-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћари_ћэри

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.07.2011
«аписей: 7300
 омментариев: 55985
Ќаписано: 85408



»стори€ создани€ фильма Ђ«емл€ —анниковаї

¬торник, 27 —ент€бр€ 2016 г. 09:02 + в цитатник

¬ мае 1973 года закончились съемки фильма (продолжавшиес€ около полутора лет), а 1 окт€бр€ 1973 состо€лась премьера. «а первый год показа на широком экране, фильм посмотрели более 40 миллионов зрителей, и таким образом, несмотр€ на присвоенную ему изначально 3-ю категорию, фильм стал одним из лидеров советского кинопроката за всю историю отечественного кинематографа.

1.
01 (428x600, 232Kb)

»стори€ по€влени€ фильма тесно св€зана с легендой, существовавшей с 1811 года. ¬ этом году русский зверопромышленник яков —анников, во врем€ одной из своих промысловых экспедиций, увидел к северу от острова  отельный (Ќовосибирские острова), на линии горизонта, очертани€ гор, о чем известил по прибытии на большую землю всех заинтересованных лиц.

Ќа этом основании возникла иде€ существовани€ некого очень большого острова или даже материка в северной пол€рной области «емли.  роме того, и ранее (даже у древних греков) существовала легенда о теплом материке јрктиде (√иперборее), расположенном близи —еверного полюса. Ћегенда была основана на поведении перелетных птиц, летевших зимовать из —ибири на —евер, а также на чукотских мифах о неком северном народе – онкилонах (анкаллыт), ушедшем много лет назад с материка по льдам на север, и нашедшем там плодородные теплые земли.

¬се эти факты и мифы заставл€ли исследователей —евера неоднократно, в течение более чем 100 лет, снар€жать новые и новые экспедиции в поисках загадочной «емли. ћногие из путешественников, в частности, барон “олль, также видели очертани€ гор в месте, указанном —анниковым. ѕервым попыталс€ развенчать легенду об јрктиде («емле —анникова) ‘ритьоф Ќансен, пройд€ летом 1893 года на своем корабле значительно севернее места, где, по легенде, должна начинатьс€ загадочна€ «емл€, и не найд€ абсолютно никаких ее признаков.

2.
02 (700x369, 208Kb)

Ћегенда о «емле —анникова очень понравилась ученому и попул€ризатору науки, по совместительству писателю, академику ¬ладимиру ќбручеву. ¬ 1922 году он начал писать роман ««емл€ —анникова», изданный в 1926. –оман €вл€ет собой скорее научно-попул€рное, нежели художественное произведение: все взаимоотношени€ главных героев обрисованы более чем схематично, зато описани€ геологических процессов, флоры, фауны и т.д. – занимают львиную долю текста.

ќдин из режиссеров ««емли —анникова» (их было два), Ћеонид ѕопов, «заболел» идеей фильма после прочтени€ романа (которое случилось уже в 30 летнем возрасте), с чем и пришел на «ћосфильм». “ак сложилось, что к тому времени в недрах киностудии уже приютилс€ сценарий ««емли —анникова», написанный ¬ладиславом ‘едосеевым, почти точно воспроизвод€щий роман ќбручева.

—ценарий был прин€т в производство, но именитые режиссеры братьс€ за воспроизведение на экране мамонтов и единорогов не хотели (компьютерной графики не существовало в природе, рисованна€ анимаци€ не давала «ощущени€ правды жизни», а создание механических зверей было делом весьма дорогосто€щим). ѕо€вление режиссера, готового снимать ««емлю —анникова», было восприн€то благожелательно.

Ѕыл один негативный момент: до этого ѕопов снимал только документальное кино. ѕосему было решено дать ему в напарники режиссера, имеющего опыт в художественной кинематографии. ѕо легендам «ћосфильма», рассматривались даже кандидатуры √айда€ и “урова, но оба режиссера были зан€ты своими проектами. ѕоэтому напарником ѕопова практически случайно стал јльберт ћкртч€н, до сего момента сн€вший только одну полнометражную комедию и несколько короткометражек дл€ «‘итил€».

3.
03 (700x369, 206Kb)

ѕрочитав сценарий, ћкртч€н тут же решил, что снимать это все – мартышкин труд, и предложил ѕопову кардинально переиначить сценарий. ¬ то врем€ прошло полтора года после премьеры «Ѕелого солнца пустыни» (»стори€ создани€ фильма) ћотыл€, и вли€ние «второго советского вестерна» (после «Ќеуловимых мстителей») на творческий процесс «почти молодых» советских режиссеров (к началу съемок ѕопову было 33 года, ћкртч€ну – 45) было достаточно велико.

ѕоэтому папку со сценарием ћкртч€н отнес ћарку «ахарову, тогда – режиссеру “еатра сатиры и автору знаменитых писем —ухова жене  атерине ћатвеевне из «Ѕелого солнца». ѕосле редактуры «ахарова из сценари€ были исключены все упоминани€ о доисторических животных, а сюжет стал авантюрно-динамичным, в духе вестерна.

—обственно, по признанию ћкртч€на, от сценари€ ‘едосеева практически ничего не осталось, хот€ он и упом€нут в титрах фильма как второй сценарист. Ќу а от романа ќбручева осталась только сама иде€ поиска неизвестного вулканического острова в јрктике и некоторые – немногие — шрихи. ƒаже имена главных героев были изменены на более (по мнению сценаристов) звучные.

4.
04 (700x369, 271Kb)

ѕодбор актеров – тоже интересна€ тема. »значально «ахаров (активно участвовавший в съемочном процессе), настаивал на следующем актерском составе: јрмен ƒжигархан€н в роли руководител€ экспедиции »льина≈вгений Ћеонов в роли слуги »гнати€; »горь Ћедогоров или ќлег ƒаль в роли каторжанина √убина и ¬ладимир ¬ысоцкий – в роли авантюриста  рестовского.

Ќо первые четверо даже не пришли на пробы, так как были зан€ты другими делами и «не загорелись» фильмом. ¬осторженно идею фильма встретил только ¬ысоцкий, получивший одобрение не только «ахарова, но и обоих режиссеров.
ѕосле долгих переборов, режиссеры прин€ли за основу следующий актерский состав: ¬ладислав ƒворжецкий – »льин, √еоргий ¬ицин – »гнатий, —ергей Ўакуров – √убин и ¬ысоцкий в роли  рестовского.

  этому времени ¬ысоцкий написал дл€ фильма три песни: «Ѕелое безмолвие» (дл€ начальных титров), « они привередливые» (дл€ сцены в ресторане) и «Ѕалладу о брошенном корабле» (дл€ сцены в јрктике). Ёпизодическую роль невесты »льина должна была сыграть ћарина ¬лади. ƒл€ всех актеров уже пошили первые костюмы (в том числе и меховые), и состо€лись пробные репетиции некоторых разговорных сцен.

5.
05 (700x369, 245Kb)

Ётот состав и был представлен на утвеждение руководству «ћосфильма». Ќо в 1971 году на радио «Ќемецка€ волна» ( ельн, ‘–√) прошла передача с песн€ми ¬ысоцкого, в которой он упоминалс€ как диссидент и оппонент советскому режиму. √ендиректор «ћосфильма» —изов был непреклонен: «никаких ¬ысоцких и их песен в фильме быть не должно» (интересно, что в 1971-72 годах ¬ысоцкий сн€лс€ на том же «ћосфильме» в другой картине, и подобных нареканий не возникло).

«аступничество некоторых именитых режиссеров, актеров и руководителей среднего партийного звена не помогло. ¬ысоцкого в срочном пор€дке заменили неожиданно согласившимс€ на эту роль ќлегом ƒалем, а музыку к фильму написал јлександр «ацепин. ≈стественно, не стала играть эпизод и ¬лади.
—ъемки фильма начались под Ћенинградом.

—разу же обнаружились проблемы с ƒалем – актера редко кто видел трезвым даже во врем€ утренних съемок. ƒоходило до того, что ƒаль на съемочной площадке открыто ругалс€ с режиссерами фильма, доказыва€, что «эти дилетанты снимать кино не умеют». ѕозже ƒворжецкий и Ўакуров прин€ли сторону ƒал€, и переругивание перешло в открытую конфронтацию. ѕроизошло это на съемках «арктических» сцен. ¬ицин, со свойственной ему тактичностью, пыталс€ спасти ситуацию, но это не помогло.

6.
06 (700x369, 198Kb)

¬ довершение всего, режиссеры стали ругатьс€ между собой. ƒошло в конце концов до того, что актеры отказались выходить на съемочную площадку и отправили руководству «ћосфильма» телеграмму, в которой просили заменить режиссеров, в противном случае угрожа€ отказатьс€ от участи€ в съемках. “елеграмма заканчивалась эпически: «—идим в говне на волчьих шкурах. ƒворжецкий, ¬ицин, ƒаль, Ўакуров».

ѕосле этого весь актерский состав вызвали в ћоскву на переговоры. –ежиссеров руководство мен€ть отказалось наотрез, обеща€ лишь убедить ѕопова и ћкртч€на вести себ€ тактичнее. ¬ конце концов, при посредничестве ¬ицина, удалось уговорить ƒворжецкого и ƒал€ продолжить съемки. Ўакуров отказалс€, написал за€вление, получил выговор и был отстранен от роли.

ѕосле этого с ƒворжецким и ƒалем актер не общалс€ никогда, счита€ их беспринципными людьми. „ерез несколько дней на роль √убина был утвержден ёрий Ќазаров.  адры, уже отсн€тые с участием Ўакурова, переснимать не стали, и в некторых «арктических» сценах у √убина – его лицо, хоть в титрах актер и не упом€нут.

7.
07 (700x369, 230Kb)

—ъемки продолжились, хот€ контакт между актерами и режиссерами так налажен до конца и не был. Ќапр€жение возникало еще не раз, особенно когда ћкртч€н начинал мен€ть что-то в сценарии или замен€ть диалоги главных героев более, по его мнению, подход€щими. ѕочти после каждого такого случа€ шли переговоры с ћосквой.

ћногих онкилонов на съемках сыграли профессиональные танцоры. „тобы придать нации онкилонов особый колорит, балетных набирали из национальных театральных трупп с характерной неслав€нской внешностью. ј чтобы добавить шарма, всем оникилонам к темным лицам придумали светловолосые парики. ¬ роли шамана сн€лс€ знаменитый ћахмуд Ёсамбаев. ќн же сам придумывал все «шаманские танцы».

ќлег ƒаль, любивший придумывать красивые истории (как и его герой  рестовский), позже рассказывал о красотах ƒолины √ейзеров на  амчатке, где €кобы побывала вс€ съемочна€ группа фильма дл€ игры в натурных сценах. Ќа самом деле, в ƒолине √ейзеров побывали только режиссеры и операторы, в цел€х проведени€ панорамных съемок.

8.
08 (700x369, 235Kb)

—цены с участием актеров снимались в других местах: в павильоне «Ћенфильма» (эпизоды в помещени€х); в ¬ыборге (подъем  рестовского на башню); на ‘инском заливе («јрктика»); в горах  абардино-Ѕалкарии (««емл€ —анникова»), а проблемы с «гейзерами» и «извержени€ми» решались пиротехническими средствами.

ѕесни дл€ фильма записал ќлег ƒаль. ƒо самого окончани€ съемок все были уверены, что именно его голос и прозвучит в песн€х фильма. ќднако, уже при монтаже, јльберт ћкртч€н прин€л решение переозвучить песни. ƒл€ переозвучки был приглашен ќлег јнофриев, тактично получивший перед этим разрешение от ƒал€. ѕоэтому в сценах с песн€ми можно заметить некоторый рассинхрон изображени€ и звука (если актер изначально «поет» под готовую фонограмму певца, этого не происходит).

ѕо слухам, в сценарии «ахарова было запланировано, что до материка в конце фильма доберутс€ два главных геро€ – »льин и  рестовский. ќднако загулы ƒал€ становились настолько частыми, а его поведение – настолько неконтролируемым, что режиссеры прин€ли решение «убить»  рестовского, чтобы сн€ть финальные сцены без ƒал€. Ётим же обусловлено крайне редкое по€вление  рестовского в кадре во врем€ событий на «емле —анникова.

9.
09 (700x369, 265Kb)

¬о врем€ съемок фильма случались курьезные эпизоды.
¬о врем€ съемок эпизода, когда каскадер-дублер ƒал€ завис на башне на металлической решетке, оператор заметил, что в кадр попадают телеантенны на крышах двух сто€щих р€дом домов. ¬ремени было мало – близилс€ вечер. ѕоэтому ассистенты режиссера забрались на крыши домов и повалили мешающие съемкам антенны. –азгневанным жильцам, у которых перестали показывать телевизоры, ћкртч€н распор€дилс€ выплатить по 100 рублей – внушительные в те времена деньги.

ћахмуд Ёсамбаев в костюме шамана любил заезжать в магазины и кафе и пугать народ.
ќнкилонку-избранницу геро€ ¬ицина, сыграла «инаида —идоркова. —реди приглашенных на съемки балетных актрис не нашлось необходимой по сценарию рослой и широкоплечей актрисы. ѕоэтому режиссеры прин€ли решение сн€ть в этой эпизодической роли реквизиторшу съемочной группы «ину, подходившую «по параметрам». »нтересно, что позже «инаида сн€лась более чем в дес€тке кинофильмов.

–ежиссеры хотели снимать женщин-онкилонок «по сценарию» — в набедренных пов€зках с голыми ногами. ƒворжецкий предупредил ћкртч€на – киностуди€ сразу «зарубит» фильм, увидев на экране такое количество голых женских ног. ¬ итоге удалось получить разрешение «на ноги» от руководства киностудии.

10.
010 (700x369, 243Kb)

–ади некоторой достоверности, было прин€то решение показать в фильме хоть какую-то островную фауну. ѕоэтому в нескольких кадрах по€вл€етс€ тигр. Ќо не доисторический, конечно, а самый обыкновенный, уссурийский.

”же после окончани€ съемок фильма парторг киностудии «ћосфильм» нашел в зарубежной прессе упоминание, что в самом начале своего романа ќбручев, под видом докладчика, рассказывающего о пол€рной экспедиции, выводит образ адмирала  олчака (который был известен не только исследовани€ми русского —евера, но и активным участием в белом движении).

Ќо, поскольку фильм практически ничего общего с романом не имел, претензи€ была сн€та.

¬ интернете много обсуждают: а что было бы, если бы был утвержден первый режиссерский состав актеров (ƒворжецкий – ¬ицин – ¬ысоцкий – Ўакуров), и все актеры снимались в фильме до завершени€ съемочного процесса? ¬о-первых, € думаю, что Ўакуров и ¬ысоцкий (учитыва€ неопытность дуэта режиссеров и крайне непростые характеры актеров), по-любому не дошли бы до финала съемок. ¬о-вторых, имеет ли смысл обсуждать то, чего не случилось? ј в общем случае, если собрать в кулак все мыслимые допуски и забыть про невозможность сослагательного наклонени€ в »стории,– это был бы совершенно другой фильм.  акой? ј кто ж его знает…

http://1001material.ru/21781.html

 стати, кому интересно, пост про поиски  олчаком земли —анникова.

 олчак в поисках «емли —анникова

 

–убрики:  –азное, но интересное
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



TimOlya   обратитьс€ по имени ¬торник, 27 —ент€бр€ 2016 г. 09:22 (ссылка)
ƒоброе утро и отличного дн€,ћариночка!»нтересно было прочитать!ќт всей души благодарю ! ¬сего тебе доброго и светлого,дорога€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬аша_¬ишн€   обратитьс€ по имени ¬торник, 27 —ент€бр€ 2016 г. 09:26 (ссылка)
ƒоброго утра, ћарина) «амечательный фильм, изумительна€ музыка... ѕолучила истинное удовольствие от прочитанного.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 27 —ент€бр€ 2016 г. 17:51ссылка
я тоже до сих пор люблю и фильм, и музыку! ј первый просмотр просто потр€с!
OrxideaIo   обратитьс€ по имени ¬торник, 27 —ент€бр€ 2016 г. 09:32 (ссылка)
есть только миг между прошлым и будущим - ∆»«Ќ№!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 27 —ент€бр€ 2016 г. 17:51ссылка
“очно, ¬алечка! ∆изнь - как один миг пролетела!
Liudmila_Sceglova   обратитьс€ по имени ¬торник, 27 —ент€бр€ 2016 г. 13:12 (ссылка)
—пасибо за интересный пост о любимом фильме!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 27 —ент€бр€ 2016 г. 17:52ссылка
«амечательный фильм! —пасибо, Ћюдочка!
marusya_esk   обратитьс€ по имени ¬торник, 27 —ент€бр€ 2016 г. 15:00 (ссылка)
—пасибо, ћариш, интересно)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 27 —ент€бр€ 2016 г. 17:53ссылка
”ютного вечера, ћариночка!
ћарина_”шакова   обратитьс€ по имени ¬торник, 27 —ент€бр€ 2016 г. 18:23 (ссылка)
 ак мне нравитс€ этот фильм!!! Ќаверное самый любимый!  ак мне нравитс€ ƒворжецкий!!! —пасибо, ћариночка, € в восторге от рассказа! —только положительных эмоций!!! —пасибо тебе огромное!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 27 —ент€бр€ 2016 г. 20:30ссылка
ћне тоже нравитс€ ƒворжецкий, и фильм, и музыка! –ада, что пост доставил тебе положительные эмоции!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку