Портлендская ваза — секреты древних мастеров

Портлендская ваза — загадочный стеклянный сосуд времен античности, выставленный в Британском музее. Предположительно ваза изготовлена в конце первого тысячелетия до нашей эры.

Этот декоративный сосуд сделан из двухслойного темно-синего и белого стекла, на котором изображены фигуры богов и смертных. Исследователи не знают, кто был первым владельцем вазы. Она стала известной в период Средневековья — в 1580-х годах вазу нашли в одном из саркофагов близ стен Рима. В XVII веке она стала собственностью кардинала Франческо Марии Борбонедель Монте. Потом ваза сменила множество владельцев, пока в 1784 году не попала в руки Маргарет, герцогини города Портленда.

Увы, Маргарет умерла в 1785 году, а после ее смерти по требованиям кредиторов, коллекция была распродана на грандиозном аукционе, продлившемся с 24 апреля по 3 июля 1786 года. Правда, некоторые шедевры купил сын Маргарет третий герцог Портлендский Уильям Генри Кавендиш-Бентик. Однако в 1810 году, после того как один из друзей семьи случайно отбил у вазы основание. Затем она была передана в дар Британскому музею, где впоследствии была разбита вандалом на две сотни осколков.

Портлендская ваза — бесценное творение древних мастеров
После этого случая Портлендская ваза восстанавливалась три раза. Первый раз музейным реставратором Джоном Даблдеем, который, однако, не смог правильно соединить все осколки. 

Портлендская ваза — бесценное творение древних мастеров
Со временем клей, с помощью которого были соединены многочисленные осколки, изменил свои цвет, так что в 1949 году служащий музея Джеймс Акстелл отделил склеенные осколки друг от друга и соединил их снова, но уже бесцветным клеем.

Портлендская ваза — бесценное творение древних мастеров
В 1986 году главный музейный специалист Нигель Уильямс вместе с группой помощников снова отделили друг от друга склеенные осколки вазы, а затем соединили их при помощи современных материалов. Им удалось также найти место для двенадцати осколков, оставшихся неиспользованными после реставрации вазы Даблдеем.

Портлендская ваза — бесценное творение древних мастеров

 

 

 

 

Любопытно, что многие мастера пытались воспроизвести эту вазу, но самые искусные резчики и стеклодувы так и не добились успеха. Технология ее создания так и не выяснена до сих пор.

Одна из величайших загадок вазы заключается в значении изображенных сцен. Что скрывается за этими изображениями? Каких именно богов изобразил мастер? Несмотря на длительные исследования, ученым так и не удалось открыть до конца тайну этого прекрасного творения рук человеческих. Рельефы Портлендской вазы разделяются на две сцены. В первой из них под деревом сидит женщина, тело ее обнажено, ноги укутаны тканью. У ее ног поднимает голову странного вида змей, сверху летит Амур с луком и стрелами. Женщину держит за руку стоящий слева обнаженный юноша. Рядом с юношей стоит колонна, на которую опирается фриз храма. Мужчина постарше стоит в отдалении справа, опираясь локтем на согнутую в колене ногу, и смотрит на них.

На противоположной стороне вазы женщина под деревом приподнимается с ложа, видимо, просыпаясь. Справа от нее сидит женщина с жезлом, слева мужчина. Оба они смотрят на проснувшуюся женщину. Рядом с мужчиной невысокая стела. Разделены обе сцены изображениями голов странных рогатых существ. Рога их охватывают основания ручек вазы.

В первой сцене исследователи часто видели мифологические свадьбы: или брак Пелея и Фетиды, или встречу и брак на острове Наксос Диониса с Ариадной. В последнем случае фигура справа – Силен. Также предполагался сюжет, связанный с культом императора Октавиана Августа. Тогда на вазе изображается зачатие будущего императора богом Аполлоном, явившимся его матери Атии Юлии Бальбе в облике змеи. Земной отец Октавиана Гай Октавий спокойно за этим наблюдает. Или же мужчина с бородой может быть Энеем, приплывшим в Италию героем Троянской войны, который считался далеким предком рода Юлиев (к этому роду относилась и Атия Бальба).

Другие авторы полагали, что перед нами соблазнение Марка Антония Клеопатрой (со змеей, которая потом принесет ей гибель). В этом случае мужчина с бородой становится мифическим предком Антония – Антоном, сыном Геркулеса, укоризненно смотрящим на падение своего потомка. Наконец, в юноше и женщине видели Александра Македонского и мать его Олимпиаду, змей в этом случае опять-таки изображал Аполлона.

Интерпретаций второй сцены чуть меньше. Просыпающуюся женщину считали Гекубой, только что увидевшей сон о том, что ее сын погубит Трою. Или же Ариадну, которую спящей оставил на Наксосе Тесей. Наконец, предполагали, что это сестра Октавиана Августа Октавия Малая, которую считали идеалом благородных качеств римской матроны. Она страдает, так как ее муж Марк Антоний покинул ее ради Клеопатры. Ее окружают ставший богом Октавиан и богиня Венера (или же Ливия, жена Октавиана).

http://xn--h1apn.net/fakty/1509-portlendskaya-vaza…nnoe-tvorenie-drevnih-masterov

http://artyx.ru/news/item/f00/s15/n0001526/index.shtml

 

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.