Вера Ивлева. «Смерть ходила за ней по пятам»
Острохарактерная комедийная актриса, мастер эпизода, играла главным образом всевозможных соседок, продавщиц, служанок, вбалмошных тёток, но благодаря неординарной внешности и актёрскому таланту, создавала образы, которые не могли не запомниться любителям кино.
Вера Александровна Ивлева родилась 18 сентября 1943 года в Шаховском районе Московской области в семье, не имеющей к искусству никакого отношения. Однако мечтала она только об актёрской профессии. Её брат-близнец Саша, как и она, тянулся к творчеству. Был очень артистичным и прекрасно пел. Правда, поступить в театральный из них двоих смогла только она. Да и то с третьей попытки.
Вера Александровна в 1967 году окончила Щепкинское училище, после чего работала в Московском областном театре драмы, в Театре миниатюр. А с 1973 года Вера Александровна была принята в Театр имени Ленинского комсомола (позднее – «Ленкома»). Фактически, она стала одной из актрис, с кем Марк Захаров начинал строить новый театр, создавать новую, «молодую, звёздную» труппу.
В кино актриса пришла в середине 60-х, её самый первый эпизод в кино в фильме Евгения Карелова "Дети Дон-Кихота", где она сыграла мамашу из 6-ой палаты родившая девочку и в титрах была указана её девичья фамилия Кислаева.
"Дети Дон-Кихота" (1965)
Зрители её заметили в 1966 году, когда она сыграла свою первую большую роль Ткачихи в «Сказке о царе Салтане». Затем были: Нюра («Чёрт с портфелем»), Лидуха («Иванов катер»), Шура («Улица без конца»), Стеша («Вакансия»), соседка («Прости меня, Алёша»), Грачёва («Процесс»), мать («Люк»), Анна-Кайса («За спичками»), Фима Собак («12 стульев)
"За спичками"
Ее первым мужем стал бравый офицер Дмитрий Ивлев. Он подарил Вере свою фамилию, под которой та потом и прославилась, а главное — единственную дочку Олю. Правда, Дмитрию быстро разонравилось, что его вторая половинка занимается лицедейством. И однажды поставил жесткое условие: семья или работа. Актриса подала на развод и ничуть не пожалела.
Вскоре на очередных съемках Вера познакомилась с художником-гримером Наумом Маркзицером. Он был настолько очарован дарованиями Верочки, что предложил ей жить вместе. Она согласилась и на следующие семь лет стала гражданской женой Наума.
— Маркзицер разглядел в Ивлевой красоту и уникальность, — рассказывает Лисова. — Сама-то она считала себя дурнушкой, к тому же выглядевшей старше своих лет. Но Нёма сумел убедить, что это не так. Дочка Ольга тоже была без памяти от гримера и считала его своим вторым папой.
С Сергеем ШАКУРОВЫМ в картине «Разбудите Мухина»
Но в 80-е, на волне массовой эмиграции евреев, Маркзицер решил уехать из СССР. Собирая документы, уговаривал и Ивлеву с дочерью последовать за ним. Те наотрез отказались.
— Верка была патриоткой и не смогла даже ради любимого человека бросить родину, маму и театр, — вздыхает ее подруга. — Маркзицер несколько раз прилетал из Америки в надежде убедить Ивлеву изменить решение, но она твердо стояла на своем.
А потом до новоявленного американца дошли слухи, что Вера нашла в Москве новую любовь — юного Яшу Левитана, внука сестры легендарного диктора.
— С Яковом у нее был мучительный роман, — говорит Лисова. — Они не жили под одной крышей, а просто встречались. Редко и нерегулярно. Вроде бы и был у Верочки мужчина, а на самом деле и не было. Хотя однажды она мне призналась, что Левитан — самая большая и яркая любовь в ее жизни, которая, увы, так ничем хорошим не закончилась.
Наступили лихие 90-е. Яков все чаще уходил в запои, и актриса с ним порвала. Страну, а вместе с ней и «Ленком» лихорадило. Вера Александровна, став возрастной актрисой, все реже получала новые роли, лишаясь хоть какого-то заработка. А однажды сгорели декорации спектакля «Тиль», в котором блистала Ивлева. И Марк Захаров закрыл постановку. В 1995 году из-за недостатка финансирования худрук и вовсе решил устроить большую чистку, предлагая некоторым артистам написать заявления «по собственному». В их число попали и Лисова с Ивлевой.
— Я тут же подписала бумаги, — вспоминает Людмила Ивановна, — а Вера сомневалась — ей-то всего год до пенсии оставался. Но вслед за мной тоже подмахнула заявление и перешла «на договор». И вскоре ее в первый раз сбила машина. Несильно, отделалась испугом.
Через несколько месяцев Ивлева снова оказалась под колесами. По пути на работу неудачно перебежала дорогу. Теперь ее уже доставили в больницу с многочисленными травмами и сильным ушибом головы.
— Захаров любил повторять, что артист должен быть сильным и здоровым, — говорит Лисова, — но теперь Верочка совершенно не соответствовала этому требованию. Поняв, что Ивлева больше не в фаворе у Захарова, один за другим от нее стали отворачиваться коллеги. Они, извините за выражение, бздели даже сесть с ней рядом на общих собраниях труппы: а вдруг Марк Анатольевич подумает, что они ее поддерживают! Помимо неприятных последствий аварии, у Веры вдруг стало проявляться нервное заболевание, дали о себе знать астма и малокровие. Ивлева все чаще жаловалась на дочку, которая выскочила замуж и привела супруга в квартиру матери. Теща и зять часто конфликтовали. Верочка даже пыталась выбить себе комнату в общежитии театра, чтобы съехать от молодых, но ей отказали. Так и ушла она на тот свет, страдая от неожиданно свалившейся невостребованности и не сумев найти общего языка с дочкой. Наверное, Оля так и не простила матери чего-то, вот и не заботится о ее могилке.
Дочка актрисы Ольга со своим старшим сыном.
В истории гибели Ивлевой разбирались оперативники из Химкинского отдела милиции.
По официальной версии, вечером 8 января 1999 года актриса не вернулась домой. Следователи выяснили, что накануне, в Рождество, она сходила в церковь — исповедовалась и причастилась, а потом пропала без вести.
По версии следствия, Веру Ивлеву сбил насмерть какой-то водитель, затащил в лес и закопал в сугроб, чтобы её тело обнаружили как можно позже.
Расчёт преступника удался, только в марте, когда стал сходить снег, её тело обнаружили. Сотрудники правоохранительных органов до сих пор не знают его имени. Похоронена актриса на Машкинском кладбище в Москве. Роскошных похорон у актрисы не было, Веру Ивлеву похоронили в закрытом гробу. Ее тело два месяца пролежало в лесополосе, и его сильно обглодали животные.
Первыми тревогу забили члены «Общества некрополистов». Они занимаются поиском заброшенных могил известных людей и берут на себя заботу о захоронении. Некрополисты обратили внимание, что могила актрисы на Машкинском кладбище в подмосковных Химках уже давно в удручающем состоянии. Прошло много лет с тех пор, как Веры Ивлевой не стало, а ей так и не поставили памятник. Да что памятник, нет даже ограды! А деревянный крест, к которому прикреплена табличка с фамилией и годами жизни артистки, сломался и долгое время висел вверх тормашками, зацепившись за дерево.
В киношных энциклопедиях писали, что у Ивлевой осталась дочь Ольга — выпускница пединститута, недавно разменявшая сороковник. Но почему же тогда могила знаменитой матери в таком запущении?!
Татьяна Кравченко и Людмила Лисовой — самые близкие подруги покойницы.
— До Ольги, дочки Веры, вы вряд ли достучитесь, она в какую-то секту вошла, — ошарашила нас Кравченко. — Мне Ивлева в свое время на нее жаловалась. Раньше я звонила Оле, интересовалась, как они поживают. Отвечала, что хорошо, а потом и вовсе к телефону подходить перестала.
Напоследок Татьяна Эдуардовна призналась, что незадолго до смерти Веры Александровны перестала с ней общаться. А вот Мила Лисова оставалась рядом с подругой до последнего и оказалась едва ли не единственной актрисой из «Ленкома», пришедшей на похороны Ивлевой.
Узнав о печальном состоянии могилы актрисы из публикации в «Экспресс газете», поклонница её таланта Лариса Петрова, решив, что на могиле Веры Ивлевой должен стоять достойный памятник, стала обивать пороги общественных организаций с просьбой о помощи.
Однако долгое время Ларисе везде отказывали, пока она не встретилась с Еленой Ульяновой, дочкой знаменитого актера Михаила Ульянова. Елена решила помочь просительнице и выделила необходимую сумму из фонда имени своего отца. И 19 мая 2012 года памятник был установлен.
http://zobxan.narod.ru/news/ivleva/2014-01-22-79
http://www.eg.ru/daily/cadr/27003/
Комментарии 0