-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћари_ћэри

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.07.2011
«аписей: 6959
 омментариев: 54368
Ќаписано: 82261


¬»ЋЋ» ћ≈Ћ№Ќ» ќ¬. „еловек, который говорил на 104 €зыках

¬оскресенье, 30 —ент€бр€ 2018 г. 10:58 + в цитатник

”„≈Ќџ≈ ѕќƒ“¬≈–∆ƒјё“: ¬»ЋЋ» ћ≈Ћ№Ќ» ќ¬ ƒ≈…—“¬»“≈Ћ№Ќќ ѕќЋ»√Ћќ“, ƒќ—“ќ…Ќџ…  Ќ»√» –≈ ќ–ƒќ¬ √»ЌЌ≈——ј.

ќн встретил мен€ дома в собственноручно расписанном на разных редких наречи€х халате.

- Ёто образец моего литературного творчества - лингвогобелен, - объ€снил ћельников, поворачива€сь вокруг себ€, чтобы € хорошенько разгл€дела на спине китайские иероглифы, на вороте - арабскую в€зь, на рукавах - фарси. - ¬изуальна€ поэзи€, - продолжил он. - ƒл€ мен€ слова колышутс€, как ткань гобелена. я сейчас попросту одет в свое стихотворение, сложенное из разно€зычных фрагментов.

» тотчас прочитал мне стихи на диковинных наречи€х: пиран-дзопа, агуа, рдеогг-семфанг и чибча-артамбо. ѕотом ¬илли плавно перешел на русский: «“ираннозавраам бездетен./Enter'риторию - на ключ!/Ѕессвечен, вгл€дчив и колюч/явлюсь средь гула —удных сплетен». Ёто у него такой вычурный литературный стиль неологизмов, слов-образов-кентавров, который он назвал муфтолингвой.

- ƒва разных слова соедин€ютс€ одним «ударным» словом и, что гораздо важнее, одним общеударным смыслом, - объ€сн€ет полиглот. - Ќагл€дный пример муфтолингвы - поговорка «ƒолг платежом красен» звучит так: ««адолжадность возвращедростью красна». 

¬от романтическа€ муфтолингва: «ƒалеко не вс€ка€ новорождевочка вырастает загл€девушкой, становитс€ головокруженщиной, доживает до неув€дамы и обретает мудрость и улыбку бабушки».

¬илли называет себ€ «собирателем €зыков». —егодн€ в его «коллекции» - традиционные европейские и восточные €зыки, редкие и экзотические наречи€, на которых говор€т племена индейцев и эскимосов, а также €зыки, носителей которых на земном шаре не осталось, например древнеисландские.

- —мешное слово «полиглот» у мен€ всегда ассоциировалось с «обжорой», - признаетс€ ¬илли. - ¬прочем, во многом это и есть то ли €зыковое обжорство, то ли лингвистическа€ наркомани€. „ем большим количеством €зыков овладеваешь, тем дальше хочетс€ исследовать еще неведомые тебе. —рабатывает эффект недостижимой линии горизонта.

» ¬илли готов к новым шагам за горизонт. ¬едь есть к чему стремитьс€: по оценкам специалистов, на «емле около шести тыс€ч €зыков и диалектов. —реди них есть изолированные €зыки, то есть не имеющие родственных себе. ¬илли их называет «изол€ты» и любит их больше всего.

- Ёто, например, €зыки €понских айнов, бирманских гэрулау, вьетнамских руккьюм, каталонских басков, британских пиктов, карибских гуанчи, - смаку€, перечисл€ет ћельников. - ѕоэтому €, владе€ лишь 104 €зыками, включа€ пригоршню древних, сожалею лишь о краткости жизни.

4497432_Melnikovkartinka (700x466, 74Kb)

««ј√–ќЅЌџ… ћ»– - Ё“ќ —ќЋя–»— Ћ≈ћј»

¬ 1999-м, когда « омсомолка» первой написала о 37-летнем уникуме ¬илли ћельникове, он прочел нам фразы на 93 €зыках. —егодн€, спуст€ 11 лет, «коллекци€» пополнилась еще на одиннадцать - по €зыку в год! ‘антастика. ќсобенно дл€ большинства из нас, которые несколько лет учили один иностранный в школе, а потом еще его же в институте, и в итоге в графе «знание иностранных €зыков» при поступлении на работу скромно пишут: «—о словарем». Ќо почему кому-то за всю жизнь не удаетс€ заговорить на одном иноземном, а некоторые, как ¬илли, шпар€т на нескольких? ¬ чем секрет? –азобрались ли специалисты за эти годы?

- ѕытались изучать, - признаетс€ полиглот. - » нейрофизиологи, и психологи, и лингвисты, и психотерапевты. Ќо все разводили руками. —амо по себе полиглотство настолько ошарашивает людей, вызыва€ зачастую далеко не доброжелательную реакцию, что не всем хочетс€ досконально разобратьс€ в механизме самого феномена - не то дара, не то прокл€ти€, заложником которого € стал.

- ”ченые, - продолжает ¬илли, - мне объ€снили, да € и сам врач, биолог: дл€ того чтобы объ€снить мой феномен, искать надо не то, что можно разъ€ть скальпелем и нашинковать на томографе. «десь что-то св€зано со структурами, которые еще нельз€ изучить современным инструментарием. ћожет, в мозге полиглотов работает кака€-то ина€ полева€ форма жизни - как электромагнитные пол€, которые нельз€ пощупать и увидеть.  акие-то не вы€сненные процессы нейрохимии.  стати, свою пам€ть € совсем не считаю феноменальной. ѕлохо запоминаю отчества людей и анекдоты.

ќднако исследователи точно узнали, что послужило дл€ ¬илли трамплином в лингвоманию.

- “аких трамплинов в моей жизни было три, - рассказывает ¬илли. - ¬ 4 года € стал собирать бабочек, насекомых и запоминать их латинские названи€. ¬ 13 лет родители мне раскрыли семейную тайну. ќказалось, что мо€ насто€ща€ фамили€ - —торквист. ћой дед был шведом, бабушка исландкой.  ак ветеринарный врач он был приглашен в революционную –оссию по линии  оминтерна, но попал в жернова сталинской м€сорубки. ќтец дл€ спасени€ семьи сменил фамилию на ћельников. ј им€ по паспорту - ¬италий - € сменил сам на ¬илли.

ѕоступив в московскую ветеринарную академию, ¬илли стал «качать» €зыки из иностранных студентов - суахили, мандэ, зулушу, эве, йоруба, мванга.   армии уже хорошо знал с дес€ток €зыков. —ослуживец доложил в особый отдел части (часть была секретна€ - ракетна€), что ¬илли - полиглот. ќсобисты допросили его с пристрастием и записали в личном деле, что он €вл€етс€ «шпионом». “рибунал и штрафной батальон был заменен јфганистаном.

- ј 22 но€бр€ 1985 года случилс€ третий трамплин, - уже с болью вспоминает ¬илли. - ¬о врем€ минометного обстрела разорвалась глинобитна€ стена и упала на наш взвод, накрыло взрывной волной. ¬ыжил € один. Ѕез сознани€ пробыл 20 минут, клиническа€ смерть длилась 9 минут. –екорд - 15 минут, после этого нейроны уже погибают.

ѕочти три года голова болела так, как будто ее выскребали изнутри. Ќо потом освоение новых €зыков вдруг пошло еще быстрее и легче. ѕроисходит это примерно так. ¬илли внимательно смотрит на человека, говор€щего на незнакомом наречии, слушает его речь, потом будто настраиваетс€, пробу€ разные регистры, и внезапно, словно приемник, «ловит волну» и выдает чистую речь без помех. »ли просто начинает чувствовать его. Ѕерет в руки книгу на незнакомом наречии и сразу начинает читать. ѕостигает €зык, так сказать, визуально. ѕо мере того как читает, в голове у него начинает звучать мелоди€. Ёто означает, что мозг уже готов к работе над €зыком. ѕозднее принимаетс€ за грамматику.

«∆≈–“¬ј „≈ЌЌ≈Ћ»Ќ√ј»

- ≈сть еще такой неизученный феномен, - продолжает ¬илли, - беспереводное понимание незнакомого тебе текста. ” мен€ был предшественник - ƒжон Ёванс, сотрудник  оролевского археологического общества в Ћондоне, живший в конце XIX века. ќн не был полиглотом: знал, помимо родного английского, лишь древнегреческий, древнееврейский, латынь, арабский и французский. ¬ то врем€ только стали находить шумерские таблички и свозить их в Ѕританию. Ёванс каталогизировал находки. ќднажды он вгл€дывалс€ в одну из шумерских табличек, клинопись, - и поймал себ€ на том, что до него доходит смысл написанного. ¬ блокнот он записал перевод. ј еще было более полувека до дешифровки шумерской письменности.

Ёванс умер незадолго до ѕервой мировой войны, и уже в 1960-х годах, когда многие древние тексты были прочитаны, его блокнотик нашли - и все были в шоке! ѕопадание по смыслу было 80 процентов. —егодн€ € нахожусь в его ситуации: просто смотрю на незнакомый мне €зык и понимаю, о чем там речь. „еннелинг. “ак мой феномен попытались объ€снить американские психоневрологи, с которыми € познакомилс€ в ѕраге на конференции по биометрии.

—hanneling - от английского слова сhаnnеl, то есть «канал» и переводитс€ дословно как «прокладывание канала» или «передача по каналу». ƒругими словами, ¬илли дл€ них был человеком, который способен принимать информацию с «более высоких реальностей». ƒл€ зарубежных специалистов этот термин обычен, у нас он относитс€ к эзотерике.

- Ќо €зыки дл€ мен€, их количество, не самоцель, - увер€ет ¬илли. - ќни двери в другие миры, строительный материал дл€ создани€ своего арт-космоса, а иной раз - и ключи к загадкам истории.

ќдин из лингвогобеленов ¬илли.

–ј«√јƒ ј ‘≈—“— ќ√ќ ƒ»— ј

ѕроизнос€ эти слова, ¬илли касаетс€ своего талисмана на шее - расписанного непон€тными письменами камн€ на цепочке.

- ѕодарок шамана, - поймал он мой взгл€д. -  амень нашли при раскопках неолитической сто€нки. ѕоказали местному шаману.  огда € прочел эту надпись на €зыке его предков - телеутов: «несаринга ица йосеректкрекушрек» - «прежде чем скрести небо, проверь, насколько земл€ отскребла теб€ от себ€», он мне подарил этот оберег.

ј однажды ¬илли вз€лс€ расшифровать ‘естский диск. (Ёто древний артефакт, представл€ющий собой диск с неизвестными письменами, не поддающимис€ дешифровке. - —.  .)

- Ќе настаиваю на своей версии, - сразу предупредил он, - но € примерно пон€л, о чем там речь. Ќа диске - шаманское заклинание дл€ общени€ с духами.

»нтересуют его и народности, тайна по€влени€ которых до сих пор неизвестна. Ќапример, происхождение африканского племени догонов, живущего на территории современной –еспублики ћали. »х предки, как гласит легенда, прилетели со звезд, и их потомки до сих пор поклон€ютс€ —ириусу. —пециально изучил €зык их жрецов - хтачингу. –азговаривал с их детьми, которые учились в ћоскве. “е даже не сомневаютс€, что они - дети космических пришельцев.

ј в —лоновьих горах индийского штата  ерала живут полтыс€чи чоланайкен. —огласно их мифологии, их предки тоже «пришли с ѕ€ти Ѕелых звезд, которые пожрали друг друга». ѕредани€ о доисторических звездных войнах? ћожет быть.

- Ќаверное, огорчу вас, - говорит ћельников. - Ќо ничего внеземного в €зыке догонов € не услышал. ј с обитател€ми —лоновьих гор пока не пообщалс€.

—егодн€ ћельников-—торквист - научный сотрудник »нститута вирусологии им. ƒ. ». »вановского –јћЌ.  андидат медицинских наук. ¬ известных книгах рекордов - –оссии и √иннесса - его фамилии нет. ƒл€ того чтобы попасть на их страницы, нужно подать официальное за€вление о своем желании признани€ рекордсменства. “акого желани€ у ¬илли нет.

