-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћари_ћэри

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.07.2011
«аписей: 6889
 омментариев: 54036
Ќаписано: 81770


“риумф и трагедии великих скрипок

ѕонедельник, 02 —ент€бр€ 2013 г. 12:21 + в цитатник

 ому сегодн€ нужен старинный ро€ль? »грать на нем невозможно. — течением лет звучание тер€етс€, угасает. –о€ль с «биографией» может представл€ть интерес разве что как предмет интерьера или экспонат какого-нибудь исторического музе€. Ќо скрипки… Ёти инструменты работы великих мастеров не утрачивают с веками благородства, глубины, блеска, м€гкости и силы звука.

 

4497432_skr (700x394, 63Kb)

 

» как истории жизни самих мастеров, судьбы великих инструментов порой полны драматизма. ѕодобно другим драгоценным произведени€м искусства старинные скрипки крадут и подделывают, в них влюбл€ютс€ и их ненавид€т…

ѕроигрыш и выигрыш синьора ѕаганини

ќсенью 1800 года в таверну города Ћиворно вошел нескладный худощавый молодой человек со скрипичным футл€ром в руках. «а одним из столиков играли в карты. ћолодой человек присоединилс€ к игре. ≈му не везло: деньги быстро та€ли, и вскоре молодой человек осталс€ без гроша. “огда он поставил на кон скрипку, по€снив, что она довольно дорога€.  артежники согласились, и скрипка тут же была проиграна. ћолодой человек просил вернуть ее хот€ бы на сутки, ссыла€сь на вечерний концерт, но над ним только посме€лись:
«“ы же сам ее на кон ставил! ћы теб€ не заставл€ли!» “огда к незадачливому игроку подошел пожилой француз из-за соседнего столика. «я простой купец из ѕарижа, – сказал он, – но люблю музыку и бывал на ваших концертах. ¬ы – синьор Ќикколо ѕаганини. “ак вот, скрипка ваша не из лучших. Ќе жалейте о ней. Ќа вечер € дам вам другую. ≈е сделал никому не известный мастер ƒжузеппе √варнери дель ƒжезу, но, может быть, ее звук понравитс€ вам».

 

4497432_paganini (350x420, 116Kb)

«вуком этой скрипки семнадцатилетний ѕаганини был очарован. Ѕыл потр€сен его игрой и парижский купец, имени которого не сохранила истори€. ѕосле концерта он отказалс€ прин€ть скрипку обратно, подарив ее молодому гению. «Ќе мне, скромному любителю, на ней играть», – сказал он.
Ёта скрипка √варнери сопровождала ѕаганини всю жизнь. “олько один раз, перед концертом в ѕариже, она «заболела», и ѕаганини отнес ее скрипичному мастеру ¬ильому (к нему мы еще вернемс€). ¬ильом сумел «вылечить» скрипку, и растроганный ѕаганини обн€л его и вручил драгоценную шкатулку. «” мен€ было две таких шкатулки, – по€снил он. – ќдну € подарил врачу, исцелившему мое тело, вторую дарю вам, исцелившему душу».
ƒо самой смерти ѕаганини так и не рассталс€ с этой скрипкой √варнери. ќн завещал ее музею родного города √енуи. “ам ее можно увидеть и сейчас под именем «¬дова ѕаганини». “олько если в √еную приезжает выдающийс€ скрипач, ему разрешают сыграть на ней.

«агадочный узник

“ак кто же он, тот самый мастер ƒжузеппе √варнери, прозванный дель ƒжезу и создавший скрипку, прославившую ѕаганини? ѕочему парижский купец назвал его «никому не известным»?

 

4497432_gvarneri (700x519, 113Kb)

ќ ƒжузеппе √варнери и теперь известно очень мало, разве что год рождени€ – 1698-й. «ато €сно, что ему завидовал сам јнтонио —традивари. ќн говорил, что его собственные скрипки хот€ и превосход€т инструменты √варнери м€гкостью и блеском звучани€, но уступают им в силе звука. ѕравда, —традивари знал, что √варнери считаетс€ пь€ницей и бу€ном, а значит, полагал он, серьезных заказчиков ему не видать.   тому же —традивари был очень богат. ¬ ходу в  ремоне была даже поговорка: «богат, как —традивари». » все же зависть не оставл€ла его до конца дней.
ќднако √варнери был арестован и заключен в тюрьму (за какую именно провинность – не знает никто). »з темницы он уже не вышел, там и умер в 1744 году. Ќо и в тюрьме мастер продолжал создавать скрипки – материалы и инструменты дл€ работы приносил ему тюремщик, потом продававший творени€ √варнери за бесценок. «аслуженна€ слава пришла к дель ƒжезу только после смерти…

ѕриказ «отн€ть и поделить»

—удьбы инструментов самого јнтонио —традивари тоже безоблачными не назовешь. ¬ мире его инструментов осталось не так мало, около тыс€чи. » многие из них вскрывали, пыта€сь копировать, но безуспешно. Ќикому не удалось проникнуть в тайны божественного звука. ѕо€вилась легенда, что в этих скрипках живет душа —традивари…

 

4497432_stradivari_protsess (475x356, 72Kb)

¬ советское же врем€ в –оссии большевики попросту приказали конфисковать все инструменты —традивари, у кого бы они ни находились, и «национализировать» их. «накома€ песн€, не правда ли? «наменитое «отн€ть и поделить» товарища Ўарикова. ѕравда, как известно, будущий Ўариков играл на балалайке по трактирам и едва ли подозревал о существовании —традивари, но сути дела это не мен€ет.
»так, в мае 1920 года сотрудник ¬„ , некто ѕрокофьев (не путать с композитором!), вышел из поезда на привокзальную площадь ќдессы. ¬ кармане его гимнастерки лежал примечательный документ, подписанный одним из большевистских лидеров (не станем называть имен, чтобы у этих де€телей не было славы √ерострата). “екст был таким: «ѕредоставить подателю сего т-щу ѕрокофьеву отдельный классный вагон дл€ поездки в ќдессу и обратно».
 «ачем же прибыл в ќдессу привилегированный пассажир? ƒа вот с тем же пресловутым поручением – найти и конфисковать все сохранившиес€ в ќдессе скрипки —традивари. «абега€ вперед, можно сказать, что он и ему подобные «конфискаторы» достигли немалых успехов на этом поприще. „асть инструментов погибла или бесследно пропала в ту эпоху. —частье, что усили€ми энтузиастов много великих скрипок удалось сохранить. Ќекоторые инструменты составили основу √осударственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. «десь и скрипка 1628 года работы јнтонио и ƒжироламо јмати, и виолончель учител€ —традивари – Ќиколо јмати… ¬ коллекции и альт самого —традивари, достойный быть причисленным к лучшим инструментам мира. ќн принадлежал известному меценату ∆иваго и был обнаружен в его доме у Ќикитских ворот в ћоскве. ѕон€тно, что наследникам мецената требовать возвращени€ их законной собственности едва ли имеет смысл. ’орошо еще, что альт вообще уцелел. «десь же и скрипка —традивари «ёсупов». ќна была привезена из »талии кн€зем ёсуповым. ≈е нашли случайно в тайнике ёсуповского дворца.

4497432_SkripkaAntonioStradivari (550x389, 41Kb)


ѕодделки и похищени€

 ¬ 1767 году в семье крепостных графа Ўереметева родилс€ »ван јндреевич Ѕатов, которому суждено было стать одним из прославленных скрипичных мастеров, «русским —традивари», как его называли. ќн училс€ в ћоскве, у мастера ¬ладимирова, и вскоре преподнес Ўереметеву виолончель своей работы, «прекрасную телом и душою». –астроганный граф дал Ѕатову вольную. “от открыл мастерскую и до конца жизни создавал скрипки, пользовавшиес€ неверо€тным успехом и в –оссии, и за границей. Ќу как тут мошенникам усто€ть от искуса! ќни скупали дешевые саксонские скрипки, ставили на них батовское клеймо и продавали – пон€тно, уже по другой цене.

 

4497432_Batov (200x241, 23Kb)     Ѕатов

 


ј вот истори€ одной из удивительных скрипок – считалось, что сделал ее италь€нский мастер по имени ƒуиффопругар. Ёто первый в мире создатель инструментов, называемых теперь скрипками. ¬ конце XIX века подлинных инструментов √аспара ƒуиффопругара было известно всего п€ть, среди них скрипка 1510 года, подаренна€ ‘ранциску I. Ќадо ли упоминать об их неизмеримой ценности… » вот сенсаци€: обнаружена еще одна скрипка! ѕрелестный инструмент с завитком, декорированным резной человеческой головой, и золотыми буквами по бокам: «я когда-то жил в лесах, живой € молчал, мертвый же нежно пою». Ќижнюю деку украшала картина маслом… ƒолгое врем€ исследователи не сомневались в авторской принадлежности этой скрипки. ќднако вы€снилось, что это всего лишь отлична€ подделка, и создал ее не кто иной, как… французский мастер ¬ильом. ƒа-да, тот самый ¬ильом, исцеливший скрипку ѕаганини! ¬оистину, неисповедимы пути творцов…

 

4497432_V012b (357x480, 180Kb)

Ќо как бы то ни было, ¬ильом – мастер. ќбычные жулики со звуком и лаком возитьс€ не станут, им лишь бы продать – поскорее и подороже. “акова трагическа€ судьба скрипки —традивари, принадлежавшей јлександру I и после его смерти помещенной в Ёрмитаж. ќттуда ее похитили, а когда инструмент нашли в √ермании, оказалось, что воры в цел€х маскировки смыли неповторимый «коралловый» лак… “еперь эта скрипка возвращена в –оссию, но лишь как музейный экспонат. ¬олшебный звук утрачен навсегда.

“айна лака —традивари

 „то же за лак смыли со скрипки великого мастера невежественные похитители? ¬ чем секрет лака —традивари и других старых италь€нских мастеров? »звестно лишь, что этот лак (вернее, несколько его видов, у каждого мастера свой) отличалс€ особыми свойствами, повторить которые не удалось еще никому. ћногие специалисты считают причиной упадка скрипичного искусства исчезновение бальзамной сосны и «драконовой крови» – прозрачной темно-красной смолы, растворимой в эфирных маслах. ”тверждаетс€, что старые италь€нцы добывали лаки и из сандала и шафрана.

 

4497432_amati_6 (550x346, 55Kb)  —крипка јмати

 

ѕомимо лака, и само дерево, конечно, было также важным компонентом. ‘ранцузский ученый ∆ак —авар доказал, что скорость распространени€ звука в еловой древесине превышает таковую в воздухе в 15 раз. Ќа нижнюю деку брали обычно клен. „ерное дерево шло на гриф… Ќо за два века почти полностью исчезли «музыкальные» леса. “от же ¬ильом в поисках нужного дерева вынужден был разъезжать по рынкам и скупать старые столы и скамейки. —ловом, сколько бы ни «препарировали» старинные скрипки, сколько бы их тайн и секретов ни угадывали, превзойти и даже просто скопировать их чудесное звучание пока не получилось ни у кого. ƒа и разве можно повторить волшебство?


јндрей Ѕџ—“–ќ¬

http://tainy.info/history/triumf-i-tragedii-velikix-skripok/

–убрики:  »нтересно
–азное
ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 9 пользовател€м



_Sofia-9_   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 02 —ент€бр€ 2013 г. 16:30 (ссылка)
 то же не знает скрипку —традивари ! —пасибо ћариночка за интересный рассказ!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 02 —ент€бр€ 2013 г. 17:24ссылка
Ќу так! ‘ильм "¬изит к минотавру" все смотрели!
lapatylechka_LILI   обратитьс€ по имени —реда, 04 —ент€бр€ 2013 г. 19:13 (ссылка)
—пасибо за интересный рассказ.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 04 —ент€бр€ 2013 г. 20:06ссылка
–ада, что понравилось.
ћарина_”шакова   обратитьс€ по имени —уббота, 07 —ент€бр€ 2013 г. 14:29 (ссылка)
ѕотр€сающе интересно. ѕроцитирую.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 07 —ент€бр€ 2013 г. 18:04ссылка
»нтересно, конечно. “ут уже не гипотезы, а достоверна€ истори€.
elinor_051   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 08 —ент€бр€ 2013 г. 00:44 (ссылка)
Cпасибо за интересные рассказы. ѕро подделки ¬ильома не знала.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 08 —ент€бр€ 2013 г. 00:51ссылка
Ќу вот мы с ¬ами и узнали что-то новенькое! ѕодделками занимались во все века.
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 08 —ент€бр€ 2013 г. 00:59ссылка
ƒа, подделывали всЄ на чем можно нажитьс€. ј истори€ картин "¬ермеера" работы ван ћеегерена превзошла, по-моему, все подделки вместе вз€тые.
—ергиус_91   обратитьс€ по имени —реда, 11 —ент€бр€ 2013 г. 20:45 (ссылка)
ƒобрый вечер, ћарина!
Ѕольшое спасибо за прекрасный пост! ќчень всЄ интересно изложено! ÷итирую с благодарностью за ¬аш труд. ∆елаю творческого вдохновени€!
 артинка
 артинка
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 11 —ент€бр€ 2013 г. 21:51ссылка
ќчень рада, что ¬ам понравилось.
ѕерейти к дневнику

—реда, 11 —ент€бр€ 2013 г. 21:55ссылка
ћарина, ¬ы так всЄ сделали, что не может не понравитьс€ творение ¬аше. Ѕольшое спасибо! артинка
ѕерейти к дневнику

—реда, 11 —ент€бр€ 2013 г. 21:58ссылка
ќй, захвалили! ѕожалуйста.
ѕерейти к дневнику

—реда, 11 —ент€бр€ 2013 г. 22:00ссылка
я только констатирую факт: красивый и интересный пост!!!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку