-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћари_ћэри

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.07.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 81929


“айные знаки картин. ѕортрет четы јрнольфини

—уббота, 30 Ќо€бр€ 2013 г. 14:56 + в цитатник

»сторики искусства прибегают к неверо€тным ухищрени€м, пыта€сь истолковать ту или иную картину. ¬озьмем, к примеру, одно из самых загадочных произведений живописи – «ѕортрет четы јрнольфини» яна ван Ёйка. —только вокруг картины придумано, измышлено, как по-разному толкуютс€ факты!

4497432_Van_Eyck__Arnolfini_Portrait (511x700, 258Kb)

 

 азалось бы, что за сюжет! „то проще – мужчина и женщина в интерьере. —то€т. ¬се замерло. ќт картины веет покоем и миром. ќстановилось мгновение. Ќичто не мен€етс€ – и взгл€д зрител€, скольз€ по изображению, то и дело замирает, отмеча€ подробности парного портрета.

 

4497432_513pxJan_van_Eyck_007 (513x599, 74Kb)


ј подробности начинают вызывать догадку за догадкой – и вопросы. јрнольфини – италь€нец? Ѕледное, еще бледнее от огромной черной шл€пы, лицо, с еле заметными бров€ми. ¬нешность совсем не италь€нска€… ћужчина из€щен, узкоплеч, €вно не атлет…  упец эпохи ¬озрождени€ – из страны, где родилось ¬озрождение! „то значит жест мужчины – эта раскрыта€ к зрителю права€ рука – приветствие или кл€тва?

 

4497432_491pxJan_van_Eyck_006 (491x600, 55Kb)

4497432_488pxJan_van_Eyck_003 (488x599, 39Kb)

ѕолунаклон головы юной женщины да еще раскрыта€ кисть руки, доверчиво вложенна€ в руку мужчины, рождает в душе зрител€ трогательное переживание умилени€. ќдета в соответствующие тогдашней моде одежды, из-за которых все дамы казались беременными. » в то же врем€ – характерный именно дл€ беременной жест левой руки…

 ян ван Ёйк написал картину в Ѕрюгге, в 1434 году – это авторска€ датировка (на самой картине, в необычном месте – в самом центре, над круглым выпуклым зеркалом, написано: «ян ван Ёйк был здесь, 1434»).

 

4497432_799pxThe_Arnolfini_Portrait_d (700x525, 72Kb)


ƒлительное врем€ фактом считалось, что на картине – купец из Ћукки ƒжованни ди јрриджо јрнольфини в момент заключени€ брака с ƒжованной „енамо. —овсем недавно было установлено, что этот брак относитс€ к 1447 году – ван Ёйк к этому времени несколько лет уже как в могиле.

» все же мужчина – один из јрнольфини, в описи картин ћаргариты јвстрийской 1516 г. полотно именуетс€ «Ёрнуль из€щный с женою в комнате». —ейчас прин€то считать мужчину ƒжованни ди Ќиколао јрнольфини (кузен первого јрнольфини).

 Ѕолее чем над определением имен персонажей, ломают историки головы над разъ€снением деталей картины. ƒействительно ли именно в детал€х этих заложен такой смысл, действительно ли они определ€ют все в картине?

 

4497432_800pxThe_Arnolfini_Portrait_d (700x525, 94Kb)


¬ люстре над головами персонажей – гор€ща€ свеча. „то это – об€зательный атрибут свадебной церемонии, символ ’риста, свидетельствующего этот брачный союз; либо указание на то, что картина – воспоминание о браке, дл€ јрнольфини – пам€ть об умершей в родах жене (над головой женщины – тоже свеча, но погасша€).

 »сторики предполагают: между геро€ми картины, между мужем и женой заключен «брак левой руки» – посмотрите, как соединены руки персонажей. «Ѕрак левой руки» – брак между людьми разного социального положени€, чаще всего в таких случа€х невеста происходила из низших сословий (брачный контракт в таких случа€х предусматривал отказ жены от прав на наследование после смерти супруга дл€ себ€ и рожденных в браке детей).

 

4497432_488pxJan_van_Eyck_005 (488x599, 89Kb)

 

4497432_Jan_van_Eyck_004 (485x558, 86Kb)



Ќа полу – улична€ дерев€нна€ обувь, женские красные сандалии у кресла; ближе к зрителю – неокрашенные мужские, немного забрызганные гр€зью… »з внешнего мира роскоши, в великолепных модных костюмах пришли сюда мужчина и женщина. —ерьезный мужчина и смиренна€ женщина. —уетна€ толче€ осталась за порогом. ¬невременной зритель, наблюда€ эту спокойную неподвижность, интуитивно чувствует кипение страстей за стенами дома, за окном комнаты.

 «» сказал Ѕог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земл€ св€та€…» (»сход 3:1-6). ћужчина и женщина разулись – дл€ совершени€ обр€да бракосочетани€? ќставл€ют за стенами комнаты обыденность, и таким образом «св€той землей» оказываетс€ пол комнаты, в которой совершаетс€ таинство?

 

4497432_Santa_Margarita (351x563, 395Kb)


—права от зеркала, на спинке стула – изображение – это либо св. ћаргарита, покровительница рожениц, либо св. ћарфа, покровительница домохоз€ек, в пользу этого же предположени€ свидетельствует вис€ща€ р€дом с этой фигуркой метелка…

 

4497432_488pxJan_van_Eyck_002 (488x599, 50Kb)


—лева, у окна, – несколько апельсинов. —имволика этих плодов многопланова: это и чистота, невинность, и напоминание о плодах из райского сада, и плодовитость…

 

4497432_417pxThe_Arnolfini_Portrait_detail_9 (417x599, 45Kb)

 

4497432_The_Arnolfini_Portrait_detail_8 (441x517, 146Kb)

∆ених и невеста облачены в тЄплые одежды, несмотр€ на лето за окном — это видно по вишне, котора€ усыпана плодами — однозначный символ пожелани€ плодовитости в браке.

 расный альков справа €вл€етс€ намеком на «ѕеснь песней» и символизирует брачный чертог. ¬ нидерландской живописи подобна€ кровать — непременный атрибут сцен Ѕлаговещени€, –ождества ’ристова и –ождества Ѕогородицы, что еще раз напоминает о св€зи этой картины с богородичным культом. — фрейдистской точки зрени€ в такой тематике — алый занавешенный альков имеет пр€мые ассоциации с женским лоном.

–ама круглого выпуклого зеркала украшена дес€тью медальонами с изображением —трастей ’ристовых. —лева – с той стороны, где стоит мужчина – эти изображени€ св€заны с живыми персонажами, справа – с мертвыми. “оже намек на то, что женщина – уже в мире теней?

 

4497432_720pxThe_Arnolfini_Portrait_d (700x583, 122Kb)

 

—имволично расположение фигур. ∆енщина стоит около супружеского ложа, в глубине комнаты, ее лицо обращено к супругу, голова наклонена, мужчина – ближе к окну и к зрителю, к внешнему, то есть, миру. ќн и смотрит на зрител€ – и на вход€щую в комнату пару (их отражени€ заметны в зеркале).¬ зеркале отражаетс€ художник и еще один свидетель. 

¬ XV веке ещЄ не нужно было присутствие св€щенника и свидетелей, чтобы сочетатьс€ законным браком. Ёто можно было сделать в любом месте, например, как здесь — в спальне. ќбычно на следующий день супруги вместе шли в церковь, что €вл€лось доказательством того, что они стали мужем и женой. —видетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным €влением дл€ хорошо обеспеченных людей, дл€ заверени€ письменного брачного контракта.

«еркало в городском интерьере было необычным €влением во времена ван Ёйка, обычно вместо него использовалс€ полированный металл. ѕлоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. ¬ыпуклые зеркала были более доступны. ѕо-французски они назывались «колдунь€ми», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдател€. ¬ зеркале, изображЄнном на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, вход€щих в комнату.

¬от так в картине, по сути, смыкаютс€ две реальности – публичной и приватной жизни. ћужской – и женской. 

 

4497432_542pxJan_van_Eyck__Portrait_of_Giovanni_Arnolfini_and_his_Wife_detail__WGA7698 (542x599, 75Kb)


» «замковым камнем» смысла картины оказываетс€ вот эта собачка у ног четы, как символ верности. «начит, все-таки – бракосочетание? –еальное, свершающеес€ в эту самую минуту. »ли воспоминание о нем, пам€ть о браке той, что в урочный час принесла обеты верности, стала женой, пыталась стать матерью – и по воле √оспода оставила этот мир?

…—транной жизнью живет в веках произведение искусства. „ем дальше отдал€ет нас врем€ от творца этого произведени€ – тем больше смыслов обретает оно. Ѕезвозвратно тер€€, возможно, при этом начальный замысел автора.

—мотрите, как все интересно получаетс€: неподготовленный зритель ничего не знает об этой картине – кроме, может, названи€ ее. ѕолучаетс€, что истинными €вл€ютс€ именно переживани€ зрител€, его впечатление от изображени€. »стинно лишь это ощущение мира и поко€, излучаемое полотном. » где-то на грани сознани€ брезжит налет тревожности.

„то к нашим ощущени€м добавл€ет знание истории персонажей и истории картины? “олько – вопросы. » тоскливую печаль от сознани€ быстротечности жизни…

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/ѕортрет_четы_јрнольфини

http://artdosug.ru/archives/5223#more-5223

 

–убрики:  »нтересно
∆ивопись и картинки
–азное
ћетки:  

ѕроцитировано 7 раз
ѕонравилось: 13 пользовател€м



_Sofia-9_   обратитьс€ по имени —уббота, 30 Ќо€бр€ 2013 г. 16:34 (ссылка)
ƒобрый день ћарина . ќчень всЄ интересно , а теперь ещЄ и загадочно "с налЄтом тревожности". ¬сю окружающую обстановку очень подробно описали . ј тебе не кажетс€ , что жених где-то отдалЄнно напоминает ѕутина?...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 30 Ќо€бр€ 2013 г. 16:58ссылка
ƒа, и мне тоже показалось...
ѕерейти к дневнику

—уббота, 30 Ќо€бр€ 2013 г. 17:08ссылка
” студентов художественных учебных заведений даже есть така€ шпаргалка, чтобы запомнить имена художников и их картины: так вот, если изображенные на картинах люди похожи на ѕутина, значит, это ван Ёйк!
¬аша_¬ишн€   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 01 ƒекабр€ 2013 г. 00:38 (ссылка)
—пасибо, ћарин. такой интересной трактовки € еще не встречала)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 01 ƒекабр€ 2013 г. 01:26ссылка
Ќаташенька, мне так интересна эта тема! — удовольствием читаю про тайные символы в картинах.
ћарина_”шакова   обратитьс€ по имени ¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 14:45 (ссылка)
Ѕлин!  ак на ѕутина похож! “очно, остаЄтс€ тосклива€ печаль от сознани€ быстротечности жизниЕ
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 ƒекабр€ 2013 г. 16:33ссылка
ƒа, ћариночка, и сейчас ничего не изменилось - все проходит просто стремительно! ∆иви и наслаждайс€ каждым мгновением!
NIKOL-49   обратитьс€ по имени —уббота, 22 ‘еврал€ 2014 г. 06:05 (ссылка)
≈катерина –ождественска€ в своем журнале " араван историй" делала фотки знаменитостей,которые были похожи на героев картин
ќна предлагала путину сн€тьс€,он отказалс€
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 22 ‘еврал€ 2014 г. 12:35ссылка
ћне нрав€тс€ ее работы! ќна умеет подобрать подход€щий образ. ј на картинах Ёйка, действительно, все мужчины похожи на ѕутина или ѕутин на них.
NIKOL-49   обратитьс€ по имени —ѕј—»Ѕќ!!! ¬оскресенье, 23 ‘еврал€ 2014 г. 02:24 (ссылка)
¬озможно ,€ мало что понимаю. я не профи.
Ќо по-моему мнению,эта парочка кака€-то безжизненна€,бесцветна€...
и в€ла€...
Ќет в ней огонька жизни.
Ќо это мое мнение .
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 23 ‘еврал€ 2014 г. 15:10ссылка
” каждого художника свое в»дение, в каждое врем€ свои идеалы. ¬озможно, ван Ёйк просто не ¬аш художник.
ѕерейти к дневнику

—ѕј—»Ѕќ!!!

¬оскресенье, 23 ‘еврал€ 2014 г. 22:22ссылка
»сходное сообщение ћари_ћэри
” каждого художника свое в»дение, в каждое врем€ свои идеалы. ¬озможно, ван Ёйк просто не ¬аш художник.



¬ы абсолютно правы.
я люблю импрессионистов
.
ј насчет книг,так € думаю, что дл€
любого писател€ есть "свое" врем€.
.
я тоже читала его в школе.
ј сейчас не воспринимаю.
ћожет информации больше, или врем€ другое...
 уприн у мен€ тоже пошел в школе,а потом всЄ...не интересно.
NIKOL-49   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 23 ‘еврал€ 2014 г. 02:26 (ссылка)
ј –ождественска€ мне тоже очень нравитс€.
„еловек нашел свое место и призвание.
ќна теперь знаменита,как папа.
ј папины стихи мы читали и любили.
—ами читали, а не ,как ћа€ковского в школе, заставл€ли.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 23 ‘еврал€ 2014 г. 15:13ссылка
 стати, у ћа€ковского тоже есть хорошие стихи. я, например, лучше всего его воспринимала в детстве.  ак-то далс€ мне ритм его поэзии. –ождественский в этом плане (ритмики стиха) чем-то очень схож с ћа€ковским. ¬сему свое врем€.  лассе в 5 € перечитала всего „ехова.  азалось бы, рановато. Ќо вот пошЄл он тогда! ј сейчас нет желани€ перечитать.
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку