-ћузыка

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћари_ћэри

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.07.2011
«аписей: 6824
 омментариев: 53733
Ќаписано: 81353


ћарго ‘онтейн Ц в любви и в танце

—уббота, 10 јвгуста 2013 г. 11:13 + в цитатник

Ѕлистательна€, несравненна€, велика€, - именно такими эпитетами награждали ее многочисленные поклонники, - ћарго ‘онтейн умерла в нищете на маленькой ферме в ѕанаме, позабыта€  оролевским балетом, которому принесла столько славы. ∆изнь не была к ней благосклонна, но ћарго вынесла все перипетии судьбы с улыбкой на устах и с гордо выпр€мленной спиной. » в танце и в любви она отдавала всю себ€ до конца и никогда ни о чем не жалела.

 

4497432_margo_13 (325x400, 29Kb)

 

≈сли говорить о том, что противоположности сход€тс€, лучшего примера, чем –удольф Ќуреев и ћарго ‘онтейн не найти. ќни никогда не были любовниками, но на прот€жении многих лет, с того самого счастливого дн€, когда они впервые танцевали вместе и до того печального, когда смерть разлучила их, они нежно друг друга любили.

Ёта была идеальна€ любовь – не омраченна€ изменами, непониманием и недоверием, эта любовь никогда не становилась слабее и не утрачивала новизны, она была опалена страстью огненной, безрассудной и неисс€каемой… —трастью к балету. 

 ¬ тот день, когда юна€ и дика€ весна в образе –уди Ќуреева ворвалась в жизнь ћарго, в ее сердце давно уже царила тиха€ и тепла€ золота€ осень. ≈й было 42 года, возраст более чем почтенный дл€ танцовщицы, она продолжала танцевать, но уже несколько лет готовилась к тому, чтобы уйти. «я уйду после сорока», — за€вл€ла она поклонникам, но… “ак просто сказать, что ты уйдешь после сорока, когда тебе двадцать п€ть, даже когда тебе тридцать п€ть лет…  огда тебе исполн€етс€ сорок ты понимаешь, что не можешь просто вз€ть и бросить все. » проходит год, за ним еще один, и партнер, с которым ты танцевала много лет, уже покинул сцену, но ты говоришь себе – еще чуть-чуть, только этот год… он точно будет последним! я найду себе другое зан€тие по душе, мне будет очень больно, но € справлюсь! » тут, как удар молнии – чудо! —пасение… 

4497432_margo_1 (350x486, 42Kb)


ћарго устраивала благотворительный концерт в пользу  оролевской академии танца и подбирала танцовщиков. ќна хотела пригласить √алину ”ланову, но та не смогла приехать и тогда подруга ћарго  олетт  ларк заговорила с ней о другом русском – о Ќурееве. 

— ќн производит большую сенсацию, — сказала  ларк, — » будет блистательным дополнением к списку участников.

–удольф пишет в автобиографии, что сама ‘онтейн позвонила ему в  опенгаген, приглаша€ участвовать в концерте. ћарго отрицает это — по ее словам, –удольфу от ее имени звонила  олетт.

Ќа Ќуреева им€ прима-балерины Ћондонского королевского театра произвело магическое действие, разумеетс€ он не мог отказать ей… но он изложил свое условие. 

— —могу ли € вместе с ћарго станцевать «ѕризрак –озы»? – спросил он.

¬озмущению ‘онтейн не было предела.

— я его в глаза не видела! – говорила она  олетт, — я не знаю, как он танцует!..  о всему прочему, ему всего лишь 23 года!

— ќн просто великолепен, ты должна взгл€нуть на него, — убеждала ее подруга.

 

4497432_margo_2 (188x268, 6Kb)


ћарго была настроена весьма скептически, и, разумеетс€, не дала своего согласи€ танцевать с –удольфом, тем более, что у нее уже был партнер. “ем не менее, она пригласила Ќуреева в Ћондон, дабы обсудить план выступлений. 

¬первые они встретились в доме ћарго на “ерлоу-ѕлейс, куда Ќуриев приехал сразу из аэропорта. ѕервое врем€ –удольф держалс€ напр€женно и скованно, ћарго вс€чески старалась развеселить его и почувствовала неверо€тное облегчение, когда он наконец улыбнулс€ какому-то ее замечанию. 

— я и не знала, что русские умеют сме€тьс€, — сказала она ему, — когда мы были на гастрол€х в –оссии, все русские казались ужасно серьезными.

 олетт оказалась права.  огда ћарго увидела танец Ќуреева – тот согласилс€-таки танцевать не с ней, а с –озеллой ’айтауэр — сомнени€ оставили ее. Ћучшего танцовщика она в жизни не видела и… ќ да! “анцевать с ним было бы, должно быть, очень интересно! “ем не менее, когда чуть позже Ќинетт де ¬алуа, директор королевского балета, пригласивша€ Ќуреева танцевать в своей труппе, предложила ћарго стать его партнершей, она не сразу решилась. 

 

4497432_margo_7 (336x550, 50Kb)


— Ќе буду ли € в сорок два года выгл€деть р€дом с ним – двадцатитрехлетним, как овца, танцующа€ с €гненком?

ќна сама могла бы ответить на этот вопрос. ƒа – наверн€ка будет! Ќо искушение было слишком велико.

