-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћари_ћэри

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.07.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 82278


‘еномен чревовещани€

ѕонедельник, 03 ƒекабр€ 2018 г. 12:35 + в цитатник

»скусство чревовещани€, то есть способность говорить, не раскрыва€ рта, известно с незапам€тных времен. Ќа –уси таких умельцев называли чревобасниками, чревовещател€ми, с XIX века — вентрологами. Ќазвание подчеркивало, что голос слышалс€ исход€щим как бы из живота говор€щего. 
 
ƒаже в восемнадцатом столетии чревовещание приписывалось козн€м дь€вола или проискам нечистой силы, не говор€ уже о более ранних временах. “ак, известный теолог п€тнадцатого столети€ Ћираннус в своих ««амечани€х» на восемнадцатую главу «¬торозакони€» пишет, что все пифии были чревовещательницами, из живота которых говор€т демоны.
 
¬енецианский ученый –одигинус, живший во второй половине п€тнадцатого столети€, сообщил о своем опыте наблюдени€ над чревовещательницей следующее: 
 
«∆енщины-чревовещательницы не басн€, заслуживающа€ насмешку, — в мое врем€ они существуют. я видел в своем отечестве женщину небольшого роста, низкого происхождени€, из живота которой слышалс€ голос нечистого духа. Ётот голос, правда, был слаб, но когда дь€вол хотел, то говорил удобослышно и пон€тно. ћногие богатые и знатные люди, любопытству€ знать будущее, приглашали к себе эту женщину, раздевали догола и в присутствии всех (что случалось и при мне) нагую расспрашивали о будущем.
 
ƒемон, поселившийс€ в ее животе, прозывалс€ ÷инциннатус и охотно отвечал тем, кто называл его этим именем.  огда его расспрашивали о предметах таинственных, как, например, о прошедшем или насто€щем, он часто отвечал правильно, но о будущем говорил пуст€ки и обнаруживал свое незнание каким-то гулом, невн€тным рокотом или глухими звуками, из которых ничего нельз€ было пон€ть».
 
—удьба чревовещательниц в те времена была незавидной — их казнили или ссылали. «наменитый португальский инквизитор ќлеастер, живший в шестнадцатом столетии, также оставил рассказ о своей встрече с чревовещательницей:
 
«¬ молодости, когда € воспитывалс€ в  оролевском училище в Ћиссабоне, видел € одну девушку, ÷ецилию, представшую на суде перед —енатом. »з ее локтей и других частей тела исходил слабый голос, который, по ее уверению, был голосом какого-то ѕетра, уже умершего. Ќа все вопросы голос отвечал немедленно и скороговоркой, большей частью он просил слушателей помочь ÷ецилии в ее бедности. ѕо решению —ената ÷ецили€ была сослана на остров —в€того ‘омы, один из јнтильских островов, недалеко от ѕуэрто-–ико, где и умерла».
 
 онечно же бедную ÷ецилию, испрашивающую себе пода€ние столь оригинальным способом, посчитали носительницей козней дь€вола. ѕотому и осудили.
 
„ревовещатели начала ’’ века со своими куклами
 
ќчень немногие тогда сомневались в дь€вольском происхождении чудесной способности говорить не разжима€ губ. Ќапример, монах Ѕонавентуро (1640—1704) писал о таком даре следующее: «¬озможно и из внутренней желудочной полости извлекать слова, которые мы обычно произносим только губами».
 
‘изиологический механизм чревовещани€ был вскрыт несколько позже, но он оказалс€ несколько отличным от того, что предполагал Ѕонавентуро: звук все же рождалс€ в голосовом аппарате человека, но, благодар€ особенност€м возникновени€ и распространени€, казалс€ исход€щим не изо рта.
 
Ќа это обратил внимание немецкий физиолог ». ћюллер, который написал в вышедшей в 1845 году книге «–уководство по физиологии»: ««вуки, образующиес€ в процессе чревовещани€, кажутс€ приход€щими издалека и похожи на произносимые сто€щим, поодаль человеком».
 
”ченый пробует объ€снить и этот феномен: «Ёффекты чревовещани€ во многом завис€т от обмана слуха и других чувств. ћы весьма трудно различаем направление звуков и рассто€ние до них, и если наше внимание устремлено на какой-либо предмет, то воображение, независимо от воли, заставл€ет нас слышать звуки, воспринимаемые вне св€зи с их источником, именно вблизи этого предмета».
 
ј вот как описывает внешнюю сторону дела современна€ российска€ артистка-чревовещательница ћ. √. ƒонска€:
 
«ќдним из требований к профессионалу-вентрологу €вл€етс€ его умение придавать звуку так называемую полетность. јртист-чревовещатель должен создать у аудитории впечатление, что голос за партнера-куклу исходит именно от куклы. ћне, например, не составл€ет труда направить звук в любой угол квартиры и заставить «заговорить» шкаф, фикус, самовар, лежащую в прихожей собаку».
 
ћари€ √ригорьевна подчеркивает важность умени€ придавать голосу «стереофоничность».  аждой кукле следует подобрать подход€щий голос: «” јндрюши тоненький, нежный.  огда бабушка выступает с ѕь€ницей, то зрители удивл€ютс€, откуда беретс€ такой пропитой бас, у мамы √ном по-старчески шамкает, что-то там бормочет».
 
» еще одно интересное замечание: «Ќомер длитс€ обычно минут п€ть. Ѕольше трудно выдержать. ћы и так после концерта полдн€ разговариваем шепотом». » далее: «ќчень много букв нельз€ произносить с закрытым ртом, приходитс€ все врем€ подбирать слова».
 
 ак утверждает ћ. √. ƒонска€, чревовещанию нельз€ обучить, способность эту можно лишь развить в случае, если человеку от природы дано особое горло. ƒар чревовещани€ чрезвычайно редок — в 90-х годах во ¬семирной ассоциации вентрологов состо€ло лишь п€тьдес€т человек.
 

 

–убрики:  –азное
ћетки:  
ѕонравилось: 8 пользовател€м