Хусепе Рибера “Бородатая женщина”. Аллегория или портрет?

4497432_716 (440x599, 69Kb)

История Магдалены Вентура

Магдалена Вентура когда-то вышла замуж. Ее муж – рядом с ней на картине. Родила троих сыновей. Однако в 37 лет случился гормональный сбой. Возможно, вызванный ранней менопаузой.

На лице и теле появились волосы. К 50 годам появились характерные для мужчин залысины. 

Как-то на улице родного города Абруццо ее увидел придворный неаполитанского герцога. И практически вынудил супругов (возможно, за плату) отправиться к герцогу. Тот обожал всякие природные аномалии. Поэтому женщину с бородой оценил. Поселил супругов у себя на вилле. И заказал их портрет Рибере.

Рибера писал картину три года. Скорее всего, именно так Магдалена и ее муж выглядели. Однако грудь вряд ли реалистична. Такой она изображена художником для пущей эффектности. Уж слишком она высоко расположена. Да и чересчур округлая. Что вряд ли возможно у трижды рожавшей женщины 52 лет.

На руках женщина держит младенца. Вряд ли это ее ребёнок. Скорее всего, своих сыновей она родила до гормонального сбоя в 37 лет. А дитя у груди – лишь возможность сделать аномалию более наглядной.

Обратите внимание на лица позирующих. Они растеряны и даже печальны… Можно предположить, что у герцога они чувствовали себя неуютно. Кому же понравится несколько лет провести вне дома. Причём в качестве объекта для насмешек.

Так зачем герцогу понадобилась подобная картина? Дело в том, что в 17 веке была мода на всякого рода аномалии. Картину повесили во дворце герцога. Где ее могли лицезреть многочисленные гости. Вот такое своеобразное увеселение.

Любопытные детали картины

Ещё вы наверняка обратили внимание на большой камень рядом с героями картины. На нем по-латыни написано о том, кто изображён. Как удивительно, что у женщины такая борода. Кто художник и кто заказчик.

Также на камне лежит веретено. Так подчёркивается, что перед нами все-таки женщина. Которая по-прежнему занимается женскими делами.

Вот текст на камне:Это переводится следующим образом: «Великое чудо природы Магдалена Вентура из города Аккумоли у самнитов, в просторечии г. Абруцци, в королевстве Неаполитанском, в возрасте 52 лет. И примечательно, что в 37 лет она начала становиться волосатой и отрастила бороду столь густую и длинную, что скорее таковую увидишь на бородатом мужчине, чем на женщине, которая родила перед этим троих детей от своего мужа, Феличе де Амичи, которого вы рядом видите.

Хусепе де Рибера, испанец, [орденом] Креста Христова награжденный, второй Апеллес своего времени, нарисовал это с натуры для Фернандо II, 3-го герцога Алькала, вице-короля Неаполя, 16 февраля года 1631

Рибера был последователем Караваджо. Поэтому его картина с бородатой женщиной выполнена в технике тенебросо. Когда персонажи освящены неярким светом. А вокруг темнота. Фигуры лепятся из света и тени. Что придает им больше объёма и выразительности.

Обращает внимание то, что, хотя по сути, сюжет этой картины — паноптикум, цирк уродцев, подобного ощущения благодаря подаче Риберы не создается. Он изображает бородатую женщину с жалостью и внимательностью — также, как Веласкес пишет своих карликов. Он видит в ней человеческую личность. Лицо Магдалены демонстрирует горечь и удрученность. Позади неё изображен её муж, на чьем лице также заметна усталость; он выглядит утомленным и слегка задумчивым.
Их лица, руки и одежда, а также предметы написаны с абсолютным натурализмом и тонкой передачей деталей. В результате портрет этой бородатой женщины представляет собой пример уникальной документалистики, практически в научной манере. Не идеализируя моделей, Рибера одновременно старается передать их психологическое состояние. Испанский искусствовед Перес Санчес пишет, что художнику «удается трансформировать этот ненормальный уродливый медицинский случай в произведение искусства, которое соединяет красоту подачи темы с заставляющей задуматься загадочностью».

После своего создания картина обратила на себя внимание публики — так, венецианский посол Маркантонио Падованино написал на родину из Неаполя 11 февраля 1631 года (за несколько дней до окончания полотна), о том, что бородатая женщина позировала художнику во дворце вице-короля. Он описывает свое удовольствие при виде этого прекрасно выполненного портрета: «В комнатах вице-короля был очень знаменитый художник, писавший портрет замужней женщины из Абруццо, родившей много детей, у которой было полностью заросшее лицо с бородой, длиннее, чем в ладонь. Все её груди волосаты, и Его Превосходительство имел удовольствие продемонстрировать мне её, как необыкновенную вещь, каковой она действительно и является».

Морщины и следы душевных переживаний, а также симпатия, которую чувствует художник, делают этих пожилых людей не предметом для смеха, а поводом задуматься и почувствовать жалость к Магдалене. Ведь она – женщина, которая почти до сорока лет была нормальной, а потом вдруг потеряла свой пол. И теперь они вдвоем с мужем, и по сегодняшним меркам пожилые люди, а для XVII века тем более, вынуждены покинуть родной дом и семью по приказу вице-короля. Их судьба теперь – несколько лет позировать, как в стеклянной витрине, выставляя на обозрение нынешнюю ненормальность всей их семейной жизни, и показывать обнаженную грудь 52-летней женщины не только художнику, но и венецианскому послу и, возможно, многим другим посетителям.

http://arts-dnevnik.ru/ribera-borodataya-zhenschina/

http://www.proza.ru/2009/08/04/716

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.