ћарго решила рискнуть…

ќни танцевали «∆изель», и это выступление, по мнению многих, стало лучшим из всех выступлений ћарго за двадцать п€ть лет после дебюта…

–азве такое возможно — танцевать в сорок два лучше, чем в восемнадцать?!

¬ танце ћарго открылось что-то новое, что-то неверо€тное и совершенно неожиданное. Ёто была уже совсем не та «∆изель», к которой все привыкли, благодар€ јльберту Ќуреева она полностью преобразилась.

«„увственный пыл Ќуреева стал идеальным контрастом выразительной чистоте ‘онтейн, рождающейс€ из нетронутых запасов страсти и воздушной грации. – пишет ƒиана —олуэй, —  огда они танцевали вместе, казалось, их энерги€ и музыкальность имеют один источник.  огда ћарго, ближе к концу балета, баюкала на руках голову Ќуреева — јльберта, лежавшего на грани смерти, зал абсолютно затих, опаса€сь нарушить интимный момент». 

 

4497432_margo_9 (392x400, 25Kb)


 огда Ќуреев и ‘онтейн вышли на поклон, их встретили невиданными оваци€ми. »х вызывали двадцать три раза! ѕока зал рукоплескал, ћарго вытащила из букета красную розу на длинном стебле и подарила –удольфу, а тот упал на одно колено, нежно вз€л ее руку и осыпал поцелу€ми. ѕублика была в экстазе. „удо совершилось. ¬ тот день на балетном небосклоне вспыхнула нова€ звезда – одна на двоих.

ћарго ‘онтейн, впрочем, тогда еще просто ѕэгги ’укэм родилась в 1919 году в семье британского инженера и большую часть детства провела в переездах между Ћондоном и Ўанхаем, где работал ее отец. ќна училась в балетном классе школы «¬ик-”эллс», когда Ќиннет де ¬алуа, подыскивающа€ новых балерин дл€ детской труппы, разгл€дела среди четырнадцатилетних девочек одну, показавшуюс€ ей особенно одаренной.

— „то это за маленька€ кита€нка? – спросила она, введенна€ в заблуждение темными глазами и короткой мальчишеской стрижкой юной особы, — я хочу посмотреть на нее.

 

4497432_margo_12 (500x333, 73Kb)


¬зволнованна€, ѕэгги исполнила то, что умела, должно быть, танец ее не был безупречен, но опытный взгл€д Ќинетт сразу же уловил утонченную грацию и нежность, что таились за порывистыми и угловатыми движени€ми подростка.

«Ёто что-то необыкновенное», — подумала она, но вслух не сказала ничего большего, чем короткое:

— я беру ее.

 ћалышке ѕэгги было п€тнадцать лет, когда она дебютировала на сцене «¬ик ”эллс Ѕалле» (будущем  оролевском балете) в роли снежинки в «ўелкунчике», а уже через год она превратилась в блистательную ћарго ‘онтейн, получив свою первую главную роль в обход других, уже признанных звезд. ¬ семнадцать лет она заменила прима-балерину јлисию ћаркову и танцевала свою первую ∆изель. — этих самых пор уже никто не мог равн€тьс€ с ней, не говор€ уж о том, чтобы превзойти. «Ѕлест€ща€ танцовщица с прирожденной грацией и изысканностью, ‘онтейн олицетвор€ла отличавшуюс€ высоким вкусом британскую школу с ее изначальной музыкальностью, совершенной линией и сдержанностью», — пишет ƒиана —олуэй. ≈е танец был безупречен, техника отточена до совершенства, очень скоро ћарго покорила балетоманов јнглии, а к тридцати годам, после выступлени€ в Ќью-…орке, к ее ногам пала и јмерика. Ёто был ее триумф, величайший миг славы, предел мечтаний — зрители любили ее, пресса воспевала ее, имену€ величайшей, несравненной и единственной. ¬ то, что когда-нибудь она получит еще больше, ћарго не верила… ќна даже и не думала об этом. Ѕудучи особой в высшей степени рассудительной, она понимала – то, чего ты не смогла добитьс€ к тридцати, после ты уже не сделаешь никогда. ћарго достигла своего предела, и она была вполне собой довольна… ¬ профессиональном плане.

 

4497432_margo_5 (466x600, 57Kb)

 

Ќа личном фронте все складывалось не очень удачно.

ћарго планировала выйти замуж где-нибудь лет в тридцать п€ть, постепенно оставить балет и зажить тихой, спокойной жизнью, о который в минуты особенно изнурительной работы, так мечтала… Ќо в тридцать четыре она вдруг пон€ла, что до воплощени€ идиллических мечтаний в жизнь весьма далека. ” нее были два романа: с бывшим музыкальным руководителем труппы, сильно пьющим, милым и несчастным  онстантином Ћамбером, и со страстным французским хореографом –оланом ѕети, — ни тот, ни другой не могли претендовать на серьезность. ¬ своей автобиографии ћарго даже не упоминает о них, они были лишними в ее жизни, они никак не вписывались в придуманный ею дл€ себ€ идеальный образ жизни  оролевы ћарго, блистательной и совершенной, они занимали очень мало места в ее душе, не заполн€€ пустоты, как не может призрак заменить живого человека.

 

4497432_peti_i_margo (480x320, 99Kb)

 

Ќуреев, «изи, –олан ѕети и ћарго

ƒостаточно ли соответствовал ее идеалу панамский посол “ито де јриас? —ложно сказать. ћарго просто влюбилась, и все ее разумные и правильные планы как всегда лопнули, подобно мыльному пузырю… ћарго влюбилась в “ито за семнадцать лет до того дн€, когда он предложил ей руку и сердце. “огда ћарго была юной и глупенькой. ѕовзрослев, она полагала, что чувства ее успели остыть и покрытьс€ пеплом, что она уже и думать забыла о существовании красивого стройного мальчика, который так зажигательно танцевал румбу на студенческой вечеринке. Ќо неужели где-то глубоко-глубоко под пеплом еще тлела искорка? »ли правда то, что насто€ща€ любовь никогда не умирает?

јвтобиографи€ ћарго так же далека от реальности, как и автобиографии большинства других знаменитостей, оберегавших свою личную жизнь от любопытной толпы, жадной до скандалов. Ѕольшой опыт звезды научил ћарго пространно отвечать на вопросы, и говорить – ничего не сказав. ќна настолько приукрасила их с “ито семейную жизнь, что знакомые читали ее воспоминани€ как добрую сказку о прекрасной принцессе и благородном принце, не узнава€ в них реально существовавшей супружеской пары де јриас.

 

4497432_MargoFonteiniTito02 (500x345, 108Kb)


  моменту свадьбы “ито уже совсем не был тем юным и стройным красавцем, в которого с первого взгл€да и до умопомрачени€ влюбилась ћарго.  огда они познакомились, ћарго гастролировала с —эдлерс-”эллс балле в  ембридже, где училс€ “ито. ≈й было восемнадцать, ему было немногим больше.

ќтец “ито какое-то врем€ был президентом ѕанамы и тот серьезно готовилс€ к политической карьере. ¬се остальное, и в частности — влюбленна€ юна€ балерина, имело дл€ него мало значени€. “ито всегда был необычайно загадочен и таинственен, име€ обыкновени€ неожиданно исчезать и столь же неожиданно по€вл€тьс€. ќн исчез, отплыв в ѕанаму, и оставив ћарго с разбитым сердцем, и по€вилс€ спуст€ семнадцать лет, как ни в чем не бывало, попав как раз в тот удачный дл€ себ€ момент, когда ћарго, разочарованна€ в мужчинах, чувствовала себ€ особенно одинокой и несчастной…

¬ тот день она готовилась танцевать «—п€щую красавицу» в театре «ћетрополитен» в Ќью-…орке. —пектакль вот-вот должен был начатьс€, мысли ћарго были всецело зан€ты предсто€щим выступлением, когда вдруг театральный служащий принес ей в гримерную визитную карточку, на которой значилось: «–оберто Ё. јриас, представитель ѕанамы в ќрганизации ќбъединенных Ќаций».

— ƒжентльмен вернетс€ к концу балета, — сообщил служащий озадаченной ћарго.

”же в антракте джентльмен сто€л у дверей ее гримерной. “ито постарел, потолстел и подурнел, он уже совсем мало походил на того мальчика, в которого ћарго влюбилась много лет назад.

ќни мило побеседовали, расстались — и ћарго тут же выкинула его из головы.

 

4497432_margo_4 (338x450, 29Kb)


Ќо уже на следующее утро “ито разбудил ее и напросилс€ на завтрак, во врем€ которого попросил ее стать его женой.

ћарго расхохоталась. ќна сочла это шуткой, очень странной и глупой шуткой – “ито был женат, у него было трое детей, а потом… они не виделись семнадцать лет! Ёто много, слишком много! «а это врем€ они стали друг другу абсолютно чужими.

“огда – семнадцать лет назад – “ито держалс€ с ней довольно холодно, ћарго так и не смогла пон€ть, как же он относитс€ к ней на самом деле, теперь вдруг он стал словно одержим ею… ќн осыпал ее цветами, дарил бриллиантовые браслеты от  артье, готов€сь к приему, который устраивал в ее честь, он разослал каждому гостю телеграмму в тридцать слов. ¬ Ћос-јнджелесе он пыталс€ произвести на нее впечатление своими друзь€ми, знаменитыми актерами, один из которых одолжил им свой корабль дл€ путешестви€ на остров  аталина.

  –ождеству ћарго согласилась выйти за него. ћногие ее друзь€ и знакомые полагали, что она совершает безрассудство, но это было не так. ћарго никогда ничего не делала безрассудно. ≈й было 36 лет, карьера клонилась к концу, и какой могла бы стать ее жизнь спуст€ каких-нибудь п€ть лет? ѕустой, серой и ничем не примечательной. «рители забыли бы ее, критики забыли бы ее, ћарго ‘онтейн ушла бы в историю. ј с “ито… ” “ито было множество недостатков, но с ним всегда было весело. ќн легко умел превращать серые будни в праздник, когда он по€вл€лс€, все оживало, все приходило в движение.

 огда удивленные друзь€ спрашивали ее, о причинах странного, с их точки зрени€, решени€, ћарго пожимала плечами и улыбалась.

— — ним мне никогда не будет скучно, — говорила она.

—ледующие несколько лет полностью подтвердили ее слова. „ерез два года после свадьбы, состо€вшейс€ в феврале 1955 года, “ито попыталс€ устроить в ѕанаме переворот.  ак раз в это врем€, ћарго прилетела к нему на отдых… —лово «революци€» произнесенное пылким супругом, повергло ее в прострацию, но разве не чего-то подобного она хотела, когда говорила «с ним не будет скучно»?

 

4497432_MargoFonteiniTito03 (700x525, 79Kb)

 

ѕопытка переворота не удалась и “ито был вынужден бежать. ћарго, прикрыва€ его побег, подн€ла паруса на своей €хте, внушив врагам мужа, что тот пытаетс€ скрытьс€ на ней.  о всему прочему ћарго забила €хту оружием и боеприпасами, чтобы, пока ее обезвреживают, у “ито было больше времени на то, чтобы скрытьс€.

“ито удалось бежать, а ћарго задержали, и препроводили в тюрьму, где утонченна€ прима  оролевского балета провела ночь. явно не самую лучшую в своей жизни. ”тром ее депортировали в ћай€ми.

 огда ћарго прилетела из ћайами в Ќью-…орк, ее встречала толпа журналистов, предвкушавших сенсацию, но ‘онтейн умело от них отбилась, толком ничего не сказав, — это она умела делать мастерски.

ѕозже “ито почти примирилс€ с правительством ѕанамы, но зна€ склонность де јриаса к интригам, его предпочли держать подальше от страны, отправив послом в ¬еликобританию. “ито и там не перестава€ плести революционные заговоры, но ничего толкового у него, разумеетс€, не вышло.

ћарго принадлежала к тому типу женщин, дл€ которого органично и естественно подчин€тьс€ мужчине, чувствовать себ€ при нем маленькой и слабой, посто€нно знать, что есть надежна€ спина, за которую можно спр€татьс€ от всех напастей. » это вовсе не значит, что с де јриасом так оно и было, — суд€ по истории с €хтой все было как раз наоборот, — но “ито очень хорошо умел создать нужную видимость. ѕо словам его дочери от первого брака  ерубины, котора€ частенько проводила каникулы у отца и его новой жены, он всегда считал себ€ защитником ћарго, и та вс€чески его в этом поощр€ла. ѕо словам  ерубины, ее отец относилс€ к ћарго как к персонажу, вроде ∆изель, о которой необходимо посто€нно заботитьс€, и не позвол€л ей и шага ступить без него.

 

4497432_margo_11 (700x525, 94Kb)

 

ћарго тоже относилась к нему, как к персонажу. ќна придумала дл€ него образ благородного пирата, немножко авантюриста, очень оба€тельного и лихого. ѕридумала и поверила в него. ¬ 1990 году, в посв€щенном ей документальном фильме, ћарго сказала: «ѕока € не стала женой “ито, то абсолютно не представл€ла, кто € така€ вне сцены. ј потом вышла замуж за него и узнала: € – госпожа “ито де јриас».

«‘онтейн упивалась густой смесью власти, искусства и блеска, в которую погрузилась ее жизнь с “ито. ќна встречалась с  астро, с „ерчиллем и с королем »ордании ’усейном, отправл€лась в круизы с давним при€телем “ито јристотелем ќнассисом и его любовницей ћарией  аллас. ∆онглиру€ двум€ карьерами, она старательно несла об€занности супруги посла», — пишет ƒиана —олуэй. —охранилась ли где-то в глубине ее души юношеска€ любовь к красивому мальчику, или она полюбила его снова — уже таким, каким он стал семнадцать лет спуст€, или, как полагали ее знакомые, всего лишь уговорила себ€ в том, что любит его, факт остаетс€ фактом – ћарго действительно любила своего мужа. Ћюбила всем сердцем, всем своим существом, как и вс€ка€ влюбленна€ женщина, вид€ всегда в предмете обожани€ только хорошее и не замеча€ плохого.

Ќет, это вовсе не значит, что она ничего не знала о его похождени€х, дурочкой ћарго не была никогда.   тому же «благородный пират» “ито совсем не смущалс€ ее присутствием, когда ухаживал за женщинами, а уж разговоров о его победах на любовном фронте просто не было числа. Ќо ћарго все терпела и все прощала, она относилась к изменам мужа, как к некой присущей ему особенности, маленькому дефекту, который никак невозможно устранить. ” ћарго была железна€ система защиты своего душевного поко€ и благополучи€. ≈й не нужны были скандалы, вы€снени€ отношений, разлуки, слезы, боль, и она сумела все устроить так, чтобы ничего этого не было. ≈сли она не могла решить проблему, она, как —карлетт ќ`’ара говорила себе: «€ подумаю об этом завтра», но завтра не наступало никогда. ѕроблема укладывалась в дальний €щик и благополучно пылилась в нем до тех пор, пока не истлевала. “олько однажды, когда секретарша “ито стала проводить слишком много времени в их компании, ћарго призналась, что не знает, сколько еще сможет вынести это… Ќо вынесла. ¬ынесла — как и все до того, как и все после.

ƒрузь€ ћарго терпеть не могли “ито, изо всех сил стара€сь быть с ним любезными только ради любви к ней. ƒаже –уди Ќуреев, который никогда не отличалс€ терпением, всегда был вежлив с “ито, не жела€ расстраивать ћарго, что еще раз доказывает, что он безмерно уважал ее. “ито же называл –удольфа «этим сумасшедшим русским», нарочно при нем отзывалс€ пренебрежительно о балете и заводил разговор о политике, котора€ –удольфу была совершенно не интересна. Ќарочно ли он провоцировал Ќуреева, или это происходило само по себе, от злобы и ревности, неизвестно. ясно одно – “ито не мог просто так смир€тьс€ с тем, что сердце его жены принадлежит не только ему одному. Ќо смиритьс€ пришлось.

4497432_margo_8 (333x466, 37Kb)

 

ћарго и –удольф были идеальной парой. »х партнерство, может быть, €вл€лось самым удачным за всю историю балета. –удольф обладал неверо€тной способностью вдохновл€ть на подвиги. ¬ нем было столько энергии, что ее хватало не только дл€ него самого, но и дл€ окружающих. ќн танцевал на грани невозможного и подталкивал к тому же ћарго.  огда она падала от усталости и говорила: «я больше не могу», он говорил ей в ответ: «ћожете! я знаю, что можете!» » она вставала и делала невозможное. ” ћарго было только два выхода – делать так, как он говорит, или оставить балет. ќна не могла оставить балет, а потому ей пришлось соответствовать –удольфу, посто€нно, день за днем совершать подвиг, делать невозможное.

 

4497432_margo_3 (592x599, 34Kb)


ћарго танцевала и удивл€лась – она и не знала, что у нее столько сил, она и не подозревала, что в столь преклонном дл€ балерины возрасте ее техника так крепка, так точна. Ќеужели это значило, что раньше она танцевала в пол силы?! — –удольфом ћарго легко перешагнула предел, которого достигла в пике своей карьеры. ƒа собственно говор€, а был ли этот самый пик? ќна думала, что был… ј теперь… “еперь она уже и не знала, что думать! ћарго сбросила как минимум дес€ток лет, в танце она полностью преображалась, она становилась ∆изель, ќдеттой, ƒжульеттой, и никто никогда гл€д€ на нее не вспоминал, что она давно уже не девочка.  роме нее самой никому не приходила в голову ассоциаци€ «овца и €гненок», да и она сама перестала о ней вспоминать.

 ¬ кассах росли очереди, пресса захлебывалось от эмоций, зрители дежурили у служебного входа в надежде получить автограф и визжали от восторга, завидев обоих танцовщиков. –аньше такого с ней не было никогда!.. «…  огда они вдвоем на сцене смотр€т друг на друга, улыбаютс€ друг другу, плачут, прощают или гл€д€т в лицо смерти, все прочее бледнеет, и кажетс€, будто во всем мире осталось лишь два человека, — писал в «Ќью-…орк геральд трибьюн» ”олтер “ерри, — ¬чера вечером зрители встали и визжали – именно визжали – полчаса. ѕеред ними €вилось величие, и они это знали».

 

4497432_margo_15 (507x700, 117Kb)

 

–удольф действительно дал ћарго очень много, но и она, в свою очередь, дала ему не меньше. ќна была идеальной партнершей, какую только он мог пожелать, когда он выходил из себ€, злилс€, кидалс€ различными предметами и орал, она соблюдала лед€ное спокойствие.

ќн кричал:

- ƒерьмо! ƒерьмо! ¬аш танец дерьмо!

ј ћарго поворачивалась к нему, улыбалась и говорила сладким голосом:

— ’орошо, расскажите, в чем именно € дерьмо, и, возможно, тогда € сумею исправитьс€.

–удольфа бо€лись все, начина€ от танцовщиков, заканчива€ директорами труппы, ћарго всегда смотрела ему пр€мо в глаза, всегда вежливо улыбалась – сломать ее, вывести из себ€, не по силам было даже ему. «” ћарго была стальна€ спина и вол€, — говорила ее подруга ћод √ослинг, — » эти качества оставались важнейшими при работе с таким партнером, как нервный и возбудимый –удольф».

¬ апреле 1964 года ћарго и –удольф отправились на гастроли в јвстралию, перед этим ћарго летала в ѕанаму провести несколько дней с “ито, который начал новую политическую компанию. Ќежной встречи не получилось, “ито был слишком зан€т политикой, ко всему прочему он еще зате€л интрижку с женой своего политического союзника… ¬ растрепанных чувствах ћарго полетела в —идней и полностью погрузилась в работу. ѕосле окончани€ гастролей –удольф поехал в  опенгаген к Ёрику Ѕруну, а ћарго торопилась в ћайами на встречу с мужем, который обещал непременно прибыть на день ее рождени€. ќднако по прибытию в ћай€ми ћарго вы€снила, что муж все еще в ѕанаме, слишком зан€т выдвижением своей кандидатуры в Ќациональную ассамблею. ќна позвонила ему, и “ито за€вил, что вырватьс€ к ней никак не сможет – все еще идет подсчет голосов. √ор€ желанием увидеть мужа, ћарго сама полетела ¬ ѕанаму, и — как и следовало ожидать – по€вилась весьма не кстати. “ито был поглощен выборами и не удел€л жене никакого внимание. ћарго скучала, чувствовала себ€ заброшенной и очень скоро улетела в Ўтутгард на следующий тур выступлений с Ќуреевым. 

 

4497432_margo_6 (480x700, 125Kb)


Ёто случилось восьмого июн€ 1964 года. ћарго и –удольф находились в английском городе Ѕате на открытии ежегодного музыкального фестивал€ »егуди ћенухина, где они должны были выступать, когда жена ћенухина, балерина ƒиана √улд, подбежала к ним, отвела ћарго в сторону и прошептала:

— ¬ “ито стрел€ли. ќн жив, и находитс€ в больнице.

” ћарго подогнулись коленки.

— я знала… € знала, что рано или поздно это случитс€! – прошептала она побелевшими губами.

Ќалетели газетчики и друзь€м едва удалось увести от них совершенно потер€вшуюс€ ћарго. ќна немного пришла в себ€ только в отеле, после того, как  еннет ћакмиллан и  ит ћани влили в нее несколько рюмок конь€ку. ƒжоан “ринг пыталась дозвонитьс€ в ѕанаму, что было совсем не просто, но в конце концов ей удалось добыть свежие новости.  ак только она попыталась рассказать их ћарго, у той случилась истерика, она схватилась за голову, закричала и побежала по коридору в пустой танцевальный зал. “ам –удольф и ƒжоан и нашли ее рыдающую, скорчившуюс€ в кресле. –удольф обн€л ее и попыталс€ успокоить, но прошло целых четыре часа прежде чем ћарго позволила ƒжоан рассказать ей о страшных событи€х в ѕанаме.

 

4497432_RudolfNureyev1980s (617x480, 35Kb)


«я сказала ей, кто в него стрел€л, — вспоминает “ринг, — ќна за€вила, что € ошибаюсь. “огда € устроила ей разговор с ее деверем, и подтвердилось, что € не ошиблась. я сказала, что если она хочет увидеть “ито живым, то должна отправл€тьс€ сейчас же».

ћарго поговорила по телефону с братом “ито, тот уверил ее, что ее муж вне опасности, и тогда ћарго решила отложить вылет — вечером следующего дн€ у нее должна была состо€тьс€ премьера… ∆елезна€ ћарго сумела вз€ть себ€ в руки и прекрасно станцевала свою партию дважды – второй раз по требованию публики.

Ќа следующий день ћарго улетела в ѕанаму. Ќе заезжа€ в гостиницу, она сразу из аэропорта отправилась в больницу.  огда она вошла в палату мужа, то испытала самый насто€щий шок: “ито лежал прив€занный к какому-то узкому столу, он был парализован и не мог даже пошевелить головой. ¬ отверстие в его горле была вставлена трубка, через которую он дышал, внутривенно ему вводили лекарства и глюкозу.

¬ “ито стрел€ли четыре раза – две пули застр€ли в груди, еще одна пробила легкое, четверта€ попала в шею сзади около позвоночника. —трел€л некий јльфредо ’именес, подкарауливший машину “ито на перекрестке. ’именес был соратником и правой рукой “ито. —уществовало несколько версий, почему вдруг он решилс€ убить своего друга. —огласно одной из них, он возненавидел “ито за то, что тот спал с его женой. —огласно за€влению самого “ито, он отказалс€ выполнить требование ’именеса сделать его своим заместителем. »сход€ из особенностей характера де јриаса, перва€ верси€ показалась ћарго наиболее правдоподобной…  о всему прочему, ’именеса не судили, что еще больше укрепило всех во мнении, что преступление было совершено из ревности.

—пуст€ несколько дней после покушени€ к “ито вернулс€ дар речи и ћарго решилась перевезти его в јнглию, в очень хорошую клинику —оук ћэндвил, €вл€вшуюс€ известным центром по лечению травм позвоночника. ”же через две недели после этого ћарго снова вышла на сцену. ќна работала как сумасшедша€, выматыва€ себ€ до последнего предела, после этого она отправл€лась в больницу дежурить у постели “ито. ќднажды организм не выдержала напр€жени€, ћарго повредила мышцу голени и вынуждена была сделать перерыв в выступлени€х. ¬от тут ей пришлось совсем не сладко – ничто больше не могло отвлечь ее от мыслей о “ито и о том, что будет с ним дальше… что будет дальше с ней.

¬ одно из дежурств ћарго, у “ито вдруг перестало битьс€ сердце. ” него подскочила температура до 42,5 градусов по ÷ельсию, он впал в кому. ѕочти никто не сомневалс€, что он умрет, но “ито выжил, правда теперь уже навсегда потер€л дар речи… „ерез несколько лет он научилс€ издавать невн€тные звуки, которые ћарго с большим трудом удавалось понимать.

ќт кровати мужа ћарго бежала на репетиции, танцевала и снова бежала в больницу. ќна танцевала великолепно, как всегда, никто из зрителей не замечал ее переживаний, никто не знал, чего ей стоит сейчас та обычна€ маги€ танца, к которой все привыкли. —пуст€ какое-то врем€ ћарго пришлось оставить “ито, чтобы поехать на гастроли в Ћиван. ¬последствии она говорила, что к этому ее вынудили финансовые затруднени€. ѕолитическа€ кампани€ “ито пожрала все их сбережени€, а больничные счета все росли и росли… Ќо конечно не только денежные соображени€ заставл€ли ћарго напр€женно работать, она была рада уйти от жестокой реальности в сказочный мир танца. «–еальна€ жизнь часто казалась гораздо более нереальной, чем сценическа€, — вспоминала она, — € €сно понимала свою собственную личность, только изобража€ какой-нибудь выдуманный персонаж».

 –оль супруги “ито де јриаса была самой сложной в ее жизни и стоила ей дороже всего. Ќа прот€жении следующих двадцати п€ти лет ћарго преданно ухаживала за парализованным мужем. «≈ще два года он оставалс€ в больнице, куда ‘онтейн ездила навещать его каждый вечер, просижива€ три часа в поезде, встава€ на рассвете, чтобы его покормить и воврем€ вернутьс€ в Ћондон на зан€ти€ в классе и на репетиции. ќна даже стала учитьс€ водить машину, чтобы самосто€тельно ездить на станцию и обратно. ѕосле спектакл€ она с сандвичем в руках мчалась повидатьс€ с “ито, а потом ночевала в ближайшем отеле. ≈е преданность была всеобъемлющей…» — пишет ƒиана —олуэй.

4497432_margo_i_tito (650x632, 222Kb)

 

»так, теперь уже “ито не мог даже разыгрывать роль опоры и защиты, теперь он сам попал в полную зависимость от своей жены. ћарго забрала его из клиники и отвезла домой, но и дома она не оставила его чахнуть в четырех стенах. “ито так любил вести бурную светскую жизнь, что ћарго просто не могла оставл€ть его одного, когда сама направл€лась куда-то. Ќи на минуту она не могла отвлечьс€ от того, что ее муж один, ему грустно и одиноко, и ей самой ничто уже не было в радость. ¬ итоге она начала брать его с собой… Ќа инвалидной кол€ске “ито путешествовал по гастрол€м, бывал на приемах у друзей, каталс€ на €хтах. “еперь он всегда был вместе с ћарго, и она постепенно стала чувствовать себ€ с ним по насто€щему единым целым. ќна даже письма к друзь€м стала подписывать именем «ћарготито». »ллюзи€ полноты жизни была с “ито всегда до самой его смерти. ћарго не позволила ему превратитьс€ в живой труп, в безмолвное существо, о котором все забыли бы.

4497432_margo_10 (451x700, 166Kb)


“ито умер в но€бре 1989 года от рака толстой кишки. ћарго в то врем€ был уже семьдес€т один год и она сама была т€жело больна, — у нее был рак €ичников. ћарго жила на своей ферме в ѕанаме, покида€ ее только дл€ того, чтобы посетить врача. ќна была еще жива, но уже не жила. ∆изнь кончилась в тот момент, когда она перестала танцевать. ћарго ушла со сцены в конце семидес€тых.  акое-то врем€ она еще участвовала в особенно выгодных ангажементах вместе с Ќуреевым, но большую часть времени она проводила на ферме. ћарго устала… ќна старалась из последних сил, но врем€ неумолимо двигало ее к финалу. «вучали последние аплодисменты… «анавес вот-вот должен был упасть.

¬ окружении стада коров и п€ти собак, ћарго жила вдали от блистательного света, в тишине и покое, вед€ весьма спартанский образ жизни. ѕосле сорока п€ти лет служени€ английскому балету, она не имела пенсии, а накопленные за выступлени€ сбережени€ давно исс€кли, потраченные на врачей “ито. »з своего дома ћарго могла св€зыватьс€ по телефону только с ѕанамой, дл€ звонков на большие рассто€ни€ ей приходилось ездить на автомобиле в отель неподалеку.

–удольф регул€рно звонил ей, а когда ћарго легла в больницу, то часто посещал ее, несмотр€ на то, что лечебные учреждени€ навевали на него жуткую тоску. ќн сам был уже давно болен, и чувствовал, что и его жизнь неумолимо катитс€ к закату.

  1990 году ћарго перенесла уже несколько операций и теперь была практически прикована к постели.

— я привыкла гастролировать по театрам, а теперь гастролирую по больницам, — шутила она.

ќна выгл€дела такой слабой и несчастной, что у –удольфа наворачивались на глаза слезы. ќн пыталс€ вести себ€ с нею так, как привык… как сама она привыкла, не позвол€€ ей расслабл€тьс€ и покор€тьс€ болезни.

— “ы должна делать со своим телом то, чего тебе не хочетс€ делать, — убеждал он ее, заставл€€ вставать с постели, передвигатьс€ без палочки и без вс€кой посторонней помощи. » ћарго подчин€лась…  ак когда-то она делала невозможное только потому, что он с уверенностью говорил ей «ты можешь!»

ћарго никогда не узнала, что –удольф оплачивал многие ее больничные счета, потому как ее собственных средств совсем не осталось. ѕотом пошли с молотка драгоценности, а 30 ма€ 1990 года торжественный бенефис в ее честь принес двести п€тьдес€т тыс€ч фунтов стерлингов, направленные в трастовый фонд дл€ поддержки ћарго до конца ее дней.

«а день до бенефиса ƒжейкоб –отшильд устроил в своем доме прием дл€ –удольфа, ћарго и  ерубины де јриас, ухаживавшей за мачехой.  огда пришло врем€ спускатьс€ к обеду, ћарго пон€ла, что не в состо€нии спуститьс€ с лестницы и –удольф отнес ее вниз на руках, как много раз это делал на сцене.

 огда ћарго пон€ла, что умирает, и врачи больше ничего не в силах сделать дл€ нее, она совсем поселилась в ѕанаме и завещала, чтобы ее кремировали, а прах похоронили в могиле ее мужа “ито. ƒаже теперь она не могла не запланировать все заранее. ќна сама выбрала церковь, где ее будут отпевать: это была та же церковь, где отпевали “ито, и ћарго попросила св€щенника, который служил заупокойную мессу по ее мужу, оказать ту же услугу и ей. ћарго всегда хотела жить в сказке, и теперь ей казалось, что если все будет так, как она хочет, если ее смерть будет в точности похожа на смерть “ито, если в последний миг перед тем, как навсегда закрыть глаза, она подумает: «они жили долго и счастливо и умерли в один день» — то, может быть, даже сможет в это поверить…

ћарго умерла 21 феврал€ 1991 года. » на сей раз то, что она запланировала, исполнилось в точности… ћожет быть, впервые в жизни. ќна похоронена в одной могиле с “ито, они снова вместе, и теперь уже, должно быть, навсегда.

 

4497432_margo_14 (700x417, 92Kb)


–удольф не был на похоронах ћарго. ќн знал, что должен был поехать, но не смог себ€ заставить посмотреть на нее мертвую. ¬место того, чтобы лететь в ѕанаму, он отправилс€ в свой дом на острове —ен-Ѕартельми, где заперс€ от всех, играл Ѕаха и плакал. ѕлакал по ћарго и по себе… Ќебо было €сным и синим, солнце светило так же €рко, как всегда, и волны теплого мор€ с тихим шелестом набегали на берег, но смерть уже сто€ла р€дом и т€жело дышала в затылок. ¬ тот день –удольф впервые услышал ее дыхание.

 

4497432_Nyriev1 (300x225, 17Kb)


“ать€на ”мнова

 

–убрики:  »стории любви и судьбы известных людей
ћетки:  

ѕроцитировано 7 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



_Sofia-9_   обратитьс€ по имени —уббота, 10 јвгуста 2013 г. 14:04 (ссылка)
—пасибо ћариночка за интересный рассказ ! я познакомилась не только с прекрасной ћарго , но и с еЄ другом- партнером –удольфом Ќуриеевым , к сожалению мало знала о нем. Ћюбовь к балету они пронесли через всю свою жизнь!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 10 јвгуста 2013 г. 18:04ссылка
≈го называют и Ќуреевым (как в ¬икипедии и в большинстве источников), и Ќуриевым (так почему-то у нас больше прин€то), но что талант - так это да! » ћарго тоже! Ќелегка€ ей судьба досталась - 25 лет ухаживать за парализованным мужем и зарабатывать на жизнь! —ильна€ женщина!
‘усик   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 11 јвгуста 2013 г. 00:51 (ссылка)
ѕо разительна€ истори€! я читала затопив дыхание.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 11 јвгуста 2013 г. 00:53ссылка
–ада, что ¬ам понравилось. ћен€ тоже поразила судьба этой талантливой и красивой женщины.
‘усик   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 11 јвгуста 2013 г. 01:00 (ссылка)
ћарина, мне не просто понравилось, € очарована чистотой и целеустремленностью этих людей! —тыдно стало за свои мелкие проблемы и переживани€! —пасибо вам за такую красивую историю
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 11 јвгуста 2013 г. 01:12ссылка
Ќе даром же говоритс€ - все познаетс€ в сравнении. ћы любим поскулить, пожаловатьс€ на судьбу, а ведь часто все наши жалобы надуманы. ѕосмотришь по сторонам- сколько гор€! —тоит ли скулить? ћожет быть, впору Ѕога благодарить?!
martiny_mila   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 23 јвгуста 2013 г. 16:40 (ссылка)
ƒл€ мен€ два имени неразрывны - ћарго ‘онтейн и –удольф Ќуриев! Ѕлистательные танцовщики! » такие непростые судьбы!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 23 јвгуста 2013 г. 16:53ссылка
¬от как же все-таки правильно звучит его фамили€? ¬о всех источниках пишут по-разному. ” нас больше употребл€етс€ Ќуриев, на западе Ќуреев. ¬ источниках объ€сн€ют это так: ‘амили€ его пишетс€ по-разному Ч Ќуриев или Ќуреев, поскольку, когда его дед получил ее, он не умел писать; а отца его назвали при рождении не ’аметом, а ћухаммедом, и лишь впоследствии он сам изменил свое им€. Ќуриев не знал даже точного места своего рождени€ Ч он родилс€ в поезде, где-то неподалеку от »ркутска.
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 23 јвгуста 2013 г. 16:58ссылка
ƒа, у нас как-то прин€то писать Ќуриев. ’от€ Ќуреев вполне возможно.... в жизни ситуации случаютс€ вс€кие...
ѕерейти к дневнику

„етверг, 23 ћарта 2017 г. 13:53ссылка
Ќа надгробье его могилы ..–.Ќ”–≈≈¬ http://photo.i.ua/user/1724148/161546/3955081/‘ранци€, русское кладбище —ент-∆еневье де Ѕуа, под ѕарижем.
fontain   обратитьс€ по имени „етверг, 23 ћарта 2017 г. 13:44 (ссылка)
—пасибо за очень трогательную историю жизни сильной и талантливой женщины, Ѕыла во франции и посетила могилу –. Ќуриева на русском кладбище —ент ∆еневье де Ѕуа, под ѕарижем, если удастс€ размещу фото или хот€ бы ссылку..http://photo.i.ua/user/1724148/161546/3955081/
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 23 ћарта 2017 г. 17:23ссылка
Ѕольшое спасибо за фото его могилы. ƒа, есть разночтени€ в фамилии - и Ќуриев, и Ќуреев. √лавное, что оба они были таланты!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку