-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћари_ћэри

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.07.2011
«аписей: 6891
 омментариев: 54057
Ќаписано: 81797


јйвазовский и его музы

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 12:50 + в цитатник

ѕроизведени€ великого художника »вана  онстантиновича јйвазовского зан€ли почетное место не только в русской и арм€нской живописи, но и в сокровищнице мирового искусства.

 

4497432_430pxAivazovsky_portrait_by_Tyranov (430x599, 34Kb)


 ак бывает у музыканта абсолютный слух, так у јйвазовского была абсолютна€ пам€ть. ќн писал свои марины по пам€ти, исключительно точно передава€ различные состо€ни€ мор€.

»ван  онстантинович јйвазовский родилс€ 29 июл€ 1817 г. в ‘еодосии, в арм€нской семье. — детства наблюдение за жизнью мор€ и рисование стало любимейшим зан€тием »вана јйвазовского. ≈го дарование было замечено вли€тельными людьми города. ј. ».  азначеев, градоначальник ‘еодосии, определил подростка в —имферопольскую гимназию и в дальнейшем ходатайствовал о его поступлении в јкадемию художеств в ѕетербурге. јкадемию јйвазовский закончил с золотой медалью.

јйвазовского при жизни окружала всемирна€ слава. — 1846 г. в –оссии и за границей было организовано 120 его персональных выставок. ќн был избран членом европейских академий художеств: ѕетербургской, ѕарижской, –имской, јмстердамской. ѕапа римский пожелал приобрести дл€ ¬атикана картину јйвазовского «’аос». ¬ 1844 г. ему было присвоено звание академика ѕетербургской јкадемии художеств. ¬ 1844 г.

јйвазовский был поразительно работоспособен: написал около 6000 полотен и считал, что умение писать по пам€ти отличает насто€щего художника от ненасто€щего.

ѕрактически всю жизнь јйвазовский жил и работал в ‘еодосии, где построил по собственному проекту дом на берегу мор€. ѕреподавал в созданной им ќбщей художественной школе-мастерской.

’удожник своими делами заслужил уважение и любовь сограждан. ќн построил в ‘еодосии гимназию и библиотеку, археологический музей и картинную галерею. ѕо его насто€нию был проведен в ‘еодосии водопровод. Ѕлагодар€ его хлопотам был сооружен торговый порт, проведена железна€ дорога. ¬ 1881 г. ».  . јйвазовский избран первым почетным гражданином города ‘еодосии.

¬ольным творцом јйвазовский никогда не был — он находилс€ на службе у государства и был художником √лавного морского штаба. “огда, когда не было телевидени€ и фотоаппаратов, живописцы единственные могли передать картину происход€щего. ѕоэтому √лавный морской штаб посылал »вана  онстантиновича «на задани€»: по заказу руководства художник оперативно рисовал батальные сцены с мест сражений, вкладыва€ в них патриотический дух и веру в силу российского флота, продвига€ таким образом официальную идеологию. ¬о времена  рымской войны јйвазовскому не всегда удавалось присутствовать на местах сражений, но он тщательно собирал рассказы очевидцев и восстанавливал картину происход€щего.

«ћоре — это мо€ жизнь», — говорил художник. ќн обладал способностью передать движение и дыхание мор€.

√л€д€ на его картины, трудно себе представить, что их создавал человек, долгие годы переживающий неустроенность семейной жизни, разлуку с любимыми детьми.

Ќачало осени 1837 года. ¬ –оссии с трепетом ждали прибыти€ балетной дивы ћарии “альони. «рители заполнили петербургский Ѕольшой ( аменный) театр. Ѕилетов было не достать. Ѕалерина блистала в «—ильфиде». ”спех был оглушительным.

 

4497432_30 (421x561, 71Kb)


«накомство студента »мператорской јкадемии художеств »вана јйвазовского с ћарией “альони началось с курьеза: ее экипаж случайно задел его и он упал. —ердобольна€ дама довезла «жертву» до дома, а на другой день прислала ему билет на свой спектакль. “ак он и началс€, их неожиданный роман…

— наступлением ¬еликого поста, когда –осси€ уставала от увеселений, она уезжала на гастроли по ≈вропе. ”знав, что “альони весну и лето проводит в ¬енеции, блест€щий выпускник јкадемии художеств јйвазовский убеждает профессуру, что будущему маринисту всенепременно надо постажироватьс€ в »талии. » вот он впервые за границей, в играющей красками осени ¬енеции, городе ста островов.

¬ ожидании приезда “альони художник рисовал ¬енецию – город-сказку, город-декорацию, город-карнавал, в котором вместо улиц – каналы, вместо переулков – протоки, вместо проспектов – проливы. –исовал старинные роскошные дворцы, ступени которых лижут зеленые воды лагуны, лет€щие по каналам гондолы, а в городе их было не меньше дес€ти тыс€ч, и море.

”дача свалилась на молодого художника нежданно-негаданно: прослышав, что ѕапа –имский √ригорий XVI готов приобрести дл€ ¬атикана его «’аос» – романтический морской пейзаж, јйвазовский от души преподносит картину понтифику сам. “ронутый благородным жестом художника, ѕапа самолично награждает его золотой медалью. ”спех превосходит все ожидани€ јйвазовского. ¬ один из весенних дней 1841 года в салоне, куда он сдавал часть своих полотен, ему передали, что две его картины купила велика€ ћари€ “альони.

“еперь он знал, что она в »талии. ¬олнение захлестывало его. » пока он пребывал в растер€нности, ему в гостиницу доставили письмо в знакомом с голубем конверте, в котором јйвазовский нашел билет на «—ильфиду».

 » снова она порхала на сцене, и снова он ждал ее у артистического подъезда. ѕо дорожке, усыпанной цветами от поклонников, “альони побежала к своей гондоле, страстным голосом окликнув: «—иньор јйвазовский, ну что же вы, € жду!»

 

4497432_29 (415x518, 53Kb)


 атались они в тот вечер долго. ¬ уютном палаццо балерины јйвазовский купалс€ в женских ласках. ѕо утрам он писал картины, прислушива€сь к звукам музыки из комнаты ћарии, где она репетировала. ¬стречались они в полдень за завтраком, и снова катались по каналам, пь€не€ от воздуха мор€ и счасть€. » как-то, признавшись в любви, он позвал ее замуж…

–азница ли в возрасте в 13 лет, тревога ли, что ее особа€ прив€занность к сцене может встать меж ними, привели к тому, что напр€жение между јйвазовским и “альони росло. ќднажды, в день ¬ербного воскресень€, прот€гива€ ему свою розовую балетную туфельку, ћари€ сказала:

– ¬от этот башмачок растоптал мою любовь! ¬озьмите его на пам€ть и возвращайтесь в –оссию. “ам ваша жизнь. —вою женщину вы еще встретите.

– Ќо оставьте мне хот€ бы надежду! – в сердцах воскликнул јйвазовский.

– Ќет, милый мальчик! я всей душой прив€зана к сцене и вр€д ли полюблю вас…

 ¬ день —в€той ѕасхи к “альони зашел нотариус и вручил ей дарственную на роскошное палаццо. “о был прощальный подарок јйвазовского, рыцар€ разбитого сердца.

 

4497432_31 (445x582, 77Kb)


¬ 1848 году јйвазовский женилс€. ¬ один из приездов в ѕетербург он был представлен весьма знатной вдове, имевшей двух дочерей «на выданье». ƒевушки пожелали учитьс€ живописи у знаменитого художника. „ерез некоторое врем€ вдова стала замечать, что художник слишком прилежен в зан€ти€х, часто засиживаетс€ в ее доме. ¬дова уже гадала, какой из дочерей художник отдаст предпочтение. ¬се это, однако, разрешилось самым неожиданным образом: јйвазовский женилс€ на гувернантке — ёлии яковлевне √ревс.

„ерез год после свадьбы у них родилась дочь ≈лена, в 1851 году — ћари€, а в 1858 году — ∆анна. ќднако этот брак оказалс€ не очень счастливым.

“щеславному воображению красавицы рисовались приемы в петербургском салоне. јйвазовский же прин€л решение навсегда поселитьс€ в ‘еодосии. Ќа двенадцатом году супружеской жизни ёли€ яковлевна оставила јйвазовского, вз€в с собой всех четырех дочерей: јлександру, ≈лену, ћарию и ∆анну. “олько врем€ от времени она позвол€ла им навещать отца.

 ƒрузь€ несколько раз пытались помирить јйвазовского с женой, но все оказалось безуспешным. ёли€ √ревс продолжала клеветать на мужа, даже писала царю, просила, чтобы он об€зал јйвазовского каждый мес€ц выплачивать ей триста рублей, хот€ он и без этого давал ей намного больше. ¬ 1877 году брак был расторгнут.

 

4497432_32 (437x538, 99Kb)


Ўли годы, и на его пути встретилась друга€ женщина, которую он увидел однажды из экипажа, остановленного похоронной процессией. ’оронили известного в ‘еодосии купца —аркизова. ¬след за гробом шла вдова — юна€ арм€нка поразительной красоты. „ерез год јнна Ќикитична —аркизова стала женой јйвазовского. » хот€ ему было уже 65 лет, јйвазовский был пылко влюблен в жену и по-насто€щему счастлив с ней. јнна Ќикитична была моложе мужа почти на 40 лет, но природный такт, чуткость, душевна€ теплота отличали эту молодую, ничему не учившуюс€ женщину.

ќна преклон€лась перед искусством своего мужа, понимала его, хот€ не посещала музеи и не читала книг по живописи. ƒом јйвазовского ожил. ¬ нем собирались друзь€, художники, ученики.

 ƒетей у них не было. ≈е красота вдохновила јйвазовского не только на создание портрета, который сохранилс€ и находитс€ в галерее. ќн даже посв€тил ей стихотворение.

 

4497432_515pxAivazovsky__Portret_of_wife_Anna_BurnazyanSarkisova (363x498, 54Kb)

 

¬ ƒоме искусств ¬ены проходит выставка великого мариниста. —ам он в это врем€ ворожит над своими полотнами в ‘еодосии.

”строители выставки высылают јйвазовскому столичные газеты с хвалебными рецензи€ми именитых искусствоведов ≈вропы. ¬ одной из газет на последней странице видит он скромный некролог, озаглавленный: «—кончалась велика€ ћари€ “альони». Ѕалерина ушла из жизни 22 апрел€ 1884 года в ћарселе, не дожив до своего 80-лети€ одного дн€.

“емные волны печали тотчас унесли »вана  онстантиновича в ¬енецию, набросив траурную вуаль на образ любимой. » его пот€нуло к заветной шкатулке, где лежали его ордена и медали. ќткрыл, достал оттуда розовую туфельку и вновь загрустил по женщине, котора€ когда-то отвергла его.

јйвазовский не мог знать, что втора€ половина жизни его первой музы была не столь €ркой и блест€щей, как перва€. »збалованна€ славой балерина с болью погружалась в тр€сину забвени€. ¬ 1870 году, во врем€ франко-прусской войны, она получает весть о гибели сына. » хот€ после вы€сн€етс€, что он был всего лишь т€жело ранен, сообщение это надломило ее дух, а когда в 1871-м на 95-м году жизни умер ‘илиппе “альони, вместе с уходом отца земл€ словно уплывает у нее из-под ног. ќпустошенна€ ћари€ перебираетс€ жить в Ћондон, где дает уроки танца в аристократических семь€х. «анималс€ у нее и сын королевы ¬иктории принц ”эльский.

ѕоследние дни жизни проводит она в своем палаццо на озере  омо. ”мира€, ћари€ держала за руку дочь, которую выдала замуж за русского кн€з€ јлександра ¬асильевича “рубецкого. ”покоение ћари€ “альони нашла на парижском кладбище ѕер-Ћашез. Ќа ее надгробии высечено: ««емл€, не дави на нее слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе».

‘еодоси€, дом јйвазовских, 2 апрел€ 1900 года. –аннее утро ¬ербного воскресень€. ” входа посыльный с корзиной ландышей. —ледом в дом принос€т маки, мимозы, тюльпаны, нарциссы – знаки внимани€ благодарных горожан. ¬зор »вана  онстантиновича замер на серебристых ландышах. »з глубин пам€ти всплыло – он их где-то уже видел.

 

4497432_529pxAivazovsky__Selfportrait_1874 (529x600, 42Kb)


«аметив, что муж не спускает глаз с дивных ландышей, јнна Ќикитична обронила: «ƒа их нам в ¬ербное воскресенье принос€т уже не первый год. ¬се хотела спросить, от кого они, да забывала»…

»ван  онстантинович скончалс€ внезапно, ночью, от кровоизли€ни€ в мозг, оставив на мольберте картину «¬зрыв корабл€», начатую накануне. ’удожник был похоронен с воинскими почест€ми, местный гарнизон возложил на гроб адмиральскую шпагу. Ќа могиле высекли надпись на арм€нском €зыке: «–ожденный смертным, оставил по себе бессмертную пам€ть».

ѕохороны јйвазовского состо€лись под неумолчный звон колоколов. ¬оздали ему и воинские почести: начальник местного гарнизона возложил на гроб адмиральскую шпагу. ѕровожала художника в последний путь вс€ ‘еодоси€. Ќе было на похоронах только ёлии √ревс, котора€ любила его и возненавидела: умерла она за несколько мес€цев до его кончины. ≈й было 70.

” кладбищенской ограды застыл, как изва€ние, старик в потертом сюртуке. », не перестава€, бубнил себе под нос: « ому теперь € буду носить цветы от “рубецких? »таль€нка ћари€ “альони, выдавша€ дочь за кн€з€ “рубецкого, умира€, наказала дочери – каждое ¬ербное воскресенье посылать јйвазовскому ландыши. ¬ пам€ть о том дне, когда она отвергла его, хот€ всю жизнь любила его одного. Ўестнадцать корзин доставил € »вану  онстантиновичу на дом, а он так ни разу и не справилс€ – от кого они?»

¬ернувшись с похорон, јнна Ќикитична открыла наконец заветную шкатулку мужа, достала розовый башмачок и бросила его в печку, словно убрав последнюю преграду между собой и безгранично любимым человеком, пусть и усопшим.

 то знает, не в ту ли минуту дала она себе обет 25 лет не покидать родного их с »ваном  онстантиновичем семейного гнездышка.

Ќа похоронах јнна Ќикитична распор€дилась разделить склеп на две части, вторую предназначив дл€ себ€.

 

4497432_800pxAivazovskys_tomb (700x504, 149Kb)


ѕосле смерти мужа јнна Ќикитична в знак траура перестала выходить из дома. ¬ течение 25 лет она ни разу не оставила своей квартиры, расположенной в том флигеле галереи, где находитс€  раеведческий музей.

“ак она пережила ѕервую мировую войну. –еволюци€, гражданска€ война, голод и разруха не могли заставить выйти из дома эту добровольную затворницу.

— 1917 по 1920 гг. власть в городе мен€лась трижды, и в 1920 г.  рым был освобожден окончательно. ¬ 1921 году галерею национализировали и через год открыли дл€ посетителей. јнна Ќикитична не была на открытии. ќна продолжала жить замкнуто и нелюдимо.

ќна лишь каждый вечер ходила к морю и сидела на скамье, которую феодосийцы вскоре начали называть «скамьей јнны Ќикитичны јйвазовской».

 

ћатериал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru 

http://noev-kovcheg.ru/mag/2011-05/2453.html

–убрики:  »стории любви и судьбы известных людей
ћетки:  

ѕроцитировано 10 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м



јвената   обратитьс€ по имени ¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 13:27 (ссылка)
ћне посчастливилось видеть его картины в ћинске, в музее. Ёто было в далекие 80-е, но до сих пор помню, как мен€ они поразили. —мотришь на картину, а костер на берегу мор€ мерцает, как насто€щий и море вот-вот зашумит! Ѕолее реалистичного художника-мариниста € не видела! —пасибо тебе за прекрасный пост о нем!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 16:27ссылка
ѕонимаю, Ќаташенька! ” мен€ такое же потр€сение было, когда € в Ћенинграде увидела работы  уинджи! ≈го луна - это что-то! Ѕольше ни у кого € не видела такой луны!
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 20:25ссылка
¬ далеких 80х и € видела это полотно, которое покорило мен€ 19-летнюю) Ёту луну € и сейчас помню, ее блики...
ћарина_”шакова   обратитьс€ по имени ¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 14:18 (ссылка)
ј жена - —аркизова, кака€ красавица. –абот его знаю хорошо, а вот про личную жизнь узнала от теб€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 16:28ссылка
ћариночка, € тоже о его личной жизни не знала. –аньше на эти темы немного материала было, все больше о творчестве. ј всегда интересно знать, как жил человек, кого любил, каким был отцом.
_Sofia-9_   обратитьс€ по имени ¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 16:50 (ссылка)
ƒобрый вечер ћариночка ! —пасибо за интересный рассказ о жизни јйвазовского. я тоже -хорошо знакома с его картинами , а про жизнь , его любовь к балерине и о четырЄх дочер€х ничего не знала... » мен€ поразило то , как можно писать море по пам€ти...! я и с натуры-то не смогу...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 17:07ссылка
ƒа, пам€ть у него была феноменальна€! ј еще он усыновил своего внука, чтобы передать по наследству дарованный ему титул и фамилию.
laura_mz   обратитьс€ по имени ¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 18:09 (ссылка)
ћариночка, спасибо, оч интересно...
мне тоже посчастливилось видеть в музе€х картины  уинджи и јйвазовского, впечатление на всю жизнь...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 21:09ссылка
 онечно, видеть подлинник - это совсем другое дело, чем репродукцию. Ёнергетика художника все-таки чувствуетс€, поэтому картина жива€.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 21:23ссылка
ƒа, это было очень давно - в прошлом веке ))
в Ћенинграде...
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 21:29ссылка
ƒа, звучит, конечно, пугающе - в прошлом веке! Ќам повезло - мы живем в двух веках и были в Ћенинграде, которого теперь нет! «ато есть ѕетербург! » жили в стране, которой теперь тоже нет!
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 22:04ссылка
€ это и имела ввиду))
ещЄ раз большое спасибо за интересный пост!
заходи ко мне тоже, буду рада...
“рииночка   обратитьс€ по имени ¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 20:55 (ссылка)
Ѕлагодарю за прекрасную работу! ’орошего вечера, дорога€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 21:09ссылка
»нночка, рада, что тебе пост понравилс€.
јлександр_«итев   обратитьс€ по имени јйвазовский и его музы. —реда, 04 ƒекабр€ 2013 г. 08:59 (ссылка)
 артин собрал в фотоальбом много,с биографией его знаком,а вот про муз узнаю впервые. —пасибо большое.

(ƒобавил ссылку к себе в дневник)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 04 ƒекабр€ 2013 г. 10:58ссылка
я рада, что ¬ам понравилс€ пост. ¬сегда интересно знать о знаменитом человеке не только его творчество, но и его жизнь. ¬едь повседневна€ жизнь тоже вли€ет на создание тех или иных работ. “ак больше начинаешь понимать творца.
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку