер и присутствие (или отсутствие) божественного начала в человеке.
4497432_fiziognomika_new_cherchil_0 (700x433, 186Kb)

ќн имел возможность провер€ть верность своих характеристик на исповед€х. ¬ его альбомах были рисунки фрагментов лиц всей его паствы, портреты людей знакомых и незнакомых, выдающихс€ и обыкновенных.

ќн анализировал в "‘изиогномике" лица великих людей разных времен по их портретам, и некоторые характеристики производили впечатление гениальных догадок в области психологии. Ќапример, он заметил, что дл€ скупцов и сластолюбцев характерна вып€ченна€ нижн€€ губа.

ѕо Ћафатеру, у ‘ридриха Ѕарбароссы глаза гени€, складки лица выражают досаду человека, не могущего вырватьс€ из-под гнета мелких обсто€тельств. ” Ѕрута верхнее глазное веко тонко и "разумно", нижнее округло и м€гко, что соответствует двойственности его характера - мужественного и вместе с тем чувствительного.

Ўирокое рассто€ние между бров€ми и глазами у ƒекарта указывает на разум не столько спокойно- познающий, сколько пытливо стрем€щийс€ к этому. ” »гнати€ Ћойолы, бывшего сперва воином, затем - основателем ордена иезуитов, воинственность видна в остром контуре лица и губ, а иезуитство про€вл€етс€ в "вынюхивающем носе" и в лицемерно полуопущенных веках. »зумительный ум —пинозы €сно виден в широком пространстве лба между бров€ми и корнем носа.
4497432_fiziognomika_new_shtirlic_0 (700x433, 184Kb)

¬ "‘изиогномике" Ћафатер цитировал физиогномические наблюдени€ ÷ицерона, ћонтен€, Ћейбница, Ѕэкона и других философов.  роме них, у Ћафатера еще были предшественники - јристотель и «опир, определивший сущность —ократа и уверенный, что большие уши - признак тонкого ума; ѕлиний —тарший, увер€вший, что это совсем не так, но обладающий большими ушами доживет до глубокой старости.

»мпульсом дл€ создани€ "‘изиогномики" €вилс€ дл€ Ћафатера случай. ќднажды в доме при€тел€ молодой Ћафатер, сто€ у окна, увидел проходившего по улице господина. ѕри€телю он описал прохожего как тщеславного и завистливого деспота, душе которого, однако, не чужды созерцательность и любовь к ¬севышнему.

ќн назвал его скрытным, мелочным, беспокойным, но заметил, что временами его охватывает жажда величественного, побуждающа€ его к раска€нию и молитвам.

¬ эти мгновени€ он бывает добрым и сострадательным, пока снова не ув€знет в корысти и мелких др€згах. ќн подозрителен, фальшив и искренен одновременно, в его речах всегда смешаны ложь и правда, и трудно пон€ть, где одна, где друга€. ќн все врем€ думает о том, какое впечатление производит на окружающих.

ѕри€тель поразилс€ - он знал этого человека и все совпало в точности. » спросил, давно ли Ћафатер с ним знаком. ”знав, что он видит его впервые в жизни, при€тель спросил, как он все это узнал. "ѕо повороту головы", - ответил Ћафатер.

ѕро Ћафатера говорили, что он отмечен перстом ¬севышнего, у него особый талант, интуици€, а быть может, - мистический нюх. ќпыт, знани€, умение анализировать - все это важно, но лишь в том случае, если есть этот дар Ѕожий.

—амое любопытное, что Ћафатер не мог объ€снить, как это у него получаетс€. »ногда все решала мельчайша€ деталь, какой-нибудь едва заметный признак.
4497432_f (472x700, 148Kb)

Ћафатер верил в  алиостро и его чудеса. » когда его надувательства были разоблачены, Ћафатер стал утверждать, что это был другой  алиостро, а истинный - св€той человек.

— годами попул€рность Ћафатера росла, и посещение им р€да городов ≈вропы превратилось в триумфальное шествие. ќн не только определ€л сущность людей, но и предсказывал им судьбу. ¬ ÷юрихе с Ћафатером встречались многие выдающиес€ люди.

¬ 1781-1782 годах будущий император –оссии ѕавел I и его жена ћари€ ‘едоровна побывали в ≈вропе, и в ÷юрихе ѕавел встретилс€ с Ћафатером.

ѕавел попросил Ћафатера изложить его идеи и слушал с большим интересом. ќн ведь стремилс€ ко всему мистическому. „то предсказал ему Ћафатер, к сожалению, неизвестно.

Ћетом 1780 года Ќиколай  арамзин приехал в ÷юрих дл€ встречи с Ћафатером, с которым переписывалс€ и "‘изиогномику" которого изучал. ѕозже он писал, что "¬с€кий чужестранец, приезжающий в ÷ирих (так называли тогда в –оссии ÷юрих - ќ.Ѕ.), считает за должность быть у Ћафатера".

  нему начали приезжать, присылать портреты жен, невест, любовников, приводить детей. ¬ большинстве случаев он оказывалс€ прав. ќ нем рассказывали чудеса.

 ак-то в ÷юрих приехал молодой красавец аббат. Ћафатеру не понравилось его лицо. ѕрошло немного времени, и аббат совершил убийство.

Ќекий граф привез к Ћафатеру свою молодую жену. ≈му хотелось услышать от знаменитого физиогномиста, что он не ошибс€ в выборе. ќна была красавицей, и граф наде€лс€, что душа ее так же прекрасна.
4497432_fiziognomika_new_tarantino_1 (700x433, 106Kb)

Ћафатер усомнилс€ в этом и, чтобы не огорчать мужа, попыталс€ избежать пр€мого ответа. √раф настаивал. ѕришлось сказать, что в действительности Ћафатер думал о его жене. √раф обиделс€ и не поверил. „ерез два года жена бросила его и окончила свои дни в публичном доме.

ќдна дама привезла из ѕарижа дочь. ¬згл€нув на ребенка, Ћафатер отказалс€ говорить. ƒама умол€ла.

“огда он написал что-то на листе бумаги, вложил в конверт, запечатал и вз€л с дамы слово распечатать его не ранее чем через полгода. «а это врем€ девочка умерла. ћать вскрыла конверт и прочитала: "—корблю вместе с вами".

ѕоклонники боготворили Ћафатера, считали его провидцем. ¬еликие писатели и поэты изучали физиогномику дл€ того, чтобы описани€ героев их произведений точнее соответствовали их внутреннему миру.

—о ссылкой на Ћафатера Ћермонтов характеризует внешность ѕечорина в " н€гине Ћиговской". —оответстви€ портретных характеристик с физиогномикой есть во многих его произведени€х. ¬ феврале 1841 года Ћермонтов в письме к ј.Ѕибикову сообщил, что покупает книгу Ћафатера.
4497432_Brenson_fiziognomika_black (700x459, 172Kb)

«амечателен портрет ханжи и негод€€ ”рии √ипа у ƒиккенса, вызывающий отвращение у читател€ при первом же знакомстве. ќн был сделан на основе физиогномики Ћафатера.

Ѕальзак в "„еловеческой комедии", в части, котора€ называетс€ " ресть€не", основыва€сь на физиогномике Ћафатера, также дает портретную характеристику одному из героев - “онсару. ѕортрет получилс€, пр€мо скажем, преотвратительный.

ѕоследователей Ћафатера в писательской среде было очень много. "‘изиогномика" предоставл€ла богатейший материал дл€ создани€ образов выдуманных героев. »м пользовались и поклонники великого физиогномиста, и те, кто о нем не слышал.

–ассказы о приметах внешних черт, соответствующих той или иной особенности характера, распростран€лись среди представителей разных слоев общества и уже не требовали ссылок на первоисточник.

“онкие губы - у злого человека, толстые - у доброго. „ерный глаз опасен, голубой - прекрасен. ѕодбородок, выдающийс€ вперед, - у волевых людей, скошенный - у слабовольных и т.д. и т.п.

ќсобенно впечатл€ющей оказалась легенда о "петлистых ушах". ≈е приводит »ван Ѕунин в рассказе с таким же названием: "” выродков, у гениев, брод€г и убийц уши петлистые, то есть похожие на петлю, - вот на ту самую, которой дав€т их".

» все было бы прекрасно, если бы каждый мог, как Ћафатер, определ€ть характер и предсказывать судьбу, основыва€сь на его теории. Ќо так как этого не происходило - не получалось закономерностей, а были лишь случайные совпадени€, - физиогномику начали забывать и, мало того, высме€ли как лженауку.
4497432_li_yakokka_fiziognomika (472x300, 24Kb)

∆изнь цюрихского пастора не была бы ничем омрачена, если бы он не выразил вслух протест против оккупации Ўвейцарии французами в 1796 году. «а это его выслали из ÷юриха, но через несколько мес€цев он вернулс€.

¬озобновились его проповеди и рассуждени€ на моральные темы, ничего не прибавл€вшие ни к его славе физиогномиста, ни к славе литератора.

≈го гибель в 1801 году была результатом наивно-идеалистического взгл€да на вещи. ќн вздумал пуститьс€ в душеспасительные рассуждени€ с пь€ными французскими мародерами.

ќдин из них выстрелил в него. ќт этой раны Ћафатер и умер. ѕеред смертью он простил убийцу и даже посв€тил ему стихотворение.

«нал ли Ћафатер, провидец судеб стольких людей, кака€ судьба ожидает его самого? Ќа это у него нет никаких указаний. "≈сли бы располагали точными изображени€ми людей, кончивших жизнь на эшафоте (така€ жива€ статистика была бы крайне полезна дл€ общества), - писал Ѕальзак, - то наука, созданна€ Ћафатером и √аллем, безошибочно доказала бы, что форма головы у этих людей, даже невинных, отмечена некоторыми странными особенност€ми. ƒа, рок клеймит своей печатью лица тех, кому суждено умереть насильственной смертью". 
 

 

–убрики:  »нтересно
ћетки:  
ѕонравилось: 5 пользовател€м



¬аша_¬ишн€   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 11 ћарта 2019 г. 15:09 (ссылка)
—пасибо, очень интересно.... но... если бы все было так просто....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 11 ћарта 2019 г. 15:58ссылка
 онечно, обычному человеку без определенных навыков сложно замечать малейшие нюансы мимики, строени€ черепа и прочее. Ќо все равно - кака€-никака€ интуици€ есть у всех. “ебе либо при€тен человек, либо нет. ћы просто объ€снить этого не можем, а мозг наш считал внешние признаки и прореагировал.
Liudmila_Sceglova   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 11 ћарта 2019 г. 16:43 (ссылка)
ѕусть этот день будет лучше,чем прежний.
ћожет подарит надежду,
ћожет желанье исполнит любое !
—часть€, удачи, добра и поко€!
—пасибо !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћарина_”шакова   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 11 ћарта 2019 г. 20:13 (ссылка)
¬сЄ-таки много у него похоже на правду. Ћженаука лженаукой, а до сих пор физиогномикой занимаютс€ многие исследователи.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 11 ћарта 2019 г. 23:04ссылка
ƒумаю, что все это можно обосновать научно. Ћюб€т у нас все непон€тное называть лженаукой.
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку