«Не плачьте, мадемуазель, все устроится!»

Еще одна представительница Дома Романовых, судьба которой могла сложиться совсем иначе. Внучка Александра II, кузина (двоюродная сестра) Николая II она родилась 18 апреля 1890 года и была названа в честь крестной матери, императрицы Марии Федоровны (жены Александра III). Мария Павловна Романова, великая княжна.

 

Рано лишившаяся родителей (мать погибла при вторых родах, а отец уехал из страны и женился морганатическим браком с Ольгой Пистолькорс, впоследствии княгини Палей) маленькая Мария и ее брат Дмитрий получали всю заботу и ласку от брата отца, великого князя Сергея Александровича и его жены, Елизаветы Федоровны.

 

В восемнадцать лет девушке предложили выгодный брак со шведским принцем Вильгельмом. Но встреча с принцем не возбудила теплых чувств девушки к потенциальному жениху. Мария долго размышляла и сомневалась.

Но обещание императора разрешить отцу и его новой семье вернуться на родину решило вопрос в положительную сторону. Свадьба состоялась.

Николай II выполнил обещание и пожаловал мачехе, сводным брату и сестрам княжеский титул.

Но брак Марии не был счастливым. Она испытала радость материнства, но не любила и не была любима. Чтоб хоть как-то развеять скуку, Мария поступила в Стокгольмскую художественно-промышленную школу. Ее первые работы сначала были осмеяны сокурсницами. Но девушка не унывала и упорно продолжала работать. Позже знания, полученные в этой школе, помогут ей.

 

В 1913 году после развода Мария вернулась в Россию. Во время войны она работала в госпитале. Перед самой революцией Мария влюбилась и вышла замуж за князя Сергея Путятина.

Мария с мужем эмигрировали заграницу, и нашли пристанище в Париже. Чтоб хоть как-то прожить в чужой стране, Мария продала драгоценности, вывезенные контрабандой из России. Но деньги быстро закончились. Чтоб хоть как-то свести концы с концами, Мария Павловна вязала свитеры и продавала их. Она вспомнила навыки, полученные в художественной школе, и начала вышивать.

Во Франции как раз в моде русский стиль. Это и элементы одежды: кокошник, сарафан. А также декоративные части: воротник-стойка, косая застежка и, конечно же, вышивка. Мария Павловна пришла в мастерскую Габриэль Шанель, которая на тот период питала слабость ко всему русскому, и представила ей свою блузку. Шанель предложила сотрудничество. Мария Павловна наняла трех девушек-вышивальщиц и зарегистрировала свое предприятие под названием «Китмир».

 

Работы Марии Павловны имели большой успех. Но нежелание воспользоваться профессиональными мастерицами – она нанимала только русских эмигранток и обучала за свой счет – растягивало время выполнения заказов. Шанель сделала заказ на вышивку партии блузок, туник и пальто и даже разрешила сделать эскизы к готовящейся коллекции. Мария Павловна трудилась наравне со своими работницами и день, и ночь. Вышивка получилась в серых тонах с красными вкраплениями.

       

Модели стали центровыми в коллекции Шанель. Мария Федоровна с замиранием сердца ожидала реакции публики. После трех часов показа, гости ринулись наперебой за заказами к владелице «Китмир». Мария Павловна возвращалась домой в тот вечер, разрыдалась в такси от радости и……. от усталости. Шофер развернулся к ней и произнес: "Не плачьте, мадемуазель, все устроится!". Эта фраза стала лозунгом в жизни женщины. Она поняла, что все сможет.

В 1922 году Мария Павловна стала применять в своих работах бисер, бусы и блестки.

   

Мария Павловна решила расширить дело. Она продала последние драгоценности и, поступившись принципами, наняла француженок. Но это не помогло. Мария Павловна поссорилась с Шанель и отправилась в свободное плавание. Поначалу дела пошли в гору. Увеличилось число заказов, но это означало потерю единого стиля и оригинальности ее работ. К тому же, в связи с открытием гробницы Тутанхамона, русский стиль ушел в прошлое, уступив место геометрическим формам и четким линиям египетского искусства. Мария Павловна осваивала новые веяния моды.

Значимое для Марии Павловны событие произошло в 1925 году. В Париже готовили выставку современного декоративного и прикладного искусства «Арт деко». Узнав, что одной из участниц должен был стать СССР, Мария Павловна решила участвовать. Россию на выставке представляла Надежда Ламанова.

Ламанова получила Гран-при за наряды в русском стиле и пуговицы из хлебного мякиша. Но и Мария Павловна не осталась незамеченной. Ей вручили золотую медаль и почетный диплом на имя … мсье Китмира. Романова не афишировала свою принадлежность к царской семье, поэтому организаторы даже не знали, кто истинный хозяин Дома вышивки.

Но на этом успех Дома вышивки закончился. В Великую депрессию у Марии Павловны снова возникли финансовые затруднения. Вышивка окончательно вышла из моды. Но, если Мария Павловна еще пыталась следовать новым веяниям, то навыки торговли она так и не освоила. Ей претило рядиться с покупателем, она сбавляла цену за уже готовые изделия себе в убыток. В итоге «Китмир» был продан старинной французской фирме «Фритель и Урель», которая существует и сегодня и хранит в своих архивах образцы вышивок русского Дома вышивки.

В 1929 году Мария Павловна переехала в Нью-Йорк. Ее рассказы о царской России нравились слушателям, и она опубликовала мемуары, ставшие бестселлером.

В 1935 году новое увлечение фотографией привело ее в Германию в качестве репортера.

Мария Павловна Романова, великая княгиня умерла на 68 году жизни и похоронена в дворцовой церкви в местечке Майнау, в Германии.

             

http://fashiony.ru/page.php?id_n=79065

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.