- —индром соцсоревновани€ мне не свойствен, - по€снил он.

ћЌ≈Ќ»я...

...Ћ»Ќ√¬»—“ј

ƒоктор филологических наук, ведущий научный сотрудник »нститута €зыкознани€ –јЌ, профессор √осударственного лингвистического университета ƒина Ќ» ”Ћ»„≈¬ј:

- ћы изучали способности ¬илли. ќн, безусловно, гениальный человек. ћне неизвестно, есть ли в мире еще люди, знающие, как он, 104 €зыка. ќбычных полиглотов достаточно. Ќапример, наш заместитель директора института знает около полутора дес€тков €зыков. ƒоцент —анкт-ѕетербургского университета —ергей ’алипов - 44. »з истории - √енрих Ўлиман, открывший “рою, знал, по одним сведени€м, 16 €зыков, по другим - в два раза больше. Ќо их способности поддаютс€ моделированию. ¬илли же уникален еще и тем, что подчин€ет полиглоссию своим творческим задачам. “о есть не изучает €зыки так, чтобы проводить туристические экскурсии, а творит на них, играет с ними.

ќн был стандартным полиглотом до травмы. ј после черепного ранени€ его мозг получил некий загадочный доступ к мировым «лингвистическим каналам». Ќо путь туда был ему открыт потому, что страсть к полиглотству у него была заложена еще в детстве. ≈сли бы на его месте оказалс€ парень его возраста, но не имеющий того базового €зыкового фона, как у ¬илли, то дар €зыков к нему бы не пришел.

Ѕлагодар€ ¬илли мы, кстати, нашли общее в судьбах полиглотов. ¬о-первых, любовь к €зыкам у них рождаетс€ в детстве. ¬о-вторых, растут они, как правило, в много€зыковой семье или среде. “о есть с ранних лет дл€ них мир звучит на разных €зыках. » главное - цель, которую они себе став€т. ƒл€ √енриха Ўлимана стать полиглотом было нужно сначала дл€ выживани€ в незнакомой стране, а потом - дл€ того, чтобы разбогатеть. ј дл€ ћельникова - творческа€ самореализаци€.

...Ѕ»ќЋќ√ј

ƒиректор »нститута мозга человека (—анкт-ѕетербург), член-корреспондент –јЌ, доктор биологических наук —в€тослав ћ≈ƒ¬≈ƒ≈¬:

- ≈сть утверждение зарубежных коллег, что полиглоты отличаютс€ от обычных людей тем, что в их мозге больший объем белого вещества в височной доле левого полушари€, в так называемой извилине √ешл€, где обрабатываетс€ звук. Ќо € считаю это утверждение во многом спорным. «начительное количество белого вещества говорит лишь о наличии больших св€зей между нейронами. Ќо дело в том, что объем какой-то области мозга далеко не всегда имеет св€зь с некой определенной функцией. »зучение €зыка - сложный процесс, в который вовлечены многие участки коры головного мозга и подкорковые структуры. ¬полне возможно, что извилина, привлекша€ внимание ученых, - лишь «оконечна€» область процесса, котора€ отражает результат. ѕодобно тому, как мы видим результат работы компьютера на мониторе, но ведь работает-то весь системный блок. ј как работает весь «блок» нам еще только предстоит узнать.

...ќ„≈¬»ƒ÷≈¬

—ева Ќќ¬√ќ–ќƒ÷≈¬, известный радиоведущий –усской службы Ѕи-би-си (к нему на передачу в Ћондон ездил ћельников):

- ¬илли, безусловно, владеет €зыками. Ќо таких людей много. ¬илли же мне интересен тем, что пишет на разных €зыках стихи и рисует интересные графические «лингвогобелены».

√лавный редактор  ниги рекордов –оссии јлексей —¬»—“”Ќќ¬:

- ¬илли ћельников-—торквист нам известен давно. «а€вку в  нигу рекордов он никогда официально не подавал, поэтому числитс€ в разр€де не проверенных до конца фактов. –едакци€ готова рассмотреть за€вку, если она будет подана.

Ќаследие ћельникова сложно поддаетс€ классификации, точно ¬илли специально придумывал сложности дл€ будущих исследователей, создава€ объекты мимо всех общеприн€тых дефиниций и жанров. ѕосле клинической смерти в 1985-м ¬илли ћельников успел сделать очень много, хот€ и его втора€ жизнь прервалась внезапной болезнью. ƒев€тнадцатого августа этого года у него произошел инсульт, и сразу же в »нтернете по€вились призывы друзей-художников помочь уникальному поэту-полиглоту, положившему жизнь на расширение границ русской поэтической и визуальной культуры. ’удожники и поэты начали собирать деньги на лечение и уход. ”вы, болезнь победила, и втора€ жизнь ¬илли ћельникова оборвалась на 54-м году жизни.

http://paranormal-news.ru/news/chelovek_kotoryj_go...a_104_jazykakh/2011-01-15-3152

–убрики:  »стории любви и судьбы известных людей
ћетки:  
ѕонравилось: 7 пользовател€м



_Sofia-9_   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 30 —ент€бр€ 2018 г. 11:52 (ссылка)
¬от это феномен! я вообще всегда удивл€юсь этим полиглотам! —ама € когда-то неплохо знала немецкий, писала письма в √ерманию, где не было ни одного русского слова..., но со временем всЄ забылось, нигде не пригодилс€, хот€ очень хотела поступить в »няз а переводчика. ј вот латинские названи€ насекомых дл€ мен€ была как китайска€ грамота. я думаю, что дл€ его головы решающее значение имела клиническа€ смерть. Ќекоторые станов€тс€ экстрасенсами и €сновид€щими.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 30 —ент€бр€ 2018 г. 13:45ссылка
я где-то читала, что т€желее всего освоить первый €зык. ј остальные учатс€ быстрее и легче - за полгода можно выучить каждый следующий €зык.  онечно, нужна €зыкова€ практика с носителем €зыка. ≈сли бы у теб€ была така€ посто€нна€ практика, ты бы до сих пор говорила на немецком!
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 30 —ент€бр€ 2018 г. 17:48ссылка
_Sofia-9_, ћари_ћэри, ћари права. Ѕез практики ничего не получитс€. “оже знала немецкий и немного латынь, а вот теперь, хоть пытай,... я теперь английский лучше знаю.
Liudmila_Sceglova   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 30 —ент€бр€ 2018 г. 13:12 (ссылка)
Ѕлагодарю!
яркой осени, хорошего настроени€ и
еще теплых денечков.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬аша_¬ишн€   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 30 —ент€бр€ 2018 г. 17:43 (ссылка)
”дивительный феномен, мен€ всегда поражает способность людей к изучению €зыков, мне это не дано, к сожалению....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 30 —ент€бр€ 2018 г. 20:19ссылка
ћожет, и дано, Ќаташа, но ты не знаешь. ¬едь есть разные способы изучени€ €зыков. ¬озможно, ты просто свой не нашла. „еловек может многому научитьс€, если ему преподаетс€ именно так, как он лучше всего усваивает.
ћарина_”шакова   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 30 —ент€бр€ 2018 г. 17:49 (ссылка)
ќчень интересно, ћари.  ак бы € хотела теперь говорить по испански.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 30 —ент€бр€ 2018 г. 20:20ссылка
ј € всегда бредила французским.
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 30 —ент€бр€ 2018 г. 20:22ссылка
¬от так всегда...
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 30 —ент€бр€ 2018 г. 20:25ссылка
ј ты рассчитывала со мной по-испански беседовать? ƒавай замахнемс€ на два €зыка. » будем через слово то по-испански, то по-французски!
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 30 —ент€бр€ 2018 г. 20:29ссылка
” нас в гимназии преподают и тот, и другой. ’от€, по немецки дл€ мен€ самый спокойный вариант
Akmaya   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 01 ќкт€бр€ 2018 г. 11:19 (ссылка)
ќчень интересно, ћари
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку