-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћари_ћэри

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.07.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 82095


“айны, скрытые в картине ¬аснецова

ѕ€тница, 20 »юл€ 2018 г. 10:47 + в цитатник

»стори€ мировой живописи знает не так уж много картин, созданию которых художник посв€щал бы значительную часть своей творческой жизни.   числу таких полотен принадлежат "“ри богатыр€" ¬иктора ћихайловича ¬аснецова.

ћало кто знает, что богатыри, изображенные на картине, €вл€ютс€ не только геро€ми русского народного фольклора, но и реально жившими людьми! ј если к этому прибавить множество загадок и странностей, на первый взгл€д не бросающихс€ в глаза, то получаетс€, что шедевр ¬аснецова мало чем уступает по загадочности "ћоне Ћизе" Ћеонардо да ¬инчи...

–усские богатыри

»з богатырей, изображенных на картине, наиболее известен, пожалуй, »ль€ ћуромец, располагающийс€ по центру композиции. ¬ истории он известен как св€той преподобный »ль€ ћуромец ѕечерский (скончалс€ ориентировочно в 1188 году), уроженец города ћурома. ќн герой р€да русских былин, возникших в XII-XIII веках, и германских народных сказаний XIII века.

¬ 1988 году ћежведомственна€ комисси€ ћинздрава ”——– провела всестороннюю экспертизу останков богатыр€, которые до сих пор хран€тс€ в  иево-ѕечерской лавре. ”ченые вы€снили, что »ль€ умер в возрасте 40-55 лет от колотой раны сердца (по характеру повреждений можно судить, что вражеское копье, пробив щит и кисть »льи, вонзилось пр€мо в грудь), а в юности страдал параличом нижних конечностей (вот почему он тридцать лет и три года лежал на печи).

–одом »ль€ был из кресть€н. Ќесмотр€ на то что он своими ратными подвигами снискал у кн€з€ ¬ладимира и его приближенных большое уважение, они иногда все-таки подчеркивали это социальное неравенство. Ќапример, ¬ладимир вдруг "забывает" пригласить »лью на пир или дарит ему не ценные подарки, как бо€рам, а всего лишь татарскую шубу. —ознава€ свои заслуги перед землей –усской, »ль€ не стесн€етс€ за такое отношение к себе прилюдно обзывать ¬ладимира дурнем, стрел€ть из лука по золоченым маковкам его дворца, а также будоражить простолюдинов. ¬прочем, все это ему сходит с рук - ведь он же как-никак герой!

ѕо правую руку от »льи ћуромца сидит на коне ƒобрын€ Ќикитич. »сторический прототип ƒобрыни определить сложно: все дело в том, что ƒобрынь в былинах было сразу несколько. “ак, в “верской летописи р€дом с јлешей ѕоповичем упоминаетс€ его товарищ ƒобрын€ (“имон€) «латопо€с, а в Ќиконовской летописи упоминаютс€ јлеша ѕопович, его слуга “ороп и ƒобрын€ –азанич «латый ѕо€с. ¬прочем, верси€ о том, что былинный ƒобрын€ мог иметь св€зь с историческим д€дей кн€з€ ¬ладимира, кажетс€ наиболее правдоподобной. ќб этом говорит, в частности, былина о добывании ƒобрыней невесты ¬ладимиру.

¬ основу этой былины, суд€ по всему, легло событие, отмеченное летописью 980 года, а именно сватовство ¬ладимиром дочери –огволда ѕолоцкого –огнеды. —ходство налицо: во-первых, действие происходит в земле, наход€щейс€ на западе (по летописи - в ѕолоцкой области, по былине - в земле Ћитовской). ¬о-вторых, на сватовство невесты приходит отказ, и невеста добываетс€ насилием, причем главную роль здесь играет ƒобрын€, по летописи разбивший –огволда и овладевший ѕолоцком, а по былине порубавший всех татар до единого.

ѕо левую руку от »льи ћуромца располагаетс€ јлеша ѕопович, в летопис€х именующийс€ исключительно јлександром ѕоповичем. јлександр - насто€щий воин. ќн участвовал в целом р€де значительных сражений, и не просто участвовал, а показывал чудеса воинского искусства и силы. Ќапример, он бесстрашно билс€ на реках »ш-не и ”зе против войск ёри€, младшего брата  онстантина (который, в свою очередь, был старшим сыном великого кн€з€ ¬севолода ёрьевича). ”частвовал ѕопович и в знаменитой Ћипецкой битве.

ѕосле смерти своего покровител€  онстантина јлександр ѕопович собрал своих друзей у гремучего колодца на реке ”зе и выдвинул предложение - поступить на службу к великому  иевскому кн€зю ћстиславу –омановичу ’раброму, вместо того чтобы, не щад€ живота своего, участвовать в мелких сварах разных кн€зей. »де€ всем понравилась, а ћстислав –оманович очень обрадовалс€, получив подобное подкрепление. Ќо, как видно из истории, радовалс€ он недолго - в битве с татарами на реке  алке 31 ма€ 1223 года он потерпел поражение, причем ѕопович там пал вместе со своими семьюдес€тью давними друзь€ми.

¬ былинах јлеша ѕопович вначале предстает в образе могучего бесстрашного воина (как оно и было), но позже, видимо, под вли€нием прозвища ѕопович (сын попа) јлеше народна€ молва начинает приписывать другие черты - коварство, хитрость, склонность к обману и любовным похождени€м. Ёто нашло свое отражение и на картине ¬аснецова - јлеша изображен там едва ли не субтильным юношей, постреливающим издалека во врагов из лука (хот€ из него согласно былинам за милую душу палили все три богатыр€, и это не считалось чем-то зазорным).

≈сли, учитыва€ все приведенные выше данные, окинуть свежим взором картину, то мы поймем, что все три богатыр€ не могут изображатьс€ в том виде, в котором они изображены. ≈сли мы примем возраст »льи ћуромца за эталон, получитс€, что в то врем€ ƒобрын€ Ќикитич должен уже быть седобородым стариком, а јлеша ѕопович - мальчиком.

 акое у них оружие?

Ќо это еще не все. “еперь давайте разберемс€, с чем же изображены на картине былинные богатыри.

÷ентральна€ фигура композиции - »ль€ ћуромец - имеет при себе булаву и копье. ¬иктор ћихайлович ¬аснецов, видимо, хотел тем самым подчеркнуть физическую мощь богатыр€. ќднако булава была не основным, а вспомогательным оружием »льи и служила дл€ нанесени€ быстрого, неожиданного удара в любом направлении. ќсновным же оружием ћуромца (к слову, широчайше распространенным на –уси) было все-таки копье.

ћеч, как известно, также €вл€лс€ символом кн€жеской власти, и поначалу его носить имели право только старшие дружинники или кн€зь. ¬аснецов отметил и это, дав его в руки именно ƒобрыне Ќикитичу, суд€ по всему, и впр€мь €вл€вшемус€ представителем кн€жеского рода.

√ораздо более интересно вооружение третьего персонажа, јлеши ѕоповича. ¬ его руках мы видим сложный (композитный) лук и меч в ножнах на боку. “ак вот, русский стрелок, если он, конечно, не был левша, носил напучь (чехол) с луком на левом боку, а колчан со стрелами - на правом. “о, что јлеша правша, подтверждаетс€ тем, что меч у него висит слева. “огда почему же колчан - также слева? —уд€ по всему, ¬иктор ћихайлович так увлекс€ созданием шедевра, что случайно упустил данный момент из виду, тем самым создав нарисованному ѕоповичу нешуточные проблемы в бою.

„то касаетс€ доспехов, то весьма пристальное внимание привлекает к себе шишак, красующийс€ на макушке ƒобрыни Ќикитича. ƒело в том, что во времена ƒобрыни данный шлем был раритетом покруче всех €иц ‘аберже вместе вз€тых. ѕочему? ƒа потому, что ¬аснецов изобразил богатыр€ в шлеме, который принадлежал пере€славскому кн€зю ярославу ¬севолодовичу, отцу јлександра Ќевского!

¬о врем€ междоусобной Ћипецкой битвы владимиро-суздальцев с новгородцами (1216 год) данный шлем перекочевал с головы кн€з€ на землю, а спуст€ 600 лет был найден кресть€нином в лесу и сдан кому следует. Ќу а ¬аснецов не удержалс€ и изобразил ƒобрыню именно в легендарном шлеме, еще раз подчеркнув его кн€жеское происхождение...

http://earth-chronicles.ru/news/2018-02-01-112413

–убрики:  ∆ивопись и картинки
ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



¬аша_¬ишн€   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 »юл€ 2018 г. 13:15 (ссылка)
Ѕлагодарю, очень интересно)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 20 »юл€ 2018 г. 20:42ссылка
«атейники эти художники! ¬ечно что-то зашифруют или поюмор€т!
Liudmila_Sceglova   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 »юл€ 2018 г. 14:03 (ссылка)
Ѕлагодарю!
’орошего светлого дн€ и отличного настроени€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћарина_”шакова   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 »юл€ 2018 г. 16:55 (ссылка)
»нтересное описание. —пасибо, ћари
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 20 »юл€ 2018 г. 20:42ссылка
ƒл€ художника главное - чтобы красиво и композицию не нарушить, а вс€кие исторические л€псусы - это же мелочь против искусства!
emmainna   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 »юл€ 2018 г. 22:32 (ссылка)
не знала, не знала,.......
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 20 »юл€ 2018 г. 22:50ссылка
¬се знать невозможно!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку